Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Мечты могут сбываться



После рождения второго ребенка я задумалась о том, чем бы еще в жизни заняться и как провести отпущенное мне время с пользой для себя и, если получится, окружающих. Бывшая работа не приносила никакой радости, карьеру делать там возможности не было, а оставаться до пенсии в секретаршах, пусть даже высокооплачиваемых, мне казалось недостойным целей моей жизни.

К психологии в широком смысле у меня интерес был давно. Меня всегда интересовали скрытые причины поведения людей, их мотивы и движущие силы. Еще больше интересовала то, почему одни люди вроде при равных или даже более выгодных условиях не умеют жить радостно, богато, счастливо, а другим это удается даже вопреки складывающимся обстоятельствам. И какое детство должно было быть у человека, что бы он вырос именно таким взрослым. Может, из-за этого я и попала в 1995 году на тренинги личностного роста, который тогда назывался Лайфспринг. Он во многом стал некой поворотной вехой, точкой отсчета новой жизни.

Как-то однажды, в разговоре об этом как водится на кухне, один приятель мне сказал:

- А вот у меня знакомые есть, они на арт-терапию ходят, не только сами в терапии участвуют, но и учатся помимо всего прочего, им нравится. Может и тебе попробовать?

Идея не могу сказать, что бы сильно мне понравилась, но как-то засела в голове. Тогда я только слышала такое название, но что это, о чем это, имела смутные представления. Но, повинуясь какому-то порыву, я просто приняла решение, что буду этим заниматься. Тогда мне казалось, что арт-терапия – это так красиво и непринужденно: и звучит загадочно, и не обязывает ни к чему серьезному (в отличие от, например, психоанализа, где только название чего стоит!), в общем, что-то похожее на икебану.

Как человек основательный, я не могла себе позволить, не имея никакого психологического образования, пройти курсы и потом именовать себя арт-терапевтом! Понадобилось три года, чтобы сначала получить государственное психологическое образование с тем, что бы иметь моральное право специализироваться в одной из областей. Еще тогда, будучи студенткой, я всерьез думала о том, чтобы стать системным семейным психологом или гештальт-терапевтом или уйти в психодраму. Про арт-терапию я как-то даже и не особенно вспоминала. Но ближе к концу почему-то стал все чаще всплывать в памяти тот кухонный разговор, и, задвинув все остальные планы и даже испытав при этом некоторое облегчение, я пришла сюда.

А теперь немного другая история.

У меня в детстве была мечта. Как и у всякого, наверное, ребенка, это была такая глобальная мечта – мне все хотелось уметь делать хорошо, даже лучше всех – петь, танцевать, рисовать, играть. И, естественно, быть самой красивой. Но время шло, и приходилось признаваться себе, сравнивая себя с окружающими, что и голоса у меня нет, и с танцами как-то не очень получается, и рисуют многие другие лучше меня. Но рисовать хотелось очень. Я перерисовывала и копировала картинки из книг, раскрашивала их, говорила иногда, что это я сама нарисовала.

Помню, к нам классе в третьем пришла студентка – практикантка. Часть нашего класса очень подружилась с ней, и мы даже ходили к ней домой. Там она показала нам свои рисунки – когда-то она занималась в художественной школе и с тех времен хранила работы. Представьте, что я выпросила ее, просто вымолила отдать мне навсегда эти работы. И она – отдала. Видно, что-то такое тогда читалось в моих глазах…

Это стало моим бесценным сокровищем. Я часами перерисовывала их на окне и раскрашивала и представляла, что это я сама их нарисовала. У меня даже была игра под названием «рисование», но среди моих друзей популярностью она не пользовалась. Я до сих пор помню многие из ее рисунков, хотя с ними пришлось расстаться во время очередного переезда.

Так, наверное, и закончилась бы эта мечта, если бы не случай.

