articles Статьи по психологии » 【Важные темы】
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Что такое хорошо и что такое плохо? Или, если вы не умеете готовить.



Вторую неделю я постоянно натыкаюсь на дихотомию «хорошо-плохо». Как это было вчера: смотрим мы с мужем фильм, в какой-то момент я произношу: «Интересно, кто же все-таки окажется положительным героем детектив или адвокат?». После чего мой муж изрекает фразу, заставившую меня задуматься, кто из нас психолог.  Вернее это была не фраза, а целый монолог, суть которого сводилась к относительности оценок в принципе.  Я про относительность оценок часто рассказываю клиентам, почти всем на том или ином этапе терапии. Я говорю им, что любая точка принимает конкретное значение в рамках конкретной системы координат. Проще говоря, на одно и то же событие, качество и прочее мы все смотрим с разных точек зрения и, соответственно, имеем разные оценки. Поэтому, если вы говорите: «Я – плохая мать», это означает лишь, то, что вы себя таковой считаете, при чем здесь и сейчас. Через 15 минут может произойти событие, которое заставит вас подумать о себе иначе. И в этот же самый момент, когда вы ощущаете себя «плохой», гипотетически, может существовать n-ное количество людей, которые считают вас «хорошей». Поэтому не стоит себя лишний раз вгонять в стрессовое состояние негативными оценками, гораздо конструктивнее ограничиться признанием факта того, что что-то у вас не получается. Кстати про «не получается»: старайтесь употреблять этот глагол в тандеме с наречием «пока».  «Пока не получается» звучит как информация к размышлению и, возможно, мотиватор на пути к «ура, получилось». А вот «не получается», «не могу» звучит как приговор.

Я вообще за отход от оценок в обычной жизни. Они очень абстрактны и мало информативны. Вот, допустим, скажу я вам: «Я – плохо готовлю», и фиг его знает, что я имела ввиду: то ли я и яичницу приготовить не умею, то ли фуагра у меня еще не тянет на пять мишленовских звезд.

В вопросе воспитания детей я бы настоятельно рекомендовала отказаться от оценок. Каждый раз, когда вы говорите что-то типа: «Будь хорошей девочкой, веди себя тихо», вы создаете у ребенка шаблон поведения, который далеко не универсален. Вы же не объясняете в этот момент, что здесь и сейчас нужно вести себя тихо, но есть ситуации, в которых не только не стыдно, но и правильно кричать, например, когда тебе угрожает опасность. А у ребенка на подкорке пишется уравнение: хорошая девочка = тихая девочка.

К тому же шаблон зачастую получается двойной. Он не только предписывает определенное поведение, но параллельно формирует у ребенка представление о том, что хорошо быть хорошим или, если капнуть глубже, тебя любят, если ты делаешь то, чего от тебя хотят. В плане послушания детей, мысль очень удобная, в плане их дальнейшего будущего – спорная. Реализация социально желательного поведения делает счастливыми наше окружение, но не нас самих. Если вы учите ребенка только соответствовать, то, как он научиться создавать. Как он сможет в дальнейшем выбрать свой путь, отстаивать свое мнение?

Я за то, чтобы учить детей думать и принимать решения. Это определенно сложнее и требует больше времени и сил. Потому что вместо: «Ты сегодня плохо занималась на гимнастике», я сяду рядом с дочерью и начну ей объяснять, что она сегодня не слушала тренера, чем сильно осложняла ее работу. Мне придется спросить, почему сегодня она не делала упражнения, которые смогла выполнить в прошлый раз. А так же уточнить, понимает ли она, что когда балуется, то подвергает себя опасности и вынуждает тренера отвлекаться от других детей. Но все это заставляет ее думать и делать выводы. На основе этих выводов она будет принимать решения. А это все навыки, которые ей очень пригодятся в будущем.






Об авторе статьи

`
Прядкина Валерия Юрьевна

Рейтинг психолога: 7 7

Прядкина Валерия Юрьевна

гештальт-терапевт, индивидуальное консультирование, проведение терапевтических групп
Город: Москва Стоимость приема: 4300 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