kolonki
Частичка НЕ особо популярна в нашем обществе. Куда взгляд ни кинь – всюду протест «не хочу», «не буду», «не то». И слова эти употребляются не только детьми. Обратите внимание, дорогие взрослые, на себя и своих друзей-знакомых.
КАК и ЧТО вы говорите, когда протестуете, упрямитесь, ленитесь, злитесь?
А я позволю себе процитировать знакомых мне детей.
«Попробуй это блюдо» - «Не хочу» - «А что хочешь?» - «Не знаю»
«Хотел бы ты этим заниматься/пойти туда/научиться этому?» - «Не хочу» - «А чего хочешь?» - «Не знаю».
Встречали такое у детей ближе к подростковому возрасту? Я - частенько. Скажу вам больше – у взрослых встречала не реже.
Не знаем мы, взрослые, в большинстве своем, чего хотим. Зато знаем, чего НЕ хотим. НЕ хочу такую зарплату. НЕ хочу работать вот так. НЕ хочу жить вот эдак. НЕ хочу ездить вот так. Спросишь: а как хочешь, давай пофантазируем, если бы все мыслимые и немыслимые ресурсы были у тебя в доступе, чего бы хотел и как? Затрудняется человек. Почему? Все просто: есть привычка НЕ знать. А привычки ЗНАТЬ, чего хочешь – нет. Ну что ж, решаемо. Давайте учиться привычкам, улучшающим качество жизни.
Переходим к практике.
Я «мучаю» своих близких и не очень близких людей – от родственников до клиентов - конкретизирующими вопросами:
- Чего хочешь?
- Как именно будет выглядеть то, что ты хочешь получить/достичь?
- В каком состоянии хотел/хотела бы находиться, когда получишь это/достигнешь этого?
- Что бы делал, чем бы занимался, если бы не нужно было думать о хлебе насущном?
Из любви к русскому языку
Простой способ замечать, что и как говорим – обращать внимание на слова. Учитесь замечать, когда говорите «не хочу», «не люблю», «не знаю». Поверьте психологу-практику, второе десятилетие проверяющего психологические «примочки» на себе – научиться этому просто, нужно время, некоторое количество внимания + мотивация.
Дальше. Как заметили, какими словами формулируете, сразу вопрос: а хочу чего? А люблю что? А знаю или хочу узнать о чем? То есть ловите быка за рога, как только заметили: приучайте свой ум мечтать.
Чего в результате добьетесь?
Появится привычка думать в сторону своих желаний и потребностей. Постепенно будет уходить критика, задержавшаяся в вас с подросткового возраста, унылый взгляд на жизнь, вечное сравнение себя с соседом.
Дети
А куда без них? Они, как всегда, копируют нас, берут пример с того, как мы живем, игнорируя то, что мы им усиленно вещаем. Поэтому учимся сами и начинаем говорить с ними на языке их желаний и потребностей.
· Пример: «Мог бы ты вытереть пыль?» - «Не хочу» - «А чего бы хотел сделать по дому – выбери, пожалуйста» - «Мусор вынести» - «Спасибо».
Екатерина Мануковская, психолог, гештальт-терапевт (Воронеж),
автор проекта «Психология для думающих родителей»