Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Исследование значимости ценностных ориентаций разных поколений (ч.1)



 

Система ценностных ориентаций является одним из центральных личностных образованийи и оказывает существенное влияние на все стороны деятельности человека. Каждое поколение имеет свою систему взглядов и ценностей, которую оно готово отстаивать. В процессе формирования жизненных ценностей, дети, стремясь к независимости, стараются отвергнуть все, что было до них.

Мы решили исследовать ценностные ориентации разных поколений, чтобы понять на чем же основано устойчивое общественное мнение о пресловутой проблеме «отцов и детей».

Согласно теории поколений Н. Хоува и У. Штрауса промежуток времени, в течение которого рождаются представители одного поколения, составляет около 20 лет. Нам показалось интересным исследовать ценностные ориентации разных поколений в нашей стране еще и потому, что рождение людей, находящихся в данный момент в стадии ранней взрослости, пришлось на время перестройки. Поколение же людей, принадлежащих сейчас к группе средней взрослости, родилось в Советском Союзе. Они должны были не только сами адаптироваться к смене обстоятельств, но и научить своих детей жить в новых условиях. Поэтому именно сейчас исследование ценностных ориентаций поколений людей, рожденных в советские времена и годы постсоветской перестройки, помогает увидеть отражение этих глобальных перемен в системе ценностей разных поколений.

Объектом исследования являлись ценностные ориентации субъектов, относящихся к разным поколениям. Предметом исследования были возрастные особенности ценностных ориентаций и их значимость в группах ранней и средней взрослости. В работе изучалась значимость ценностных ориентаций поколений в группах, разделенных согласно возрастной периодизации Грейса Крайга и Девида Бокума. Группа ранней взрослости имела возрастные границы от 18-21 года до 40 лет, а группа средней взрослости от 40 до 60-65 лет. Целью работы являлось исследование ценностных ориентаций субъектов, относящихся к разным поколениям, и выявление их  значимости.

Для исследования мы составили анкету, которая уточняла возрастной состав групп, наличие детей у респондентов, уровень их образования, удовлетворенность своим материальным положением и содержала ответ на вопрос, что они считают главным в своей жизни.

Кроме анкетирования в исследовании нами использованы морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной (далее – МТЖЦ) и тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (далее- ТСЖО).

В качестве метода статистичекой обработки эмпирических данных  при менялся U-критерий Манна-Уитни.

Сбор практических материалов для исследования производился путем индивидуального добровольного анкетирования и тестирования. Всего в исследовании принимало участие 74 человека. На этапе обработки результатов у 2-х испытуемых были выявлены неполные данные, 2 человека были исключены из обследования по показаниям шкалы «лжи».

В итоге обработке подвергались результаты исследования 68 человек в возрасте 17 - 60 лет, средин них 16 мужчин, имеют детей 31 человек. Группы ранней и средней взрослости содержали одинаковое количество испытуемых: 34 человека, причем группа ранней взрослости состоит на 70% из студентов Вузов. В предлагаемой испытуемым анкете одним из основных был вопрос «что считаете главным в своей жизни»

В группе ранней взрослости семью назвали главным - 50% респондентов, 9% отметили материальное благополучие с целью обеспечения семьи. Только 3 % респондентов отмечают любовь, как главное в своей жизни, и еще 3% поставили ее на второе место после семьи. Только 6% считают главным в жизни спокойствие и размеренность, а 26% показали стремление к саморазвитию, реализации себя, творчеству, духовному росту. При этом образование считают главным в своей жизни только 3% респондентов, хотя 70% опрошенных – студенты высших учебных заведений.

В группе средней взрослости назвали главным семью 29% респондентов, здоровье - 26 %. Детей и внуков считают главным 9% опрошенных. По 3% получили вера, любовь и гармония, а также независимость и стабильность. Стремление к саморазвитию выразили 24% опрошенных респондентов. Следует отметить, что в группе средней взрослости материальное благополучие никто не назвал главным в жизни.

Перед нами стояла задача подтвердить гипотезу о том, что ценностные ориентации поколений «отцов и детей» отличаются незначительно, поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему передает именно старшее поколение. Полученные на стадии анкетирования данные лишь частично свидетельствовали о подтверждении этой гипотезы.

Поэтому в процессе работы у нас возникло предположение о том, что должны существовать и ценностные ориентации поколений, между которыми есть значимые различия. (Продолжение следует) 

 

 

 






Об авторе статьи

`
Карпова Людмила Николаевна

Рейтинг психолога: 7 7

Карпова Людмила Николаевна

Сертифицированный Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, работаю со взрослым как индивидуально, так и в группе, консультирую в Skype и по электронной почте, Игропрактик: веду индивидуальные и групповые игротерапевтические...
Город: Москва Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Мустафин Руслан
Консультация по Skype

Мустафин Руслан

Психолог гуманистической направленности. Индивидуальное консультирование взрослых.
Психолог Сокира Оксана Анатольевна
Консультация по Skype

Сокира Оксана

Психолог, гештальт терапевт, расстановщик
Психолог Амосова Екатерина Павловна
Консультация по Skype

Амосова Екатерина

Телесно-ориентированный психотерапевт, практический психолог, трансперсональный психолог,...
Психолог Куцевалова Ольга
Консультация по Skype

Куцевалова Ольга

ПРАКТИКУЮЩИЙ ПСИХОЛОГ - ЛОГОТЕРАПЕВТ( смыслоориентированный психотерапевт) Работаю со...
Психолог Крестюк Лилия Петровна

Крестюк Лилия

клинический психолог, психотерапевт по методу символдрамы




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