articles Круглый стол: Мудрость и Психотерапия
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Круглый стол: Мудрость и Психотерапия



Обращаясь за психологической помощью клиенты часто надеются на «мудрый совет»; критическая жизненная ситуация клиента нередко требует принятия «мудрого решения»; психотерапия трудного клиента, как правило, невозможна без «мудрого подхода» со стороны психотерапевта, но почему же тогда из размышлений о процессе психотерапии и компетентности психотерапевта понятие «мудрость» фактически исключено. Чтобы исправить эту ситуацию, мы решили обратиться с вопросами о значении мудрости в психотерапии к известным психотерапевтам.

Есть ли место мудрости в психотерапии? Возможна ли психотерапия мудростью? Применима ли житейская мудрость в психотерапии?

Можно ли говорить о специфической клинической мудрости психотерапевта? Должен ли компетентный психотерапевт обладать мудростью или без нее вполне можно обойтись при принятии решений в сложных клинических ситуациях?

Может ли обретение мудрости быть целью прохождения психотерапии для клиента и занятия психотерапией для специалиста?

Кто из известных психотерапевтов в наибольшей степени соответствует образу мудреца?


Эти вопросы мы задали знаменитым российским психологам и психотерапевтам Елене Газаровой, Виктору Семенову, Инне Хамитовой, Константину Ягнюку

Хамитова Инна Юрьевна – клинический психолог, семейный психотерапевт, Член общества семейных консультантов и психотерапевтов (ОСКИП), Международной Ассоциации Семейных Психотерапевтов (IFTA), Европейской Психотерапевтической Ассоциации (EAP). Доцент на кафедре системной семейной психотерапии ИППиП. Автор множества статей по семейной психотерапии и соавтор книг «Современный ребёнок и современный родитель: энциклопедия взаимопонимания» «Системная семейная психотерапия: классика и современность»// Москва: Инна круглый стол

Существует несколько уровней психологической помощи. Можно поддержать, приободрить, вселить уверенность в другого человека не обладая никакими специфическими психологическими знаниями. Тому пример эффект "случайного попутчика", когда совершенно постороннему человеку легче излить душу, рассказать про всю свою жизнь, и от этого получить облегчение. Как еще назвать происходящее, как не психологической помощью? Или, например, поддержка близких в ситуации утраты, когда от поведения наших родственников и друзей, по сути, зависит насколько долго, и как тяжело мы будем справляться со своим горем. Но это один уровень. Для этого уровня психологической помощи, я думаю, мудрость, жизненный опыт очень нужны. Ведь всегда очень ценно, когда нам дадут мудрый совет, реалистично оценят ситуацию. Такая помощь действительно может очень сильно поддержать человека и продвинуть его в решении проблем. Собственно, именно этот вид психологической помощи (можно назвать ее любительской) и существовал испокон веков, до того, как возникла психотерапия.

Существует и другой уровень психологической помощи. Профессиональная психологическая помощь кардинально отличается от помощи любителя (пусть и очень мудрого, чуткого и тонкого человека). Профессиональный психолог - это тот, кто опирается не на свой житейский опыт, каким бы разносторонним и глубоким он ни был, а на определённую теоретическую базу. Это тот, кто руководствуется не собственным личным опытом, а уже существующей психотерапевтической концепцией, объясняющей как устроена психика человека, его мотивации и поведение, как устроены отношения между людьми. Это тот, кто представляет, почему у человека возникла данная проблема, и какие техники в каких случаях следует применять и т.д. Профессиональный психолог никогда не действует в слепую. Он имеет представления о результатах своей работы, т.е. знает к чему он стремится и зачем делает те или иные вещи. Ни один вопрос не задаётся просто так, ни один комментарий не делается просто так. Кроме того, мы в ответе за свою работу. Хороший профессионал - психолог (психотерапевт) должен обладать определенными качествами. К ним относятся безусловное принятие, уважение другого человека. Без этих качеств трудно обучаться психологии, и невозможно оказывать психологическую помощь другому человеку. Входит ли в этот перечень мудрость?

Были проведены исследования, в рамках которых предлагалось описать так называемого "хорошего" и "плохого" психотерапевта. "Хороший психотерапевт" описывался следующими эпитетами: "открытый", "терпимый", "гибкий", "внимательный", "откровенный", "понимающий". Мудрость при этом не была в числе "фаворитных" качеств. Я думаю, что мудрость не является профессиональной необходимостью. Ведь психотерапия - это, прежде всего, ремесло. Профессиональной необходимостью являются все вышеперечисленные качества. Однако, психолог должен обладать не низким IQ, ибо ему приходится решать многие психологические задачи, временами, всё это напоминает шахматную партию.

