articles Метод оценки ресурсного потенциала
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Метод оценки ресурсного потенциала



III Международная научно-практическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ» - Астрахань, 2-5 октябрь 2015г. Организаторы: ООО «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ДОВЕРИЕ», ФГБОУ ВПО «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ», АРО «ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, ПИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЛИГА», АРОУ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ, СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА «ДОРОГА В МИР».

 Балыкин Александр

 На конференции Александр Балыкин и Тамара Балыкина-Милушкина зачитали доклады:

1. "Метод оценки ресурсного потенциала спортсмена (на примере вольной борьбы - женщины).

2."Психологическое сопровождение VIP-спортсменов".

 

 Метод оценки ресурсного потенциала спортсмена (на примере вольной борьбы - женщины)

 

Балыкин Александр

Балыкин А.И. - генеральный директор ООО АРС "Гармония", педагог-психолог

Балыкина-Милушкина Тамара

Балыкина-Милушкина Т. В. - психолог

 

Спорт развивается, мировые рекорды становятся выше, границы физических возможностей, тактико-технических приемов и методик тренировок практически на исходе.

В настоящее время происходит осмысление тренерами возможности использования психологических и психофизиологических методов для выявления проблемных зон при подготовке спортсменов и поиска скрытого ресурсного потенциала спортсмена для повышения их результативности как субъектов спортивной деятельности.

Вопросами психологических и психофизиологических методов, изучения влияний эмоций на физиологические реакции в организме занимались многие как зарубежные (У.Джеймс; Г.Ланге; К.Г.Юнг) так и отечественные (П. К. Анохин; А.Р.Лурия) авторы. Разработкой методов диагностики психических процессов с использованием биологической обратной связи занимался известный психолог В. Н. Мясищев. Он, тщательно исследовав психологическое значение кожно-гальванических реакций человека (КГР), пришел к выводу, что «особое значение эмоций в кожно-гальванических реакциях представляется убедительно доказанным» (В. Н. Мясищев, 1935). С.Л.Рубинштейн, обсуждая психологическое значение КГР, писал: «несомненно, что КГР является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в ней» (С.Л.Рубинштейн ,1946).

Это натолкнуло авторов на создание метода оценки проблемных зон и ресурсного потенциала субъекта спортивной деятельности, посредством интервью и регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций. Нами был разработан способ выявления как осознаваемых, так и неосознаваемых спортсменом проблемных зон, влияющих на его эмоциональное состояние и понижающий профессиональные компетенции спортсмена (А.И. Балыкин, 2011,  2008).

Цель исследования: Выявление проблемных зон, влияющих на успешность соревновательной деятельности, и ресурсного потенциала у спортсменов-борцов (женщины).

Методы исследования. Наблюдение, тестирование, структурированное интервью с использованием биологической обратной связи (БОС) – индикатор психоэмоциональных реакций «ИПЭР-2К».

Организация исследования. Исследования проводились в МГФСО Спортивный комплекс «Измайлово», отделение вольная борьба (женщины) – 2013-2014 г. В эксперименте участвовало 18 спортсменок уровня от спортивного совершенствования до высшего спортивного мастерства.

Выявление психологических проблемных зон и ресурсного потенциала спортсменок заключалось в проведении специализированной беседы и определении психической реакции на основные семантические понятия профессиональной спортивной деятельности, посредством регистрации количественных и графических показателей аппаратно-программного комплекса АПК «ИПЭР-2К».

Для определения проблемной зоны и ресурсного потенциала спортсменок, были разработаны шаблоны вопросов структурированного интервью. В качестве раздражителей в шаблонах использовали понятия профессиональной спортивной деятельности по следующим блокам: тактико-технические характеристики вольной борьбы, понятия учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, телесные ощущения, взаимоотношения с тренером, взаимоотношения с соперниками, мотивация и целеполагание, личностные качества. Вопросы для исследования субъективной оценки спортсменок по изучаемым темам содержали бальную оценку, когнитивную точку зрения и эмоциональное отношение.

