articles Статьи по психологии » 【Важные темы】
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Один пример психологической работы со сновидением. Анализ.



О профессиональном психологическом толковании снов очень много сейчас говорится. Однако, серьёзных и полноценных описаний, живых примеров данной работы мало. Надеюсь, эта статья будет поучительна и интересна, и не только для специалистов, но и для всех интересующихся. Пример приводится с разрешения клиента. Для сохранения конфиденциальности, имя и подробности рассматриваемого случая изменены.

 

***

В кабинет входит молодая девушка, примерно двадцатипяти лет. Рост чуть выше среднего. Несколько плотное телосложение. Одета в дорогое, но при этом достаточно простое белое широкое платье и бежевые туфли на высоком каблуке. Чёрные, длинные, вьющиеся волосы и большие выразительные глаза. На лице избыток макияжа и ярко накрашенные алые губы. Взгляд секунду был просто растерян и наполнен интересом, после чего вдруг приобрёл еле уловимые холодность и отстранённость.

- Здравствуйте! Я вам звонила…

- Да, да, Светлана, здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь.

Пока Светлана шла через комнату и устраивалась в кресле, её движения были медлительны. Создавалось впечатление, будто девушка устала или же тяжело больна. Почти сразу становилось ясно, что она сознательно старается подчеркнуть своё состояние, или даже драматизирует его.

Усевшись поудобнее в кресле, она не стала ничего говорить, но молчала и смотрела то по сторонам, а то прямо, не отрываясь, на консультанта. При этом она периодически шмыгает носом. Теперь явно были видны покраснения глаз. Через несколько секунд она отвела взгляд в бок и вниз и словно задумалась о чём-то, абсолютно отключившись от внешнего мира.

Целую минуту стояла полная тишина.

К (консультант): Как вы себя чувствуете? Вы, кажется, болеете?

С (Светлана): Да, знаете, утром проснулась и что-то и горло першит, слабость и нос заложен.

К: Ясно. Прежде, чем мы перейдём к рассмотрению самого сновидения, мне необходимо объяснить некоторые моменты, касающиеся основных правил толкования, методов, которые для этого могут использоваться и так далее.

С: Хорошо.

К: Прежде всего вам нужно знать, что я работаю только непосредственно со сновидцем, то есть с тем, кто видел сновидение и ни как иначе. Я не трактую сны третьих лиц.

С: Ну, это понятно.

К: Так же вы должны понимать, что я не могу гарантировать вам стопроцентно, что сон будет понят в полном объёме. Иногда, в силу самых разных причин, среди которых может быть большое сопротивление на бессознательном уровне клиента, его неготовность к такой работе или, вообще, человек может быть непригоден к толкованию снов.

И самое главное, что мне нужно до вас донести, что я не гадалка или что-то ещё в этом духе. Работа со сновидениями является одним из самых старых методов практической психологии. Ещё в 1900 году Зигмунд Фрейд написал книгу, которую сам он считал главной своей работой, и которая и составляла изначальную основу его учения - психоанализа. Книга так и называлась, «Толкование сновидений». С тех пор наука о понимании и работе со сновидениями ушла далеко вперёд. В той или иной степени толкование снов повсеместно используется в практике большинства зарубежных специалистов. В нашей же стране пока это направление работы не получает столь большой популярности и является предметом мало знакомым.

То есть, я не делаю предсказаний и пророчеств на основе снов. Напротив, все психологические знания и наблюдения говорят в пользу того, что скорее сон говорит о самом человеке, о его внутреннем мире, о его прошлом и настоящем, и, обязательно, рассказывает о его беспокойствах и проблемах, которые требуют решения.

В этом кабинете не просто разгадываются сны. Ведь какой в том смысл, если человек не получит совета, подсказки в решении тех вопросов, которые волнуют, озарения относительно своей судьбы или внутреннего мироустройства. Поэтому психологическое толкование сновидений – это серьёзная работа над собой и собственной личностью. Иногда не столь приятная, как хотелось бы, и это тоже нужно понимать!

С: Я готова!

К: Очень хорошо.

Я обязуюсь не раскрывать кому бы то ни было любую информацию, полученную в ходе этой встречи, поэтому вы можете полностью довериться мне, как специалисту.

Средняя продолжительность работы может варьировать от пятидесяти минут до полутора часов, об этом я так же предупреждаю в начале. Методы прояснения скрытого смысла сновидения самые разнообразные. От символической трактовки сна и ассоциаций сновидца по каждому предмету сна, до проигрывания вживую, словно в театре, некоторых его эпизодов или всего сна в целом. Для кого-то подходит один метод, для кого-то другой.