Тем не менее, справедливо будет сказать, что если к данным качествам добавить и мудрость, то это сильно повысит шансы психолога стать успешным и востребованным, что я и наблюдаю на примере некоторых своих коллег.

Семенов Виктор Владимирович - кандидат психологических наук, автор 76 опубликованных работ, один из ведущих представителей психодраматического подхода в психотерапии, обладатель сертификата психодрамо-терапевта института психодрамы и психотерапии Морено (Оберлинген, Германия), автор и ведущий обучающих программ по психодраме и сказкотерапии:

Для меня мудрость связана с опытом, который человек получает в течение жизни. Мудрыми не рождаются, ими становятся. Поэтому, обретение мудрости – это путь, который каждый человек должен пройти. Человек становится мудрым, обретая способность видеть мир таким, какой он есть и умение находить простые ответы на сложные вопросы. Поэтому, мудрый психотерапевт – это тот, кто отрефлексировал свой жизненный и профессиональный опыт, научился видеть жизнь реальной и умеет находить простые решения в самых сложных ситуациях. Но в психотерапии есть одна хитрость. Важно также уметь донести свою мудрость до клиента. Искусство передать мудрость клиенту – и есть основа психотерапевтической мудрости.

Честно говоря, я не вижу различий между мудростью житейской и мудростью в психотерапии – ведь это опыт и способность видеть невидимое. Поэтому, говоря о том, применима ли житейская мудрость в психотерапии, я отвечу: «конечно, применима». А как иначе? Ведь психотерапевт – это не искусственное существо, умеющее лишь применять те или иные техники. Психотерапевт анализирует ситуацию, отвечает на запрос клиента, исходя из целостности своей личности, исходя из всего своего опыта – профессионального и жизненного.

Должен ли компетентный психотерапевт обладать мудростью? Компетентный терапевт должен обладать профессионализмом. А в это понятие входит, по моему мнению, и мудрость. Ведь психотерапевту надо уметь анализировать ситуацию, придумывать ходя для ее решения. Можно провести аналогию с различными типами интеллеками. Например, бывает эмоциональный интеллект (умение чувствовать людей), социальный (умение налаживать контакты), академический (образование) и практический. Например, Кулибин не имел образования, но был великим механиком. В этом смысле, психотерапевт должен обладать всеми четырьмя видами мудрости. Он должен уметь чувствовать человека, уметь налаживать с ним контакт, безусловно, должен обладать академическими знаниями и уметь технически претворить эти знания в жизнь, то есть в работе со своим клиентом.

Хотя, конечно, бывает и такое, что в психотерапии срабатывает не мудрость, а просто навыки определенной работы с клиентом, некий шаблон.

Когда я думаю о том, кого бы я мог назвать мудрецом в психотерапии, я вспоминаю о замечательном психотерапевте, основателя клиент-центрированной психотерапии Карле Роджерсе. Среди моих коллег также очень много мудрых психотерапевтов. Когда с ними общаешься, расширяется видение мира, видишь огромный профессиональный опыт, который стоит за их плечами.

Может ли обретение мудрости быть целью прохождения психотерапии для клиента и занятия психотерапией для специалиста?

Клиенты, в основном, приходят не за мудростью, а за решением проблем. Но по мере прохождения психотерапии, по мере своего личностного роста, они сами становятся мудрее и их запросы к психотерапии могут поменяться. Надо сказать, что мудрец живет в каждом из нас. Просто психотерапевт должен создать условия, в которых человек увидит этого мудреца в себе.

Вообще, клиенты иногда бывают очень удивлены, обнаруживая в себе глубокую, настоящую мудрость. Могу привести конкретный пример из моей практики. Одна девушка лет 18 выполняла психодраматическое упражнение, которое называется «Спираль времени», суть его заключается в том, что человек должен представить себя через определенные промежутки времени. Например, через 10, 20, 30 лет. И эта девушка, представляя себя 70-летней дамой, очень мудро отвечала на вопросы. В ее словах чувствовался огромный жизненный опыт, удивительная сила и мудрость. Так что мудрость, повторю, живет в каждом из нас, надо только уметь ее актуализировать.



Газарова Елена Эдуардовна - клинический психолог, аналитик, танатотерапевт-тренер, соучредитель (совместно с Баскаковым В.) и руководитель обучающей программы Института танатотерапии, учредитель и директор Института телесности человека: Газарова

Думаю, что психотерапия – одно из тех дел, в которых многое решает мудрость. Но, прежде, чем рассуждать о «клинической мудрости» психотерапевта, мне хотелось бы кратко определиться с представлением об этом качестве, поскольку оно – чрезвычайной глубины и сложности.

