articles
Здесь «Как люди боятся? Катасрофизация» мы рассмотрели паттерн «Катастрофизация», здесь «Как люди боятся–LFT» - паттерн «Низкая толерантность к фрустрации (low frustration tolerance –LFT)», которые объясняют механизмы создания, надумывания неуместных, необоснованных страхов. Настоящая статья посвящена третьему паттерну, который получил название «Обесценивание». Обесценивание Третий способ создать необоснованный, неуместный страх – это обесценить себя. Что значит обесценить себя? Это означает начать думать о себе хуже, чем ты есть на самом деле. Подробнее об этом написано здесь «Что такое обесценивание себя и эффект Пигмалиона» . Пережив в своей жизни испуг, испытав страх, часто люди оставляют свой страх без внимания. Не найдя причины, вызвавшей появление страха, и не устранив ее действие, люди фактически оставляют возможность вновь и вновь переживать этот страх. Позволяют ему существовать. Избегают событий, которые инициируют проявление страха. И таким образом дают подкрепление своему страху, усиливают свой страх. Как люди порождают у себя необоснованные, неуместные страхи с помощью паттерна обесценивания себя, рассмотрим на следующем примере (на публикацию данного фрагмента интервью получено разрешение его участника). Мужчина, 28 лет, обратился с проблемой страха и зажатости, избегания общения с людьми. Страх и зажатость появлялись у него каждый раз, когда нужно было вступать в общение с другими людьми. В процессе проведения сессии КПТ, у мужчины обнаружено следующее убеждение: «Если в процессе общения я скажу что-то такое, за что получу осуждение людей, то это означает, что я глупый человек». Привожу фрагмент этого интерьвью: - Вы объяснили, почему вы на самом деле боитесь вступать в отношения с людьми. Фактически вы боитесь, что люди подумают или скажут о вас, что вы глупый. Но если на самом деле так и случится, то будет ли это означать, что это правда? - Это как понимать? - Если один человек говорит другому – ты – глупый? Означает ли, что так и есть на самом деле? - Другие могут ошибаться. - Т.е. их выводы о вас могут не соответствовать реальности? - Да. Но могут же и соответствовать! - Но для этого надо, чтобы они были умными, а вы глупыми? - Да. - Как вы можете это определить, что они умные, а вы глупый? - Хм… - Кто вам говорил о том, что вы глупый? - В смысле? - Вы говорите о том, что люди при общении в компании могут решить, что вы глупый . Это так? - Да, это так. - А вам кто-либо говорил уже об этом? - Нет. - Так почему вы решили, что вы глупый? - Они не говорят, но они могут подумать так обо мне. - Вы читаете их мысли? - Нет. - Вы можете это доказать, что они думают о вас, что вы глупый? - Нет. - Так с чего следует, что вы глупый? Молчит. - Вы в школе учились хуже всех и вас перевели на домашнее обучение? - Нет. Я учился на хорошо и отлично до 6 класса. Потом стал учиться хуже. А в 10 и 11 классе опять стал учиться хорошо и отлично. - Вы не смогли получить высшее образование? - И его я получил. - Но кто, где и когда считал вас глупым? - Не знаю. - Вы действительно себя считаете глупым человеком? - Я так не считаю, но они могут подумать, что я глупый. - И что тогда? - Это страшно, это меня напрягает, я буду выглядеть хуже других. - Хуже других, в смысле глупее? - Да. - Но как вы можете выглядеть глупее других, если вы не считаете себя глупым человеком? Молчит. - У меня складывается впечатление, что вы почему-то хотите, чтобы вас считали глупым. Что вам это дает, какую скрытую выгоду? Пауза. Молчит. Думает. - Быть на высоте. - Это как? - До тех пор, пока я молчу, я на высоте, чувствую себя комфортно. Если заговорю, есть угроза сморозить глупость и тогда я уже не буду…. - Кем вы не будете? - Вы не смейтесь, - таким умным и великим. - А те люди, с которыми вы общаетесь, они, что все умные и великие? - Нет, конечно. - Они могут сморозить глупость? - Могут. - Но, если я молчу, это значит, что они думают, что я умный. - Вы ничего не путаете, вначале нашей беседы вы говорили, - они могут подумать, что вы глупый, теперь - что вы умный? - Пока, я молчу – я на высоте. Начинать говорить – всегда есть угроза сморозить глупость. - Т.е., чувствовать себя умным и великим настолько важно для вас, что лучше молчать? - Мне так комфортнее. - А что великие, никогда не говорят глупостей? - Пожалуй, говорят. - История дает нам много примеров того, когда публичные люди, которых при жизни считали великими людьми, говорили и совершали откровенные глупости. Еще больше глупостей говорят не публичные люди. Мы их просто не знаем и не слышим. - Согласен. - Глупость, произнесенная однажды, говорит нам о том, что человек – глупый? - Нет. - А если три раза подряд? - Три раза?! Скорее глупый. - Допустим, человек три раза сказал глупость, а потом 97 раз сказал умные слова, он глупый или умный? - Умный. -Так какой же он на самом деле - человек, который ошибается - умный или глупый? -Хм...