С: Хм, понятно!

К: Если вас всё устраивает, то позвольте мне задать несколько уточняющих вопросов относительно вашей автобиографии прежде, чем мы приступим непосредственно к рассмотрению сна, с которым вы пришли.

С: Конечно.

К: И так, сколько вам лет?

С: 24 года.

К: Воспитывались в полной семье?

С: Ну да.

К: Сколько лет родителям и чем они занимаются?

С: Ну, отец частный предприниматель, а мама бухгалтер. Отцу сейчас 44, матери 42.

К: Братья, сёстры?

С: Нет.

К: В школе учились как?

С: Хорошо.

К: Работаете?

С: Да.

К: Кем?

С: Ну, я врач.

К: Очень интересно! И какой?

С: Я интернатуру сейчас заканчиваю. Психиатр.

К: О! Думаю, тогда мне можно пропустить вопросы про особенности развития и наличие психических заболеваний… А в роду у вас психических заболеваний не было?

С: Нет.

К: Хронические заболевания?

С: Тоже нет.

К: Вы позвонили мне позавчера. Поэтому я ожидаю, что, возможно, вам что-то снилось и накануне нашей встречи.

С: Вообще, да, действительно! Вообще, я часто вижу сны. Все они яркие, красочные, живые и наполненные действием. Но я редко могу вспомнить, что именно снилось. Вот и в этот раз. Помню, что, снилось что-то накануне, но вот подробностей не помню совсем.

Именно поэтому сон, о котором я хотела вам рассказать и выбивается из общего ряда. Я не припомню, что бы хоть раз виделся столь яркий сон. Больше всего меня волнует именно он.

К: Ну что же. Тогда мы можем идти дальше. Сейчас вы расскажете сновидение с которым пришли.

С: В этом сне я была в лесу, вместе с моими коллегами и начальницей. И тут из-за холма на нас нападают волки. Все остальные спрятались, и только я и начальница еле успели залезть на два стоящих рядом дерева. Один волк вырвался вперёд, подпрыгнул за мной. Его пасть захлопнулась прямо перед моим лицом!

Светлана замолчала. Она выглядела погружённой в себя и несколько взволнованной.

К: Светлана, сейчас я попрошу вас вновь пересказать этот сон, но при этом, попробуйте пересказать сновидение так, словно всё происходит здесь и сейчас. Как будто вы прямо сейчас участвуете в этом сне, и при этом комментируете всё происходящее. И пожалуйста, не пренебрегайте подробностями, не упускайте ни одной детали.

С: Я поняла. Я попробую. Кхм…

Я вместе с остальными, в лесу. Остальные – это моя начальница, заведующая отделением, и ещё две девушки, с которыми я работаю. Мы у подножия невысокой горы, в лесу. Я, как будто бы уже была в этом месте, и я знаю, что сверху могут побежать волки. Я всех предупреждаю: - «Оттуда могут напасть волки! И это может быть опасно». Мы что-то там делаем. Я точно не помню. Толи просто гуляли по лесу, то ли грибы собирали. И вот мы видим, как с горы, издалека, прямо на нас бежит стая волков. Я начала искать место, куда спрятаться. В реальности вряд ли мы бы смогли успеть это сделать, они были не столь далеко. Я увидела два прозрачных куба. Они как стеклянные, вроде. В каждом из них уже было по одной из тех коллег, с кем мы были в лесу. Я подошла к одному кубу и открыла его.

К: Всё хорошо, только говорите так, как будто прямо сейчас участвуете в этом. То есть, не «я подошла», а «я подхожу»…

С: Ладно… и так… я открываю его…Там вроде дверки что-то такое. Внутри уже одна из коллег. Я понимаю, что даже ей было трудно туда залезть, хотя она очень худая и ростом меньше меня. Очень тесно. Она кое-как туда вместилась. Понятно, что пока они находятся в них, волкам до них не добраться. Меня изумляет, как ловко они смогли это сделать. Ни у меня, ни у моей начальницы уместиться там не получилось бы. Волки вот-вот нас схватят. Рядом стоят две высокие сосны, почти голые, только верхушка пышная. Мы быстро вскарабкиваемся на них. Каждый на свою. Я еле успеваю. Прямо позади меня, внизу, до меня допрыгивает большой волк. Если обычно волки похожи на собак, и достаточно красивы, то этот просто ужасен. Он, скорее, монстр, а не волк. Эта его оскаленная пасть, со слюной, отсутствующие губы и щёки, со всех сторон открывающие его большие острые зубы, и белые с красным дикие, жаждущие крови глаза! Его клыки с лязгом захлопываются прямо перед моим лицом…

Сон продолжился. После того, как волки уже ушли, мы разговариваем с начальницей. Она рассказывает, что не сразу угрозу осознала. Когда она увидела, что я уже запрыгнула на дерево, тоже стала спасаться, залезая на соседнее.