Мудрость – не ум, и не чувство, и не интуиция, и не ощущающая способность, и не умение «видеть» человека. По моим представлениям, все вышеперечисленное в мудрости есть, но не это ее определяет. Она – больше и отличается особым вдохновением, стабильной силой и желанием быть добрым, сочувствующим, любящим и принимающим. Это – особая духовность во взаимодействии с людьми и миром. Особенность ее – в высокой этичности (в этом я согласна с Гартманом/«Этика»), а высокая этика – всегда практика Любви, порой, в «ущерб» себе, поскольку может приносить страдание. Следовательно, мудрость, как качество, подобна «печати» Духа, веры, принадлежности Миру и Любви. Как мне видится, это – те самые «узкие врата», входить которыми призывал Иисус. Если это качество(мудрость) присуще человеку, оно стабильно своей светлой силой. И оно очень сильно отличается от «житейской мудрости» – некоем наборе посланий, отражающих веками отработанные знания о том, что полезно, а что вредно, и призванных, прежде всего, оградить от возможных неприятностей (напр., руководствоваться выражением «семь раз отмерь – один раз отрежь» в психотерапии стоит с осторожностью. В частности, принятое за правило в работе с тревожным пациентом, оно будет «лить воду на его мельницу», поскольку у тревожного человека доминирует внутреннее послание «как бы чего не вышло». В то же время, игнорирование его может привести к необоснованному риску и опасным провокациям).

Когда я размышляю о мудрости, мои выводы склоняются в пользу присутствия мудрости в психотерапии, но непременно – наравне с профессионализмом. Ведь психотерапия – область человековедения, призванная заниматься душой, а ближе мудрости к природе души ничто не стоит! Если эта вдохновенная сила есть у психотерапевта, она позволяет быть терпеливым, значит, «поспешать медленно»; не быть честолюбивым, значит, не разочаровываться в пациенте, но и не приписывать ему больше, чем он может пройти по пути изменений; не сомневаться «на всякий случай», но проверять себя; не навязывать «помощь» и не отказывать в помощи, но придерживаться меры воздействия на пациента и взаимодействия с ним. А эта мера всякий раз индивидуальная и вычислить ее заранее, как правило, невозможно. Она «случается» тогда, когда психотерапевт руководим представлением о пользе развития и изменений души личности не «вообще», а «в частности». Но и этого мало: необходимы клинический опыт и компетенция, которые позволяют выставлять и проверять гипотезы перспективного развития этого пациента и динамику его психотерапии (по этой причине послания «житейской мудрости» – слабое, и лишь иногда уместное подспорье в профессиональной работе). От сочетания этих, многих, составляющих деятельности психотерапевта и рождается «клиническая мудрость». По моему опыту, наличие такого качества поднимает психотерапию (и ее результаты) на другой, гораздо более высокий уровень. Тогда и пациент имеет потенциальную возможность двигаться в сторону обретения мудрости – не только развиваться в аспекте «социальной личности» (хотя далеко не все пациенты и клиенты расположены к мудрости).

Именно такую психотерапию проводили Карл Густав Юнг и Милтон Эриксон – великие гуманисты и мудрецы. А наиболее характерным показателем их величия могла бы послужить любимая мною фраза Юнга: «Мы должны быть скромными».



Гуревич Павел Семенович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология» Московского государственного университета технологий и управления. Директор Института психоанализа и социального управления и «Клиники глубинной психологии». Специалист по клинической психологии, психоанализу, философской антропологии. Практикующий сертифицированный психоаналитик, автор многих книг и учебников:

Разумеется, мудрость сопровождает терапевтическую работу. Но общая фраза может породить и некоторые стереотипные предрассудки. Если проводится психологическая консультация, то, несомненно, консультант знает, как функционируют психологические механизмы, обладает весомым жизненным опытом. С этой точки зрения он выступает в роли умудренного человека. Но, с другой стороны, психоаналитическая работа предполагает контакт с бессознательным, опыт сострадания, обнаружение оттенков эмоциональных переживаний. В этом случае стереотип мудреца начинает размываться. Чем отличается ум от мудрости. Умный человек логичен, рассудителен. Мудрый способен также и на более эмоциональное проникновение во внутренний мир человека. Рассудительность далеко не всегда полезна в терапевтической работе. Нетрудно, к примеру, доказать, что лучше уйти от мужа-пьяницы, чем тянуть пожизненную мазохистскую лямку. Но пациенты идут к нам не за «мудрым» советом. Следовательно, мудрость в терапии востребована, но она не является обязательным стереотипным антуражем аналитической работы.

