Перинатальная психология - самостоятельная область психологии, сложившаяся в последние три десятилетия ХХ века.
История возникновения и развития перинатальной психологии и психотерапии в
теоретическом плане связана с развитием психодинамического подхода и ряда его направлений и практических приложений: теории объектных отношений, теории привязанности, трансперсональной психологии и психосоматики, психологии раннего онтогенеза, психологии материнства.
В практике психотерапии в середине и второй половине ХХ века появились и упрочились представления о влиянии родового процесса и внутриутробного опыта на формирование различных психических свойств человека и его взрослую жизнь. Появились определения «перинатальный опыт», «перинатальные проблемы», «перинатальные травмы».
В последние годы ХХ века произошел поворот в сторону
научного теоретического и методологического осмысления проблем пренатального и перинатального периода развития психики человека. В отечественной психологии и психотерапии предложены концепции психофизиологии материнской доминанты (Батуев А.С, Васильева В.В.); психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Филиппова Г.Г.), перинатальной психотерапии (Дебряков И.В.), девиантного материнства (Брутман В.И.), трансперсонального направления перинатальной психологии (Брехман Г.И., Ташаев Ш.), теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и другие.
С 1993 года образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятся тематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы на психологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.
В перинатальной психологии изучается развитие психики на ранних этапах онтогенеза, структура, содержание и онтогенез репродуктивной сферы родителей – как условие развития ребенка, влияние раннего опыта на психику в постдиадический период развития личности.
Перинатальная психология включает в себя:
• раннее развитие ребенка (в рамках диадических отношений (включая период до рождения и процесс родов);
• психологию материнства и отцовства (в аспекте условий, обеспечиваемых родителями для развития ребенка);
• онтогенез родительской сферы (материнства и отцовства - в аспекте формирования готовности к родительству);
• влияние пре -, перинатального и диадического опыта на психику взрослого человека, его личностные особенности, партнерские и детско-родительские отношения, психосоматические и психотелесные соотношения.
Предметом перинатальной психологии является развитие психики ребенка от зачатия до окончания диадических отношений (до трех лет).
Объектом изучения и воздействия является диада (система мать-дитя). При работе с диадой учитывается, что условия развития ребенка создаются до его зачатии, что предполагает практическую работу с будущими родителями до наступления беременности. При изучении и практике работы с постдиадическими возрастами объектом являются диадические интроекты в психике человека.
В теоретическом плане перинатальная психология и перинатальная психотерапия имеют собственную развитую теоретическую базу, включающую оригинальную теорию раннего развития личности, концепции психологии и психосоматики репродуктивной сферы и ее составляющих, представления о факторах, определяющих жизненные сценарии и другие разработки.
В практическом плане перинатальную психотерапию и психологическое консультирование в данной области отличает внимание к неосознаваемым ранним интроектам и неосознаваемым мотивационным конфликтам, определяющим жизненную позицию и психосоматические особенности клиента.
Методы практической консультационной и терапевтической работы базируются на принципах интегративной психотерапии и консультирования. Перинатальную психотерапию и консультирование отличает особое внимание к существующему в психике клиента раннему опыту и его преобразованию последующим жизненным опытом, ориентация на диадические проблемы клиента.
Можно выделить
следующие направления диагностической, коррекционной и психотерапевтической работы и их специфику:
•
При работе с диадой ребенок (на всех стадиях существования диады) рассматривается как клиент и участник психотерапевтического процесса. С помощью специально разработанных методик осуществляется диагностика возможности со стороны матери обеспечивать необходимые условия для развития психики ребенка, делается прогноз формирования базовых психических структур у ребенка, проектируется и осуществляется коррекция и терапия.
•
При работе с проблемами материнства и отцовства выявляется психологическая готовность к родительству, влияние семейных сценариев и индивидуального опыта на представления о ребенке и своем родительстве, особенности жизненной ситуации, затрудняющей реализацию эффективного родительства, осуществляется психологическая профилактика и коррекция нарушений; в плане превентивной работы осуществляется формирующая работа по подготовке к родительству в период планирования рождения ребенка и во время беременности, а также психологическое сопровождение родительства.
•
При работе с перинатальными проблемами взрослых клиентов осуществляется психотерапевтическая и консультационная работа с личностными проблемами, имеющими своим источником осложнения развития базовых психических образований в пре- и перинатальном периоде онтогенеза и нарушения диадических отношений: базовая позиция «Я-Мир», психосоматические проблемы, проблемы супружеских и партнерских отношений, детско-родительские отношения.
• Самостоятельной группой методов является
психодиагностика, направленная на выявление перинатальных проблем, диагностику отношений в диаде, готовности женщин и мужчин к родительству, причин бесплодия и невынашивания, особенностей переживания беременности, формирующегося родительского отношения в дородовый период (у беременной женщины и отца будущего ребенка, при необходимости – до наступления беременности), прогноза родов и особенностей послеродового периода для матери и ребенка. Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Перинатальная психодиагностика, консультирование и психотерапия применяется в клинических условиях, в немедицинской форме в условиях психологических центров и консультаций и частнопрактикующими психологами и психотерапевтами. В клинических условиях при работе с беременными используется скрининговая диагностика по триместрам беременности и индивидуальная диагностика, психокоррекция и психотерапия по запросу лечащего врача и беременной женщины.
Повышение квалификации Вы можете получить в НОУ дополнительного образования "
Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы"
Научный руководитель -
Филиппова Галина Григорьевна, доктор психологических наук, профессор.