К: А в каких вы отношениях с коллегами, присутствовавшими в этом сне? И расскажите подробнее про вашу начальницу.

С: Ну девушки, работающие вместе со мною…

К: Которые спрятались во сне в прозрачных кубах?

С: Да да. Они обе чуть старше меня. Я обожаю свой коллектив. И начальницу тоже.

К: Видимо, ваша начальница действительно замечательная женщина, которой вы восхищаетесь и на которую стараетесь равняться?

С: Конечно, я хотела бы на неё походить. Но пока это не возможно. Она на много выше меня.

К: А у девушек, которых вы видели в своём сне, они обе сейчас имеют какие-то трудности с мужчинами?

С: Я бы так не сказала! С чего это вы взяли?!

К: Если я не прав, то просто расскажите, как у них обстоят дела в семейной жизни.

С: Ну, как таковой-то её у них нет. Одна совсем недавно пережила развод. Вторая никогда и не была замужем. Да и не жила никогда ни с кем. Ей с мужчинами не везёт как-то. В общем, можно сказать, обе сейчас находятся в активном поиске. Но это не значит, что у них всё плохо с мужчинами.

К: Наверное, нет. Но всё же есть какое-то противоречие между вашим активным отрицанием и тем, что вы рассказали о них!

Последовала непродолжительная пауза, за время которой девушка не отрываясь глядела на консультанта, и только после того, как сам специалист отвёл взгляд, она так же отвела глаза в сторону.

К: Расскажите, и по возможности как можно более подробнее, чем вы были заняты последним, перед тем, как легли спать?

Опускает глаза. На щеках проступает еле заметный румянец.

С: Нууу… - начинает она в нерешительности, затихает и слегка отворачивает голову - Это тоже имеет отношение к моему сну?

К: Думаю, да. Самое непосредственное. Дело в том, что сон формируется под влиянием остатков предыдущего дня. И особое значение здесь имеет то, что вы делали последним перед сном. Как важны и мысли и чувства и ваше телесное состояние в момент предшествующий засыпанию.

Пауза.

К: Как я и говорил, вы можете мне довериться. Что бы вы не рассказали, это не покинет пределов кабинета без вашего ведома…

С: О, дело не в этом! Просто неудобно как-то!...

К: Вам не стоит беспокоиться. Я специалист, и мне это нужно знать лишь для прояснения всех нюансов, необходимых для выяснения элементов, из которых сложилось такое сновидение.

С: Я понимаю… В общем… У меня был секс. Очень жаркий. Какого уже давно не было… Я почти год живу со своим парнем. Он старше меня…

К: Хм… И как складываются ваши отношения за этот год совместной жизни?

С: Внешне, вроде, всё в порядке. Но, правда, он меня уже достаточно давно раздражает! При этом, я не знаю, почему! Он прекраснейший человек, и у него нет каких-либо недостатков.

К: Такого быть просто не может! По крайней мере, мне пока не встречались люди без проблем и недостатков.

С: Но так и есть. У него нет вредных привычек. Он работает, и зарабатывает гораздо больше меня. Он умный. Даже слишком! Он очень заботливый, ответственный, верный, добрый.

К:  И ни одного замечания!?

С: Ну, вспыльчивый, правда. Но так же отходчивый очень быстро.

К: Что ж. К нему мы вернёмся чуть позже. Вспомните, пожалуйста, с какими мыслями вы легли спать при этом?

С: Да, кажется, никаких мыслей особо не было. Было очень поздно и мы так устали, что почти сразу же после этого отключились, едва подушки коснулись.

К: А когда проснулись, можете вспомнить, о чём вы думали и с каким настроением?

С: Ну, настроение-то было плохое. Я ведь проснулась в страхе и тревоге. Тревога и до сих пор сохраняется…

О! Да, кстати, этот сон очень похож на тот, что однажды снился мне раньше, месяцев восемь или девять назад. Кажется, что даже место похожее. Я сразу о нём вспомнила, как проснулась.

К: Что за сон. Вы можете его рассказать.

