articles
Начиная смотреть фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» я подумала о том, на сколько эти отношения удобны, как мало в них агрессии и конфликтов. Фильм состоит из 6 сцен, демонстрирующих супружескую жизнь Юхана и Марианны на протяжении 20 лет. Отчаянно супруги не замечают довольно большой части своих потребностей ради удовлетворения желаний общества и родителей. Этот фильм натолкнул меня на концепцию Дональда Винникотта о «достаточно» хорошей матери. Как и супруги в отношениях, мать не может быть идеальной и удовлетворяющей абсолютно все потребности младенца. В здоровой обстановке мать может быть лишь «достаточно» хорошей. Такая мать пытается дать ребенку поддержку и понимание, вместе с тем, не ограничивая его свободу и креативность, не навязывая ему свои желания и несбывшиеся мечты. Это мать, которая фрустрирует на сколько, чтобы дать ребенку со временем возможность найти свою идентичность, понять свои желания и потребности. Такая мать больше обращает внимание на удовлетворённость отношениями друг друга, чем на общественные правила и стереотипы.
В фильме мы видим, как отчаянно герои пытаются выполнять все пункты, чтобы соответствовать «идеальной» семье, где все расписано по мелочам на годы вперед. Так, они всегда проводят воскресенье с родителями и знают, где и когда они будут встречать те или иные праздники. Но вдруг, за занавесом планов и обязательств мы видим двух супругов, загнанных в ловушку, где супружеская жизнь еще больше отбирает у них автономию и спонтанность, так необходимую для творческого проживания жизни. Где Юхан обнаруживает, что сильно увлекается поэзией, но не может в этом реализоваться, а Марианна с детства хотела стать актрисой, но работает юристом.
Можно думать также и о другой концепции Винникотта, а именно, о фальшивом и истинном «Я». Фальшивое «Я» служит своеобразной маской, покрывающей истинные желания и потребности индивида, когда истинное «Я» не выдерживает натиска окружения. Супругам Юхану и Марианне потребовалось 20 лет, прежде чем они нашли свое истинное «Я». В нем нет скуки, и благодаря ему мы способны творчески и живо переживать мгновения нашей жизни. В конце фильма мы видим, как их отношения становятся более живыми и открытыми.
Можно думать, что пара становится созидающей, когда в ней создаются условия для творчества и реализации своих возможностей. Условия, которые были недоступны с родительскими объектами.
В ходе самого фильма проскальзывает очень много фраз, по которым можно судить о нарастающем недовольстве и кризисе в паре, кризисе фальшивого «Я».
Некоторые из них:
«Отсутствие проблем - и есть самая большая проблема», «Так и хочется проткнуть ваш счастливый шарик». «Такой жизни мы себе не выбирали, а, может, это выбрали за нас наши матери». После посещения психотерапевта главная героиня рассуждает: "Почему нельзя наслаждаться тем, что есть на этом свете. Можно быть большим и толстым и всегда в хорошем настроении".
Мы видим множество сцен, указывающих на неудовлетворенность браком у обоих супругов. Марианна выслушивает длительный монолог женщины, которая никогда не была счастлива в браке и лишь ждала, пока вырастут дети, чтобы можно было развестись. Она говорит: «Я воображаю себе, что во мне находятся эти возможности любви, только они находится в закрытом помещении и жизнь, которую я до сих пор вела все больше и больше покрывала оболочкой эти возможности». И, Марианна, невольно примеряет на себя эти возможности, пытаясь понять, а была ли она счастлива со своим партнером и в жизни вообще. Чувствовала ли она себя когда-либо свободно и творчески.
"Наша совместная жизнь полна уловок и запретов".
И вот, в один прекрасный день он говорит ей, что нашел любовницу. Она признает: "Это так странно. Я ничего не понимала и не замечала". И, кажется, она даже не страдает из-за этого. После чего Марианна абсолютно отстраненно говорит: "Пойдем спать. Уже поздно". И предлагает ему упаковать его сумку. "Знаешь, как долго я таил это в себе. Бросить тебя". "Мы задыхались от нехватки кислорода".
Он уезжает и она понимает, что вся жизнь рухнула. Но, кажется, развалилась она намного раньше. «Я всю жизнь пыталась всем угодить и притворяться».
И только, когда они подписывали бумаги о разводе он смог сказать ей, как он периодически ее ненавидел.