оценки? -Да, это просто оценки, но еще на сам человек. Даже если человек совершает много ошибок, он может измениться, так сказать - поумнеть? -Думаю, что да. -История знает не мало таких примеров. Помните у Марка Твейна, есть что-то вроде - "Когда мне было 16 лет, я не переставал удивляться, какие глупости несет мой отец. Когда мне стало 30, я удивился как поумнел старик" -Смеется. - А логично ли убеждение – я сказал глупость, это означает, что я глупый человек. - Так, нет же. - В этом суть. На основе самих поступков, действий нельзя делать выводы о том, какой сам человек. Это нарушение законов логики – на основании частных проявлений (поступков) делается вывод об общем (человеке). Наоборот, - можно. Помните в школе на уроках геометрии, часто говорили: на основании теоремы такой-то(общее), вытекают - следствие 1, следствие 2, следствие 3(частные выводы). - Да, что-то было. - Человек – царь, или – Бог? - Нет, конечно. - Он может ошибаться? - Да. - Людям свойственно ошибаться, не правда ли? - Так и есть. - Можно ли развить свой ум и стать действительно умным и великим человеком, избегая людей, не совершая ошибок, не приобретая свой жизненный опыт? - Нет, конечно. - Следовательно, нужно, что делать….? - Не зажиматься, не бояться общаться, не бояться сморозить глупость. - Что вы можете для этого сделать практически. - Я буду общаться. Мой страх ушел. Я сейчас осознаю, что они такие же люди как и я. Они могут говорить умные вещи, могут сказать глупость. И я – такой же. Мне нужно прекратить страдать манией величия. Внимательно слушать и вникать в ситуацию, не пропускать никаких слов, жестов собеседников. Глупый, наверное, не тот, кто не боится общаться и получить осуждение. Глупый это тот, кто боится общаться и думать – как бы не подумали о том, что он глупый. - О! Сейчас я слышу самое важное! Если ваше убеждение о себе вас обесценивало, ваше представление о себе не соответствовало реальности, то когда вы говорите: «Я сейчас осознаю, что они такие же люди как и я. Они могут говорить умные вещи, могут сказать глупость. И я – такой же» - вы, принимаете себя таким, какой вы есть. И вы понимаете, что, обнаруженное ранее, ваше убеждение о самом себе не соответсвует реальности.Как может выглядеть ваше новое, рациональное убеждение? - «Если в процессе общения я скажу что-то такое, за что получу осуждение людей, то это вовсе не означает, что я глупый человек» - Верно. Но, чего не хватает в этом убеждении? - Не понял. - Вы объясняли себе угрозу осуждения со стороны других людей тем, что вы в глубине души себя считали глупым. Вы убедились в том, что ваше представление о себе не соответствует реальности? - Да. - А какое правильное, соответствующее реальности, объяснение тому, что человек может получить осуждение на самом деле? - Когда он сморозит глупость. - Т.е. совершит ошибочное суждение? - Да. - Но, людям же свойственно ошибаться! - Да, пожалуй, это и есть правильное объяснение. - Добавим эту фразу к вашему новому убеждению? - Да. - Итак, как будет звучать ваше новое убеждение? - «Если в процессе общения я скажу что-то такое, за что получу осуждение людей, то это вовсе не означает, что я глупый человек. Я – человек, а людям свойственно ошибаться».
- Что вы чувствуете после этих слов. - Ничего. - Они вызывают у вас страх? - Страх? Ну, что вы, никакого страха. Хочу общаться. Из приведенного выше интервью становится более понятным, почему люди прибегают к обесцениванию себя. Они, почему-то, начинают считать, что они не способны преодолеть страх и проблемную ситуацию, которая порождает этот страх. Не доверяют себе, своим способностям и возможностям. Не верят в то, что могут продумать решить ситуацию преодоления страха. Легче считать себя глупым и выстроить защиту, чем напрягаться и проживать ситуацию общения. Люди не хотят верить в то, что они достаточно сильны, умны, способны это сделать, в то, что у них это получится. И это является искажением реальности, изменением истинного представления о себе, о своих реальных возможностях. Нет ничего удивительного в том, что если человек плохо думает о самом себе, считает себя глупым, никчемным, не верит в свои силы и возможности, то его начинают преследовать страхи. Высокая самооценка, вера в себя, в свои силы и способности надежно охраняет человека от неуместных, необоснованных страхов. Причем не важно, - является собственное самовосприятие адекватным, соответствующим реальности или вымышленным, ложным. |