Анализ полученных результатов. После проведения исследований на каждую спортсменку была создана Карта ресурсного потенциала спортсменки. Степень эмоциональной напряженности, проблемные зоны спортсменки были отображены в Карте ресурсного потенциала спортсменки в виде белого, светло-серого и темно-серого цвета. Субъективная оценка спортсменки во время исследований обозначена, синей линией, а показания АПК - красной (рис. 1).

 стресс

Рис. 1 Обозначения в Карте ресурсного потенциала спортсменки эмоциональной напряженности, субъективной оценки и показаний АПК "ИПЭР-2К".

 Если синяя и красная линии на диаграмме расходятся (находятся в разных участках диаграммы), это интерпретируется как – спортсменка либо не осознает свою проблемную область, либо её скрывает (рис.2).

 стресс

Рис. 2 Ресурсный потенциал спортсменки в тренировочном и соревновательном цикле.

 Анализируя полученные данные Карты ресурсного потенциала спортсменки  можно сказать, что у данной спортсменки выявлена большая эмоциональная напряженность на участие в Чемпионате мира, при этом она ее не осознает. Также определены психологические проблемные зоны, связанные с бросками. В пунктах, где синяя и красная линии расходятся, в этой области скрыт потенциал спортсменки, который можно улучшить. Возле каждой диаграммы в зеленом квадрате указан процент нереализованного потенциала (ресурс) спортсменки (рис.2).

 Рассмотрим другой момент психологической диагностики, который представлен на рис.3 – ресурс в техническом арсенале.

 стресс

Рис. 3 Ресурс в техническом арсенале.

 Из диаграммы видно, что самым эмоционально напряженным техническим приемом во время схватки является «проход в ноги», а раздражает спортсменку больше всего в общении, – «принуждение и обвинение». Разницу показаний – расстояния между красной  линией (показания АПК «ИПЭР-2К») и синей линией (субъективная оценка) можно интерпретировать как то, что в некоторых моментах спортсменка хочет выглядеть намного лучше, чем это есть на самом деле.

 После проведения исследования спортсменкам была рекомендована программа по оптимизации ресурсного потенциала.

 Выводы:

1. Психологические проблемные зоны спортсмена вольной борьбы можно определять по семантическим понятиям, отражающим содержание спортивной деятельности.

2. Психологическая готовность  и ресурсный потенциал спортсмена к соревновательной деятельности тем лучше, чем меньше у него психологических проблемных зон.

3. В процессе исследования подтвердилось практическое значение разработанного авторами метода оценки проблемных зон и ресурсного потенциала спортсмена.

 

Литература:

1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы/ П. К. Анохин – М., 1978.

2. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р.  Лурия – М., Педагогика,1970, Т.2 – С.13, 94-116.

3. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека / В. Н. Мясищев // Труды ин-та мозга им. Бехтерева. –  Л., 1935.

4. Пат. 107482 Российская Федерация, МКП А61М 21/00. Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека [Текст] /Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. и др.; заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония» – № 2011102973/14; заявл. 21.01.11; опубл. 28.08.11, Бюл. № 23 –  7 с.

5. Пат. 2373965 Российская Федерация, МКП А61М 21/00, А61В 5/05. Способ гармонизации психоэмоционального состояния человека [Текст] / Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. и др.;  заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония» – № 2008117272/14; заявл. 05.05.08, опубл. 27.11.09, Бюл. № 33 –  8 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии / С.Л.  Рубинштейн – М., 1946.

7. Юнг К Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг – СПб., 1994.

 

-----

С уважением,

Балыкин Александр Иванович

 






Об авторе статьи

`
Балыкин Александр Иванович

Рейтинг психолога: 7 7

Балыкин Александр Иванович

педагог, психолог
Город: Москва Стоимость приема: 4500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Успех


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