articles Метод оценки ресурсного потенциала
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Метод оценки ресурсного потенциала



III Международная научно-практическая конференция «СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ОПЫТ, ИННОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ» - Астрахань, 2-5 октябрь 2015г. Организаторы: ООО «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ДОВЕРИЕ», ФГБОУ ВПО «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ», АРО «ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, ПИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЛИГА», АРОУ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ, СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА «ДОРОГА В МИР».

 Балыкин Александр

 На конференции Александр Балыкин и Тамара Балыкина-Милушкина зачитали доклады:

1. "Метод оценки ресурсного потенциала спортсмена (на примере вольной борьбы - женщины).

2."Психологическое сопровождение VIP-спортсменов".

 

 Метод оценки ресурсного потенциала спортсмена (на примере вольной борьбы - женщины)

 

Балыкин Александр

Балыкин А.И. - генеральный директор ООО АРС "Гармония", педагог-психолог

Балыкина-Милушкина Тамара

Балыкина-Милушкина Т. В. - психолог

 

Спорт развивается, мировые рекорды становятся выше, границы физических возможностей, тактико-технических приемов и методик тренировок практически на исходе.

В настоящее время происходит осмысление тренерами возможности использования психологических и психофизиологических методов для выявления проблемных зон при подготовке спортсменов и поиска скрытого ресурсного потенциала спортсмена для повышения их результативности как субъектов спортивной деятельности.

Вопросами психологических и психофизиологических методов, изучения влияний эмоций на физиологические реакции в организме занимались многие как зарубежные (У.Джеймс; Г.Ланге; К.Г.Юнг) так и отечественные (П. К. Анохин; А.Р.Лурия) авторы. Разработкой методов диагностики психических процессов с использованием биологической обратной связи занимался известный психолог В. Н. Мясищев. Он, тщательно исследовав психологическое значение кожно-гальванических реакций человека (КГР), пришел к выводу, что «особое значение эмоций в кожно-гальванических реакциях представляется убедительно доказанным» (В. Н. Мясищев, 1935). С.Л.Рубинштейн, обсуждая психологическое значение КГР, писал: «несомненно, что КГР является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в ней» (С.Л.Рубинштейн ,1946).

Это натолкнуло авторов на создание метода оценки проблемных зон и ресурсного потенциала субъекта спортивной деятельности, посредством интервью и регистрации амплитудных показаний кожно-гальванических реакций. Нами был разработан способ выявления как осознаваемых, так и неосознаваемых спортсменом проблемных зон, влияющих на его эмоциональное состояние и понижающий профессиональные компетенции спортсмена (А.И. Балыкин, 2011,  2008).

Цель исследования: Выявление проблемных зон, влияющих на успешность соревновательной деятельности, и ресурсного потенциала у спортсменов-борцов (женщины).

Методы исследования. Наблюдение, тестирование, структурированное интервью с использованием биологической обратной связи (БОС) – индикатор психоэмоциональных реакций «ИПЭР-2К».

Организация исследования. Исследования проводились в МГФСО Спортивный комплекс «Измайлово», отделение вольная борьба (женщины) – 2013-2014 г. В эксперименте участвовало 18 спортсменок уровня от спортивного совершенствования до высшего спортивного мастерства.

Выявление психологических проблемных зон и ресурсного потенциала спортсменок заключалось в проведении специализированной беседы и определении психической реакции на основные семантические понятия профессиональной спортивной деятельности, посредством регистрации количественных и графических показателей аппаратно-программного комплекса АПК «ИПЭР-2К».

Для определения проблемной зоны и ресурсного потенциала спортсменок, были разработаны шаблоны вопросов структурированного интервью. В качестве раздражителей в шаблонах использовали понятия профессиональной спортивной деятельности по следующим блокам: тактико-технические характеристики вольной борьбы, понятия учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, телесные ощущения, взаимоотношения с тренером, взаимоотношения с соперниками, мотивация и целеполагание, личностные качества. Вопросы для исследования субъективной оценки спортсменок по изучаемым темам содержали бальную оценку, когнитивную точку зрения и эмоциональное отношение.

Анализ полученных результатов. После проведения исследований на каждую спортсменку была создана Карта ресурсного потенциала спортсменки. Степень эмоциональной напряженности, проблемные зоны спортсменки были отображены в Карте ресурсного потенциала спортсменки в виде белого, светло-серого и темно-серого цвета. Субъективная оценка спортсменки во время исследований обозначена, синей линией, а показания АПК - красной (рис. 1).