Однажды пришло по электронной почте письмо с приглашением принять участие в неких занятиях. В общем, там за два дна гарантированно всех учили рисовать. Я позвонила, поговорила, люди на том конце показались мне вполне адекватными и разумными, и я записалась.

Это были незабываемые ощущения. Все сбылось. Мы рисовали сразу кисточками красками, сразу небольшие картинки, а не отдельные детали, рисовали много и вдохновенно, сидя за столом или на полу, перепачканные с ног до головы. Можно сказать, что учения как такового не было. Ведущий не говорил, как правильно рисовать. Он рисовал сам, а мы все смотрели и повторяли за ним. Нам ни разу не сказали, как надо правильно, а только все время повторяли, что у каждого своя манера, и каждый видит мир по-своему и нет хорошо и плохо.

После занятий я ехала домой и позволяла себе чувствовать себя художником. Я не преувеличиваю, но я видела мир и краски по-другому – я видела, где синий становится фиолетовым, и уже знала, как эту грань передать краской; я видела, каким цветом сияет блик на луже, или тень на листе. Было такое ощущение, как будто был сильно заложен нос, и вдруг его отложило и стало возможно вдыхать полной грудью свежий весенний воздух. Я ощущала себя действительно художником, приобщенной к тайному знанию.

На тренинге было много упражнений на снятие стереотипов, развитие воображения и креативности. Но гораздо более важным для меня оказалось осознание того, что чтобы творить и выражать себя, совсем не обязательно уметь это делать академически правильно. Гораздо важнее отпустить на свободу своего творческого внутреннего маленького ребенка и дать ему нарадоваться вволю. Сначала эти ощущения окрыляли меня, я и радовалась как маленький ребенок, который вдруг научился сам стоять или ходить, сам залезать на диван. Было интересно переживать оставленные в глубоком детстве те ощущения, когда «Я – САМА!»

Другое открытие для меня заключалось вот в чем. Раньше, когда мне вдруг хотелось нарисовать что-нибудь, то я не знала, а что именно изобразить. Я искала какие-то другие картины, которые можно было бы срисовать. После этого я испытывала чувства вины от такого плагиата чувство неудовлетворенности собой. А теперь я точно знаю, что нарисовать можно все что угодно – от одной ягодки смородины, до целого полотна со сложной композицией и сюжетом. Сейчас идеи того, что можно нарисовать бегут впереди возможности их воплощения. Просто не хватает времени, что бы запечатлеть все, что хотелось бы. Так у меня образовался целый архив из фотографий, клочков бумаги, набросков, которые я потом использую в своих картинах. Я даже не стесняюсь заимствовать сюжеты у Моне, Ренуара и других великих художников прошлого и современности.

Занятия позволили мне снять некоторые стереотипы, такие, как, например, что художник должен рисовать обязательно из головы. Но художники всегда рисовали с натуры, соединяя только элементы из разных сюжетов. С появлением фотоаппарата многие из них не брезговали пользоваться им, а потом уже рисовать с фотографии.

Потом вскрылся какой-то боле глубокий слой, связанный с погружением в себя и близкий медитативному состоянию. Мне и до этого нравилось какое-нибудь кропотливое занятие, вроде собирание пазла из 5000 деталей, вышивания. И в рисовании тоже меня все более увлекает сам процесс нарисования какой-нибудь одной складки на одежде, оттенка зелени на лугу или отражения облаков на воде. Это такое погружение, которое дает возможность прикоснуться к чему-то глубокому внутри себя, когда кажется, что время замирает вокруг, когда я сама становлюсь той травинкой, штрихом, тенью, которую выписывает моя кисть.

Глядя потом на свои работы, я часто удивляюсь и недоумеваю – мне кажется, что я не рисовала вот именно таких линий, теней или бликов. Я просто клала один мазок так, а другой вот так. Но в конце, все эти мазки, линии и черточки вдруг складываются в единую мозаику и образовывают целостную работу. Мне иногда даже кажется, что картины как бы сами себя тайно дорисовали и подправили. Как если бы сотворили сами себя.

