articles
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога




Перинатальная психология - самостоятельная область психологии, сложившаяся в последние три десятилетия ХХ века.

История возникновения и развития перинатальной психологии и психотерапии в теоретическом плане связана с развитием психодинамического подхода и ряда его направлений и практических приложений: теории объектных отношений, теории привязанности, трансперсональной психологии и психосоматики, психологии раннего онтогенеза, психологии материнства.

В практике психотерапии в середине и второй половине ХХ века появились и упрочились представления о влиянии родового процесса и внутриутробного опыта на формирование различных психических свойств человека и его взрослую жизнь. Появились определения «перинатальный опыт», «перинатальные проблемы», «перинатальные травмы».

В последние годы ХХ века произошел поворот в сторону научного теоретического и методологического осмысления проблем пренатального и перинатального периода развития психики человека. В отечественной психологии и психотерапии предложены концепции психофизиологии материнской доминанты (Батуев А.С, Васильева В.В.); психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Филиппова Г.Г.), перинатальной психотерапии (Дебряков И.В.), девиантного материнства (Брутман В.И.), трансперсонального направления перинатальной психологии (Брехман Г.И., Ташаев Ш.), теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и другие.

С 1993 года образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятся тематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы на психологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.

В перинатальной психологии изучается развитие психики на ранних этапах онтогенеза, структура, содержание и онтогенез репродуктивной сферы родителей – как условие развития ребенка, влияние раннего опыта на психику в постдиадический период развития личности.

Перинатальная психология включает в себя:

• раннее развитие ребенка (в рамках диадических отношений (включая период до рождения и процесс родов);

• психологию материнства и отцовства (в аспекте условий, обеспечиваемых родителями для развития ребенка);

• онтогенез родительской сферы (материнства и отцовства - в аспекте формирования готовности к родительству);

• влияние пре -, перинатального и диадического опыта на психику взрослого человека, его личностные особенности, партнерские и детско-родительские отношения, психосоматические и психотелесные соотношения.

Предметом перинатальной психологии является развитие психики ребенка от зачатия до окончания диадических отношений (до трех лет).

Объектом изучения и воздействия является диада (система мать-дитя). При работе с диадой учитывается, что условия развития ребенка создаются до его зачатии, что предполагает практическую работу с будущими родителями до наступления беременности. При изучении и практике работы с постдиадическими возрастами объектом являются диадические интроекты в психике человека.

В теоретическом плане перинатальная психология и перинатальная психотерапия имеют собственную развитую теоретическую базу, включающую оригинальную теорию раннего развития личности, концепции психологии и психосоматики репродуктивной сферы и ее составляющих, представления о факторах, определяющих жизненные сценарии и другие разработки.

В практическом плане перинатальную психотерапию и психологическое консультирование в данной области отличает внимание к неосознаваемым ранним интроектам и неосознаваемым мотивационным конфликтам, определяющим жизненную позицию и психосоматические особенности клиента.

Методы практической консультационной и терапевтической работы базируются на принципах интегративной психотерапии и консультирования. Перинатальную психотерапию и консультирование отличает особое внимание к существующему в психике клиента раннему опыту и его преобразованию последующим жизненным опытом, ориентация на диадические проблемы клиента.

Можно выделить следующие направления диагностической, коррекционной и психотерапевтической работы и их специфику:

При работе с диадой ребенок (на всех стадиях существования диады) рассматривается как клиент и участник психотерапевтического процесса. С помощью специально разработанных методик осуществляется диагностика возможности со стороны матери обеспечивать необходимые условия для развития психики ребенка, делается прогноз формирования базовых психических структур у ребенка, проектируется и осуществляется коррекция и терапия.

При работе с проблемами материнства и отцовства выявляется психологическая готовность к родительству, влияние семейных сценариев и индивидуального опыта на представления о ребенке и своем родительстве, особенности жизненной ситуации, затрудняющей реализацию эффективного родительства, осуществляется психологическая профилактика и коррекция нарушений; в плане превентивной работы осуществляется формирующая работа по подготовке к родительству в период планирования рождения ребенка и во время беременности, а также психологическое сопровождение родительства.

При работе с перинатальными проблемами взрослых клиентов осуществляется психотерапевтическая и консультационная работа с личностными проблемами, имеющими своим источником осложнения развития базовых психических образований в пре- и перинатальном периоде онтогенеза и нарушения диадических отношений: базовая позиция «Я-Мир», психосоматические проблемы, проблемы супружеских и партнерских отношений, детско-родительские отношения.

• Самостоятельной группой методов является психодиагностика, направленная на выявление перинатальных проблем, диагностику отношений в диаде, готовности женщин и мужчин к родительству, причин бесплодия и невынашивания, особенностей переживания беременности, формирующегося родительского отношения в дородовый период (у беременной женщины и отца будущего ребенка, при необходимости – до наступления беременности), прогноза родов и особенностей послеродового периода для матери и ребенка. Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Перинатальная психодиагностика, консультирование и психотерапия применяется в клинических условиях, в немедицинской форме в условиях психологических центров и консультаций и частнопрактикующими психологами и психотерапевтами. В клинических условиях при работе с беременными используется скрининговая диагностика по триместрам беременности и индивидуальная диагностика, психокоррекция и психотерапия по запросу лечащего врача и беременной женщины.



Повышение квалификации Вы можете получить в НОУ дополнительного образования "Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы"

Научный руководитель - Филиппова Галина Григорьевна, доктор психологических наук, профессор.







Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