 стресс

Рис. 1 Обозначения в Карте ресурсного потенциала спортсменки эмоциональной напряженности, субъективной оценки и показаний АПК "ИПЭР-2К".

 Если синяя и красная линии на диаграмме расходятся (находятся в разных участках диаграммы), это интерпретируется как – спортсменка либо не осознает свою проблемную область, либо её скрывает (рис.2).

 стресс

Рис. 2 Ресурсный потенциал спортсменки в тренировочном и соревновательном цикле.

 Анализируя полученные данные Карты ресурсного потенциала спортсменки  можно сказать, что у данной спортсменки выявлена большая эмоциональная напряженность на участие в Чемпионате мира, при этом она ее не осознает. Также определены психологические проблемные зоны, связанные с бросками. В пунктах, где синяя и красная линии расходятся, в этой области скрыт потенциал спортсменки, который можно улучшить. Возле каждой диаграммы в зеленом квадрате указан процент нереализованного потенциала (ресурс) спортсменки (рис.2).

 Рассмотрим другой момент психологической диагностики, который представлен на рис.3 – ресурс в техническом арсенале.

 стресс

Рис. 3 Ресурс в техническом арсенале.

 Из диаграммы видно, что самым эмоционально напряженным техническим приемом во время схватки является «проход в ноги», а раздражает спортсменку больше всего в общении, – «принуждение и обвинение». Разницу показаний – расстояния между красной  линией (показания АПК «ИПЭР-2К») и синей линией (субъективная оценка) можно интерпретировать как то, что в некоторых моментах спортсменка хочет выглядеть намного лучше, чем это есть на самом деле.

 После проведения исследования спортсменкам была рекомендована программа по оптимизации ресурсного потенциала.

 Выводы:

1. Психологические проблемные зоны спортсмена вольной борьбы можно определять по семантическим понятиям, отражающим содержание спортивной деятельности.

2. Психологическая готовность  и ресурсный потенциал спортсмена к соревновательной деятельности тем лучше, чем меньше у него психологических проблемных зон.

3. В процессе исследования подтвердилось практическое значение разработанного авторами метода оценки проблемных зон и ресурсного потенциала спортсмена.

 

Литература:

1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы/ П. К. Анохин – М., 1978.

2. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы / А. Р.  Лурия – М., Педагогика,1970, Т.2 – С.13, 94-116.

3. Мясищев В. Н. Психологическое значение электрокожной характеристики человека / В. Н. Мясищев // Труды ин-та мозга им. Бехтерева. –  Л., 1935.

4. Пат. 107482 Российская Федерация, МКП А61М 21/00. Устройство для оценки психоэмоционального состояния человека [Текст] /Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. и др.; заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония» – № 2011102973/14; заявл. 21.01.11; опубл. 28.08.11, Бюл. № 23 –  7 с.

5. Пат. 2373965 Российская Федерация, МКП А61М 21/00, А61В 5/05. Способ гармонизации психоэмоционального состояния человека [Текст] / Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. и др.;  заявитель и патентообладатель ООО АРС «Гармония» – № 2008117272/14; заявл. 05.05.08, опубл. 27.11.09, Бюл. № 33 –  8 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии / С.Л.  Рубинштейн – М., 1946.

7. Юнг К Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг – СПб., 1994.

 

-----

С уважением,

Балыкин Александр Иванович

 






Об авторе статьи

`
Балыкин Александр Иванович

Рейтинг психолога: 7 7

Балыкин Александр Иванович

педагог, психолог
Город: Москва Стоимость приема: 4500 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Успех


Добавить новый Комментарий


Психолог Прокофьев Александр Георгиевич

Прокофьев Александр

Клинический психолог, нейропсихолог, психолог консультант. Индивидуальные и семейные...
Психолог Худякова Анна Сергеевна

Худякова Анна

Консультирующий психолог
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Черемных Татьяна Александровна
Консультация по Skype

Черемных Татьяна

психолог-консультант
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Горячева Елена Витальевна
Консультация по Skype

Горячева Елена

Психолог. Специалист в области телесно-ориентированной психотерапии. Член Ассоциации EMDR...
Психолог Елизарьева Ольга Александровна
Консультация по Skype

Елизарьева Ольга

Магистрант психологии, сертифицированный психолог-консультант
Психолог Новоселова Екатерина Викторовна

Новоселова Екатерина

Практикующий психолог, работаю в методе Транзактного анализа. с использованием техник...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