articles
Система ценностных ориентаций является одним из центральных личностных образованийи и оказывает существенное влияние на все стороны деятельности человека. Каждое поколение имеет свою систему взглядов и ценностей, которую оно готово отстаивать. В процессе формирования жизненных ценностей, дети, стремясь к независимости, стараются отвергнуть все, что было до них.
Мы решили исследовать ценностные ориентации разных поколений, чтобы понять на чем же основано устойчивое общественное мнение о пресловутой проблеме «отцов и детей».
Согласно теории поколений Н. Хоува и У. Штрауса промежуток времени, в течение которого рождаются представители одного поколения, составляет около 20 лет. Нам показалось интересным исследовать ценностные ориентации разных поколений в нашей стране еще и потому, что рождение людей, находящихся в данный момент в стадии ранней взрослости, пришлось на время перестройки. Поколение же людей, принадлежащих сейчас к группе средней взрослости, родилось в Советском Союзе. Они должны были не только сами адаптироваться к смене обстоятельств, но и научить своих детей жить в новых условиях. Поэтому именно сейчас исследование ценностных ориентаций поколений людей, рожденных в советские времена и годы постсоветской перестройки, помогает увидеть отражение этих глобальных перемен в системе ценностей разных поколений.
Объектом исследования являлись ценностные ориентации субъектов, относящихся к разным поколениям. Предметом исследования были возрастные особенности ценностных ориентаций и их значимость в группах ранней и средней взрослости. В работе изучалась значимость ценностных ориентаций поколений в группах, разделенных согласно возрастной периодизации Грейса Крайга и Девида Бокума. Группа ранней взрослости имела возрастные границы от 18-21 года до 40 лет, а группа средней взрослости от 40 до 60-65 лет. Целью работы являлось исследование ценностных ориентаций субъектов, относящихся к разным поколениям, и выявление их значимости.
Для исследования мы составили анкету, которая уточняла возрастной состав групп, наличие детей у респондентов, уровень их образования, удовлетворенность своим материальным положением и содержала ответ на вопрос, что они считают главным в своей жизни.
Кроме анкетирования в исследовании нами использованы морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной (далее – МТЖЦ) и тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (далее- ТСЖО).
В качестве метода статистичекой обработки эмпирических данных при менялся U-критерий Манна-Уитни.
Сбор практических материалов для исследования производился путем индивидуального добровольного анкетирования и тестирования. Всего в исследовании принимало участие 74 человека. На этапе обработки результатов у 2-х испытуемых были выявлены неполные данные, 2 человека были исключены из обследования по показаниям шкалы «лжи».
В итоге обработке подвергались результаты исследования 68 человек в возрасте 17 - 60 лет, средин них 16 мужчин, имеют детей 31 человек. Группы ранней и средней взрослости содержали одинаковое количество испытуемых: 34 человека, причем группа ранней взрослости состоит на 70% из студентов Вузов. В предлагаемой испытуемым анкете одним из основных был вопрос «что считаете главным в своей жизни»
В группе ранней взрослости семью назвали главным - 50% респондентов, 9% отметили материальное благополучие с целью обеспечения семьи. Только 3 % респондентов отмечают любовь, как главное в своей жизни, и еще 3% поставили ее на второе место после семьи. Только 6% считают главным в жизни спокойствие и размеренность, а 26% показали стремление к саморазвитию, реализации себя, творчеству, духовному росту. При этом образование считают главным в своей жизни только 3% респондентов, хотя 70% опрошенных – студенты высших учебных заведений.
В группе средней взрослости назвали главным семью 29% респондентов, здоровье - 26 %. Детей и внуков считают главным 9% опрошенных. По 3% получили вера, любовь и гармония, а также независимость и стабильность. Стремление к саморазвитию выразили 24% опрошенных респондентов. Следует отметить, что в группе средней взрослости материальное благополучие никто не назвал главным в жизни.
Перед нами стояла задача подтвердить гипотезу о том, что ценностные ориентации поколений «отцов и детей» отличаются незначительно, поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации, ему передает именно старшее поколение. Полученные на стадии анкетирования данные лишь частично свидетельствовали о подтверждении этой гипотезы.
Поэтому в процессе работы у нас возникло предположение о том, что должны существовать и ценностные ориентации поколений, между которыми есть значимые различия. (Продолжение следует)