Я до сих пор испытываю благоговейный ужас перед началом работы. Имея какую-то задумку, я со страхом снова и снова осознаю, что я ведь на самом деле не умею рисовать, я не училась в художественной школе, не рисовала по 50 набросков в день, мне не ставили руку. А потом сам процесс работы настолько захватывает, что эти «знания» про себя становятся неважными. В конце концов, мне не экзамены сдавать. Зато когда картина завершена, я испытываю гордость оттого, что это сделала я. И до сих пор не понимаю, как у меня это получается. Ведь я-то знаю, что я рисовать не умею.

Рисование стало по-настоящему моим увлечением и отдушиной.

Я как-то раньше переживала по поводу того, что у меня нет хобби. Вроде как в нашем детстве так было принято, что у всех настоящих пионеров должно быть хобби, а у меня его не было. Я оправдывала это тем, что времени не хватает, что вообще глупое это занятие – марки собирать! Хотя были у меня коллекции мыла и разных бумажных салфеток. А теперь мне так совсем не кажется. Просто увлечение чем угодно должно быть не призвано извне по желанию, а должно вырасти изнутри человека. Что б оно было действительно его.

Хотя времени действительно не хватает и приходится иногда чем-то жертвовать, но у меня есть то, что принадлежит только мне, не имея отношения к семье, работе, другим каким-то делам и обязанностям.

Я очень рада, что мне удалось приобщить к рисованию младшего сына Данилку. Ему четыре года и он вовсю орудует кисточками и красками.

Надо очень чутко относится к творчеству своих детей. Маленький ребенок он и есть маленький и ему не надо, как взрослому регрессировать до детского состояния.

Поэтому не надо помогать ему рисовать, показывать, как изобразить собачку или кису. Не надо вообще вмешиваться в этот процесс. Лучше выдать бумагу, краски, кисточки, а если руки сами будут тянуться показать, как «правильно», бить их безжалостно. Ребенок, в отличие от взрослого, не заморачивается такими мелочами. Для него главное, чтобы ему это нравилось. Пусть рисует черенками от кисточек, пусть кладет толстые слои краски, лезет в нее руками. Самое важное – это дать ему возможность получить удовольствие от самого процесса.

Мы с Данилой заключили договор – он не рисует на моем холсте, а я – на его. Я вообще предпочитаю не смотреть, что он творит, пока он не скажет, что уже на сегодня закончил. Вот тогда это становится открытием. В его работах, само собой, нет представлений о правильном и должном. Ему нет дела до того, что, может, краски как-то не так наляпаны, что слишком много того или иного цвета, или что вся картина вообще закрашена одним цветом или наоборот, осталось много не закрашенных участков. Главное, что сам процесс приносит удовольствие.

Я стараюсь иногда смотреть на своего ребенка глазами не только мамы, по возможности абстрагируясь от родственных связей. Но меня все равно восхищают названия, которые он дает своим картинам. – «Красная улица», «Музыка звезд – Аленький цветочек», «После дождя», «Разноцветное море». У меня, например, с названиями все время трудности. Мои все картины названы по принципу, что вижу – то пою. Не та уже креативность, эх! не та.

Еще очень интересно наблюдать за процессом развития своего сына на примере его картин. Естественно, что в разном настроении он использует разные цветовые сочетания. Но общая тенденция такова, что если раньше в целом преобладали черно-коричнево-красные тона, то теперь его картины больше похожи на сочную радугу и искрятся саамами разными переливами и оттенками.

Кстати, именно рисунки и другие приемы арт-терапии нам помогли справиться с некоторыми его страхами. Был период, когда он стал бояться звуков от соседей, лифта, избегал один ходить по квартире и оставаться в комнате. Выяснилось, что он боится неких монстров. Нужно было что-то незамедлительно предпринимать.

