articles Психологическая аптечка. Зачем, Когда, Что и Как использовать?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Психологическая аптечка. Зачем, Когда, Что и Как использовать?



В этой статье речь пойдет о Психологической Аптечке. Мы с вами поговорим о том: Зачем, Когда, Что и Как делать, если возникло желание как-то себе помочь в стрессовой ситуации.

Я расскажу о том, какие есть техники на этот случай, а также о том, почему они работают и что определяет их эффективность. Это даст вам некоторое представление, а, возможно, и идеи о том, что вы уже умеете и могли бы для себя делать в стрессе.
В конце статьи также будет информация о том, что можно сделать, если есть желание попрактиковаться. 

Зачем учиться справляться со стрессовой ситуацией?

Итак, Зачем? Ну, тут все просто. Жизнь без стрессовых ситуаций невозможна, с этим придется смириться. Но, чтобы сохранять психологическую устойчивость и здоровье важно научиться не "залипать" в стрессовой ситуации, а уметь вернуть себе спокойствие, чтобы затем разобраться в сложившейся ситуации, используя свой рациональный ум, а не эмоции.

На своих тренингах я много рассказываю о состояниях, в которые мы попадаем, когда активируются наши защитно-оборонительные реакции ВНС - Бей, Беги, Замри. В этих состояниях нашими действиями управляют архаичные рефлексы выживания, тогда как наш рациональный ум обесточен.

Спокойствие помогает переключить нервную систему в режим, когда наша потребность обороняться снижается и мы получаем доступ к своим знаниям и жизненному опыту, хранящемуся в рациональном уме, а значит и качество совершенных действий и принятых решений будет намного выше.

Когда применять техники работы со стрессовым состоянием?

Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Тогда, когда включаются наши защитно-оборонительные реакции. Чтобы научиться их точно отслеживать нужна предварительная работа, например, по составлению словесных описаний состояний, которые у вас включают защитно-оборонительные реакции.

Про то, как важно уметь описывать словами свои состояния, чтобы снижать свой общий уровень тревоги и уметь быстрее восстанавливаться, я расскажу вам в одной из своих следующих статей, в реальной же жизни начинать нужно с другого.

Нужно тренировать навык замечать, когда вы переключаетесь в защитно-оборонительное поведение. Именно в этот момент помощь себе будет максимально эффективна и поможет быстро восстановиться. В такой момент можно спросить себя: "Что со мной сейчас происходит?" Если вы не можете сформулировать внятный ответ, будьте уверены, вы под властью защитных рефлексов. Если можете - здорово, потому что есть доступ к вашему рациональному уму, что очень помогает при стрессе.

По своей структуре, стрессовую реакцию можно условно разделить на 3 стадии:

1. Срабатывает триггер, который запускает защитно-оборонительную реакцию, которая в теле реализуется в виде включения биохимического алгоритма. В ходе нее вырабатываются гормоны стресса, которые попадая в кровоток и ткани начинают менять наше физическое состояние.

2. Параллельно с телесной реакцией разворачивается и эмоциональная. Мы можем попасть в состояние БЕЙ, БЕГИ, ЗАМРИ. По "мнению" тела именно оно должно нам помочь спастись.

3. И дальше, согласно задумке эволюции, мы что-то делаем, что помогает нам "успокоить" внутреннее "возмущение", вызванное триггером. Когда такое действительно происходит, наше состояние нормализуется и телесно и эмоционально.

Что делает раздражитель триггером, а что нет?

То, что воспринимается угрозой для психологического и физического здоровья человека, будет являться триггером. И главная фишка в том, что срабатывает именно субъективное восприятие чего-то как угрозы. Этот факт нас адресует к нашему жизненному опыту, включая обширный детский опыт, наполненный ощущением зависимости, включая телесный опыт, хранящийся только на уровне ощущений.

Возникновение психологического стресса также сильно связано еще и с тем какие у человека представления о своих ресурсах, ведь, действительно, в детстве их набор довольно ограничен. Если человек вырастая остается с детскими представлениями о своих ресурсах, то попадает в стресс гораздо чаще. Почему? 

  • Представление, занижающее ресурсы и возможности человека, делает его беспомощным даже в тех случаях, когда он вполне может справиться с ситуацией самостоятельно. В результате работает цепочка: ситуация -> испуг -> чувство беспомощности -> замирание
  • Но и обратная ситуация не лучше. Если в своих представлениях человек склонен завышать ожидания к себе, а на деле не обладает достаточным опытом, знаниями, ресурсами и силой, то это приводит к тому же результату, только цепочка тут будет немного другая: ситуация -> активация (мобилизация) -> активные действия -> чувство беспомощности -> замирание. При этом переход активация -> действия может "зацикливаться".
    Про состояние Замирания. Если в двух словах, то это состояние, когда эмоции притупляются, нет идей, что предпринять дальше - творческая энергия как будто застывает, нет сил даже на привычные действия, а не только на то, чтобы продолжить искать выход.
  • И третья важная вещь. Неадекватное представление о своих ресурсах приводит к частым ошибкам в поведении, а тут по принципу "вода камень точит" - чем больше ошибок, тем глубже раскол между объективной реальностью и представлением о ней. Образно говоря, количество шишек на лбу от похода по граблям может привести к сотрясению мозга.