Был ли «мудрым», к примеру, Вильгельм Райх? Нет, не был. Он и сам по жизни попадал в такие ситуации, которые противопоказаны умному человеку. Но он был успешным клиницистом. А вот Фрейда можно, безусловно, назвать мудрецом. Он глубже и основательнее продумывал те ситуации, о которых ему сообщали его коллеги. На этой почве иногда возникали споры о приоритете. Специфическая мудрость Фрейда как человека и ученого позволяла ему глубже и основательнее обдумывать клинические истории. Но в реальной практике эффективное решение далеко не всегда является результатом напряженной и неукоснительной работы ума. Ведь речь идет о жизни, а не о развитии психологической теории. Многие ситуации могут получить разрешение и без специфической мудрости с помощью эмоций и интуиции. Если говорить о терапевте только как об умном человеке, это, скорее всего, просто стереотип.

Может ли обретение мудрости быть целью прохождения психотерапии для клиента и занятия психотерапией для специалиста?

Однажды видного отечественного психоаналитика спросили: «как долго может продолжаться лечение? Он ответил: «это зависит от аналитических способностей пациента». Здесь, на мой взгляд, две ошибки. Аналитические способности клиента важны не всегда, ведь анализ проводит психолог, а не пациент. С другой стороны, пациенты идут к нам не за мудростью. Это опять-таки ложная картинка. От нас ждут возможности изменить себя, но отнюдь не в результате обретения какого умного прозрения. Терапевтическая работа многоаспектна.

Если говорить о том, кто из известных психотерапевтов, на мой взгляд, в наибольшей степени соответствует образу мудреца, то я, несомненно, назову Фрейда. Пожалуй, также и интуитив-интроверта Юнга.



Константин Ягнюк - клинический психолог, психотерапевт, главный редактор Журнала практической психологии и психоанализа, руководитель программы профессиональной переподготовки по психологическому консультированию и психотерапии Института практической психологии и психоанализа, руководитель Группы изучения супружеских отношений и психоаналитической терапии пар при Обществе психоаналитической психотерапии:

Известная молитва гласит «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай силы изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого». Разве не в этом зачастую состоит назначение психотерапии – помочь клиенту принять и пережить болезненные данности его жизни и восстановить душевное равновесие, дать надежду, что обращение к скрытым ресурсам позволит изменить собственную жизнь.

Самый эмпатичный психотерапевт не застрахован от того, что очередной клиент не поставит ему по эмпатии двойку. А мудрости достичь еще труднее. Поэтому психотерапия мудростью – это не достижимая цель, а скорее идеал, к которому можно стремится в течение всего профессионального пути. Психотерапия мудростью случается в редких событиях в ходе психотерапии, которые, как правило, становятся ключевыми.

Можно ли говорить о специфической клинической мудрости психотерапевта? Должен ли компетентный психотерапевт обладать мудростью или без нее вполне можно обойтись при принятии решений в сложных клинических ситуациях?

Нет ничего дороже, чем болезнь и глупость ее игнорирования.

Зигмунд Фрейд

Как легко, давая советы, распоряжаться чужой жизнью и как трудно разобраться в собственной.

Карл Роджерс

Каждый из нас склонен поступать с другими так, как ранее поступали с ним.

Джон Боулби

Как мы обращаемся с детьми, так они обращаются с бществом.

Карл Меннингер

Эти афоризмы известных психотерапевтов, на мой взгляд, можно считать проявлениями мудрости. Безусловно, не обязательно быть психотерапевтом, чтобы сделать такое умозаключение, однако совершенно очевидно, что данные высказывания основаны на многолетнем клиническом опыте и поэтому их можно считать клинической мудростью.

В сложной клинической ситуации принятие решения требует применения глубоких знаний, учета различных точек зрения, взвешенности, определение наиболее важного в текущий момент. Это сложно, но к этому нужно стремиться. Компетентность психотерапевта и клиническая мудрость – это безусловно взаимосвязанные понятия.

Может ли обретение мудрости быть целью прохождения психотерапии для клиента и занятия психотерапией для специалиста?

Известный психоаналитик Уилфред Бион по этому поводу как-то заметил «Мудрость или забвение – делайте свой выбор. От этого конфликта нет избавления».

Эрик Эриксон считал, что обретение мудрости является задачей развития последнего этапа жизни. На мой взгляд, это не значит, что о мудрости актуально говорить лишь применительно к преклонному возрасту. Чтобы обрести мудрость в старости, к этой цели нужно идти всю сознательную жизнь. Прохождение и проведение психотерапии может способствовать обретению мудрости, хотя целями психотерапии обычно становятся более актуальные жизненные задачи.

Есть известные психотерапевты, которые претендуют на роль мудреца от психотерапии, например, основатель рационально-эмотивной терапии Альберт Эллис или создатель позитивной психотерапии Носсрат Пезешкиан. Однако, мудрым психотерапевтом мне скорее видится Карл Роджерс, создавший одну из наиболее простых, но вместе с тем проникновенных теорий психотерапии, и явивший яркий пример претворения в жизнь гуманистических ценностей.










|
спасибо

Добавить новый Комментарий


Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