articles
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Мелани Кляйн, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Шарлотта Бюлер и многие другие были сторонниками использования игрушек и миниатюр для терапевтических, диагностических и других целей. В 1950-х годах Дора Калфф дала «Технике Мира» юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это «Песочной терапией».
На международной конференции в Сан-Франциско (1995), принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы «S» — это классическая форма юнгианской песочной терапии со свойственной ей теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой «s» — это различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке, медитации на песке, реабилитационные программы для людей с ОПФР (особенности психофизического развития)).
Созданная клиентом картина из песка является творческим продуктом. Процесс игры с песком в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Особенности детской песочной терапии заключаются в том, что исцеляющим является сам процесс игры в песке. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Он начинает применять в реальности свой "песочный" опыт. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Игра с песком может применяться в работе с детьми от трех лет при таких проблемах, как различные формы нарушений поведения, сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками, психосоматические заболевания, повышенная тревожность, страхи, агрессивность, психологические сложности, связанные с изменениями в семейной жизни (развод родителей, появление младшего ребенка и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа, переезд), неврозы.
Как показывает собственный опыт на базе Досугового детского центра , дети после нескольких занятий sandplay становятся более открытыми, легче идут на контакт, уменьшается агрессия, меняется поведение, повышается самооценка.
Особенности применения sandplay, как метода арт-терапии при работе со взрослыми заключается в том, что он используется не с первой встречи, а предлагается на более поздних стадиях консультирования, после установления доверительных отношений с клиентом, в качестве дополнительной информации о проблеме клиента, в постановке и/или подтверждении гипотезы.
Самым важным аспектом песочной терапии является возможность обращаться через любимую игру к детской части. Мы ищем контакт с тем, что в нас спонтанно и наивно. "Он (архетип ребенка) воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума; воплощает пути и возможности, о которых наше одностороннее сознание не имеет никакого представления... Он выражает самое сильное и непреодолимое стремление каждого существа, а именно – стремление к самореализации". (К.Юнг) .