Однако в целом, намерения эволюции благие, так как стрессовая реакция запускается именно для того, чтобы человек мог обратиться к свои ресурсам и помочь себе с их помощью приспособиться.  Это удобный случай, чтобы пересматривать свои представления о собственных ресурсах, а также набраться опыта успешно справляться с возникающими ситуациями. Если родители в свое время адекватно оценивали ресурсы ребенка и помогали только там, где ребенок не мог объективно справиться самостоятельно, то это и заложило основу объективного взгляда на себя и свои ресурсы. Если - нет, то с этой задачей вполне можно разобраться во взрослом возрасте.

Таким образом, понимая, как развивается стрессовая реакция и что ее провоцирует, а также осознав в какой-то момент времени, что у вас развивается стрессовая реакция, вы фактически можете что-то для себя сделать. 

И что же именно можно сделать в стрессовой ситуации?

Что делать, если я обнаружил себя в стрессе. Глобально, вы можете сделать 2 вещи:

  • Определенным образом не дать стрессовой реакции разворачиваться и набрать обороты, двигаясь к кульминации
  • Или, наоборот, помочь ей безопасным для себя и окружающих образом развернуться и отреагировать возникающие чувства и телесные ощущения.

Начну с Отреагирования. Этот понятие ввел Вильгельм Райх - отец телесно-ориентированной психотерапии. Методологию работы с телом, которую он создал в начале XX века, он так и назвал - Вегетотерапия, недвусмысленно адресуя нас к работе вегетативной нервной системы.

Но тут важно знать, что В. Райх работал с "застрявшим" напряжением, поэтому отреагирование главным образом подходит для напряженных состояний, состояний сдерживания. Сдерживания злости, раздражения, слез, плача, горя и тп. Но! и сильной радости, приятного волнения и других чрезмерных положительных или отрицательных реакций, которые по тем или иным причинам не нашли своего выхода.

Здесь мы работаем с проявлением и усилением возникших импульсов. Это очень удобно делать через голос и телесную работу, работая с напряжением - гипертонусом. Как правило, если этот способ вам подходит, то для ситуативного напряжения он работает довольно быстро. Но даже если вам удается таким образом сбросить напряжение — это только полпути, так как для того, чтобы эффективно справиться с возникшей ситуацией, нам нужна энергия и, не побоюсь этого слова, вдохновение. Вдохновение помогает обратиться к своим ресурсам и творчески их использовать.

Современные направления телесно-ориентированной психотерапии идут дальше, направляя человека к первичному ядерному уровню ощущений, то есть к контакту с чувствами радости, надежды, благополучия, удовольствия жить. Именно такой контакт дает энергию для реальных изменений, для исцеления — физического, психического и духовного, для контакта с новыми источниками внутренней поддержки. Именно такое состояние в психологии часто называют ресурсным.

Поэтому второй ряд техник — это техники, которые купируют развитие физиологической стрессовой реакции и направлены на возвращение нас в ресурсное состояние. Они базируются на современном знании физиологии стресса и задействуют ее. К такого рода техникам относятся телесные техники, дыхательные техники, мягкие голосовые, а также медитации и техники осознанности. Именно они сейчас чаще используются в практике, так как хорошо зарекомендовали себя в работе с клиентами.

Всегда важно помнить, что в этой работе наша задача не только остановить стресс, но и вернуть человеку продуктивное состояние сознания. Часто это неразрывно связано с задачей личностного развития, трансформации ваших способов саморегуляции и реагирования на стресс.

Тогда человек сможет не только справляться со стрессовыми ситуациями, но и:
  ✴️ быть психологически гибким
  ✴️ уметь позаботиться о близких людях не жертвуя собой
  ✴️ сохранять свое здоровье
  ✴️ умело использовать свои ресурсы
  ✴️ видеть возможности, которые предоставляет стрессовая ситуация
  ✴️ уметь хорошо вписываться в свое социальное окружение.

Как применять техники, нормализующие ваше состояние?

Здесь важен ваш творческий подход и практика. Многое будет зависеть от ситуации, в которой вы оказались, от того насколько сильно она вас задевает. Но чем больше вы практикуетесь, тем быстрее ваши нервная система научается успокаиваться, и вы сможете от дней переживаний перейти к минутам. 

По-моему опыту, по началу сложно вспомнить про какие бы то ни было техники и вопросы, тогда важно проделывать эту работу в тот момент, когда вы о ней вспомните. Пожалуй, это главное условие. 

И главное помните! Все время, которое вы посвятите тренировке этого навыка окупиться, и тогда вы вдруг обнаружите, что легко узнаете момент, когда вы переключаетесь в оборону, можете вспомнить про техники, которые могут вам помочь, и даже применить одну из них.







Об авторе статьи

`
Борисевич Ирина Владимировна

Рейтинг психолога: 10 10

Борисевич Ирина Владимировна

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и гипнотерапевт, НЛП Мастер, МВА, автор и ведущая групповых тренингов, певица и автор песен.
Город: Москва Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий


Психолог Ахромова Инна Сергеевна
Консультация по Skype

Ахромова Инна

Дипломированный психолог - консультант, работаю в интегративном подходе.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Коваль Екатерина Сергеевна

Коваль Екатерина

Психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт. Работаю с семьей, взрослыми,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