articles
Практически у каждого рефлексирующего и живущего в обществе человека периодически возникает внутренний конфликт между собой и обществом. С одной стороны, человеку хочется самовыражения и реализации своей индивидуальности, раскрытия своей уникальной личности, с другой - общество руководствуется нормативами и стандартами, к которым человек вынужден адаптироваться. Такого рода нормативы и стандарты позволяют экономить время и проще понимать других людей, а также регулировать взаимодействие между членами общества, чтобы оно могло быть более безопасным и предсказуемым.
Мария-Луиза фон Франц писала, что подлинная реальность состоит из суммы индивидуальных исключений. Из них же состоит личность человека, которая всегда несёт в себе что-то новое, необычное и несводимое ни к серой массе, ни к стереотипам. Это "что-то" невозможно полностью нормировать и стандартизировать, а, если возможно, это происходит за счёт потери человеком своей индивидуальности, отказа от неё. Полностью отказываясь от себя в пользу адаптации, человек не только теряет контакт с собой, что чревато психическими и даже физическими расстройствами, но и лишает общество того ценного, что он может привнести в него как уникальная личность. Если представить, что все вокруг нас стали конформистами, некому будет творить что-то новое, делать открытия и двигать прогресс.
С другой стороны, излишний акцент на индивидуальности и борьбе за неё может повлечь за собой трудности в адаптации. Ни одно общество полностью не адаптировано под каждого человека, который хочет стать его частью. В любом случае, придётся искать компромиссы и соблюдать правила. А, если человек хочет внести что-то новое, вряд ли он делает это для одного себя, поэтому внесение нового - процесс тоже социальный, и его тоже придётся обсуждать с другими людьми, чтобы новое могло быть принято обществом и стать его частью.
С юнгианской точки зрения, этот конфликт разрешается посредством "объединяющего третьего", компромиссного решения, в котором человек, с одной стороны, всё-таки приносит в жертву социальному что-то индивидуальное, с другой - не отказывается от своей индивидуальности полностью, а ищет наиболее подходящую для её выражения форму. Такой формой может стать Персона человека, его "маска", которая предназначена для контакта с обществом, но может нести в себе выражение индивидуальности человека. Например, выбирая имидж, не обязательно отказываться от себя, а можно выражать себя через этот имидж, вкладывая символическое значение в стиль одежды, манеру представлять себя и коммуницировать. Аналогично такой формой может стать творческое самовыражение. Прекрасной формой для выражения себя являются архетипы и символы. Ими богата каждая культура, и каждый, если постарается, может найти свой миф, свою сказку, близкие образы себя и своих переживаний в культуре.
Индивидуальное, которое приносится в жертву социальному, не всегда подразумевает трагичный отказ от себя, но подразумевает соблюдение границ и рамок. В каком-то месте одно выражение себя будет уместным, другое - нет. В какой-то форме оно может дать конструктивные плоды, в другой - нет. Отказываясь от части индивидуального, человек не хоронит свою личность целиком в угоду социальным требованиям, но учится критически относиться к своим сиюминутным порывам. Например, в ситуациях, когда хочется бурно отреагировать эмоции, можно отрефлексировать их и придать им вежливую, культурную форму.
Борьба за выражение индивидуальности вопреки всему характерна для подросткового возраста, поскольку в этом возрасте индивидуальность только начинает формироваться, и она еще слишком уязвима для внешних влияний. Со временем "эго" человека крепчает, и для того, чтобы чувствовать себя собой, ему всё меньше становятся нужны внешние эксцентричные способы самовыражения. Так, ирокезу он, скорее, предпочтёт более творческое и тонкое выражение мысли и чувств, внешним атрибутам успеха - собственное чувство благополучия и гармонии жизни. По мере развития личности человек всё меньше испытывает потребность в протестном самовыражении, поскольку уже окрепшей и зрелой личности внешний мир больше не угрожает - её внутренняя критичность сформировалась достаточно, чтобы выбирать лучшее для себя и отбрасывать то, что не нужно.
В то же время, если протестного самовыражения не было вовсе, и в соответствующие возрастные периоды эта потребность не была удовлетворена, человек может остаться привязанным к этой потребности, несмотря на её кажущуюся иррациональность. В таких случаях важно вместе с психологом найти проблемные точки развития и прожить их, чтобы упущенные периоды развития могли быть восполнены, а человек мог перейти на новую ступень.
Таким образом, чем более самостоятельным и зрелым становится человек, тем легче ему сотрудничать и партнёрствовать с другими людьми, признавая и уважая не только свою и чужую индивидуальность, но и то общее социально-культурное пространство, которое находится между ними.