Я решила начать с самых простых, но очень действенных способов борьбы со страхами. Сначала мы прошли по всему дому, и сами попугали этих монстров. С шутками и смехом мы рычали, как тигры, на каждый угол, поворот и закуток, где могли притаиться страшилища. После такой процедуры сын стал иногда в одиночку перемещаться по комнатам, периодически порыкивая направо и налево. Потом я ему рассказала, что все монстры очень боятся песен. Поэтому, если тебе кажется, что где-то рядом притаились монстры, то надо громко петь и они разбегутся. Было и забавно и очень трогательно слышать доносящиеся из его комнаты громкие песни – малыш старательно боролся со своим страхом и по всему твердо намеревался одержать победу. Но чтобы не просто распугать монстров, а побороть их окончательно мы сделали вот что. Я выдала Дане бумагу, краски, кисточки и попросила нарисовать того или тех, кого он так боится. Сын воспринял задание с энтузиазмом, с удовольствием нарисовал нечто разноцветное (вполне симпатичное, на мой взгляд) и сказал, что вот они два монстра, которые его пугают. Потом я усадила его к себе на колени, лицом к себе глаза в глаза и попросила рассказать, чем так страшны эти монстры, как они его пугают, как они выглядят. Сынишка с взахлеб все это описывал. Дальше мы развели на балконе в кастрюльке костерок, он сам сжег бумажки с рисунками, после чего мы их долго топили – поливали из брызгалки для цветов, пока пепел не стал серой кашей, а в довершение всего утопили в унитазе. Со всей уверенностью я ему объявила, что из унитаза еще ни один монстр не смог вернуться и вопрос с ними решенный.

Через день сын попросил еще раз сжечь монстров, так как оказалось, что некоторые вернулись обратно. Хотя мне лично кажется, что ему просто очень понравилось самому поджигать бумагу и заливать ее водой.

А окончательно нам помог, как ни странно, мультфильм «Корпорация монстров», где он смог вдруг увидеть, что монстры могут быть смешными, трогательными и крепко дружить с детьми.

Вернусь к занятиям рисованием. На сегодняшний день апофеозом моих занятий рисованием стало мое участие в выставке в Политехническом музее. Конечно, мы сами оплатили аренду, выпуск каталогов, сами приглашаем к себе гостей. Но сам факт, что мои творения будут выставляться в музее – меня это сильно вдохновляет. Я смогла, я сделала это. Для меня это сродни тому, как если бы меня послали в космос.

Я, как и мой сын, стараюсь в первую очередь получить удовольствие от самого процесса. Мне очень нравится наносить один цвет на другой сразу на полотне, я мало пользуюсь палитрой для смешивания цветов. Мне нравится делать это прямо на картине. Из двух цветов получается третий, потом из него вырастает четвертый, пятый оттенок, с переходами теней и света. Далее можно все это «покрыть» туманом или дымкой. Присутствует во всем этом для меня какая-то медитация, отстраненность от каждодневной суеты, мелких дел. Это та норка, где можно переждать бури и подправить себя.

Я не претендую на то, что бы считаться художником. Но я в полной мере ощущаю себя именно художником, творцом. И я бываю очень рада, если мои работы нравятся другим, и с радостью делюсь ими.

Ну вот, так все описала, что опять появился зуд все бросить и пойти достать кисти, разложить краски, тряпочки…

Наверное, я сейчас именно так и поступлю.








Об авторе статьи

`
Арутюнян Анна Юрьевна

Рейтинг психолога: 10 10

Арутюнян Анна Юрьевна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии (МИП), член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии
Город: Москва
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья


Ярослав |
Вообще ни о чем
Елена |
Анна, а где ТАК учат рисовать всех? Давняя мечта. В детстве очень хорошо срисовывала и считала, что Бог не дал таланта рисовать самой. Потому что когда пробовала рисовать что-то сама, особенно с натуры, результаты не вдохновляли. А так хочется!

Добавить новый Комментарий


Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...
Психолог Меньшикова Елена

Меньшикова Елена

Дипломированный психолог- психоаналитик
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