С: Да там нечего рассказывать. Там тоже был монстр. Монстр-пень. Пень ожил и пытался меня схватить.

Меня волнует этот волк. Он не выходит у меня из головы. Его морда так и стоит перед глазами!

К: Тогда прямо сейчас расслабьтесь и, думая о волке из вашего сна, говорите всё, что приходит вам в голову. При этом не важно, будут ли это мысли, не относящиеся к делу, неприличные, отдельный набор бессвязных слов и словосочетаний, и так далее.

С: Страх, ужас,… собака,… смерть, вина, предательство,…  беспомощность.

К: Когда вы испытывали чувство вины и беспомощности?

С: Ну… часто!

К: Вы часто испытываете чувство беспомощности?! И при каких же обстоятельствах чаще всего, позвольте узнать?

С: По-разному.

К: Ну, например, в отношении с мужчинами?

С: Да, часто.

К: А в последнее время?

С: С мужчинами? Откровенно говоря, я не знаю, что мне делать с моим молодым человеком. Я сейчас замерла на месте. Он вроде мне нравится. Но я не знаю, люблю ли его, и хочу ли быть с ним. И всё вроде бы нормально. Но что-то не так, чего-то не хватает. И раздражает он меня часто. И как-то скучно с ним и обыденно чересчур бывает. Но и расстаться с ним я почему-то до сих пор не решаюсь.

К: И вы испытываете чувство беспомощности в ваших отношениях с ним?

С: …Отчасти… наверное…

К: Ну ладно… А что вы скажите, если я предположу, что всё это как-то связано с вашим отцом?

С: Вам виднее, вы же специалист.

К: И всё-таки…

С: Ну, не знаю. Может быть.

К: Скажите, а когда вы в прошлом испытывали чувства вины и беспомощности по отношению к отцу?

Длительная пауза, во время которой Светлана, с всё более серьёзным видом, берётся руками за голову и потирает лоб и виски.

С: Я вспомнила! Хотя нет!... Я никогда и не забывала этого!... Мне было лет десять, может чуть больше. У нас была собака. Пушок…. Мы все очень любили его. Отец его любил больше, чем кто-либо из нас. Но однажды Пуша заболел. И ничего нельзя было сделать. Отец приехал из ветеринарной лечебницы сам не свой. Серый. Хмурый, как туча. Он молча прошёл в зал, не раздеваясь. На стене висело ружьё. Отец раньше охотился. Сняв ружьё, стал его заряжать. По его лицу текли слёзы.

Я не знала, что сказать, не знала что сделать, чем ему помочь. Я понимала, что ему было очень больно. И я знала, что должна была хоть что-то сделать. Меня переполняли тревога, страх, отчаяние. Отчаяние от того, что любимый человек страдает, а я не могу хоть чем-то помочь. Я чувствовала себя беспомощной.

К: И вы до сих пор испытываете чувство вины из-за этого?!

С: Да. Видимо.

На глазах девушки проступают слёзы.

С: Я из-за этого пошла учиться на психиатра.

К: Вот как…

С: Да, именно так!... Что бы не чувствовать себя беспомощной… Что бы эта ситуация не повторилась!... Что бы я могла помочь!...

Светлана замолкает. Она больше не в силах говорить и просто плачет. Психолог учтиво предлагает салфетки. Взяв себя в руки, девушка подаёт знак, что готова продолжать.

К: Как вы?

С: В порядке.

К: Простите, но у меня автоматически вопрос появляется – а где же в этот момент была мама?!

С: Дома, в другой комнате, наверное.

К: Ну, я имел в виду, почему же она не помогла? Ничего не сказала, никак не утешила мужа?

С: Откуда я знаю!... Наверное, ей самой было не легче.

В голосе промелькнуло раздражение.

К: Хм… Даже если так, то почему вы решили, что всё это –  утешение, забота и помощь отцу, это ваша обязанность, а не матери?

Молчание.

К: У них в отношениях всё было хорошо?

С: Вроде, всё нормально было. Хотя мать злилась на отца.

К: Из-за чего?

С: Он её предал. Он ушёл в армию, когда мать была на седьмом месяце. Она одна меня родила, и до двух лет одна воспитывала. И она всё время злилась потом. И на меня тоже. С детства помню её крики и придирки по каждой мелочи!

К: Какие?

С: Ну, то пыльно вокруг, то посуду вовремя не помыла, то плохо помыла и надо перемывать заново. Ей надо всегда  что бы всё везде в доме было идеально.

К: А как вы думаете, почему ей это было нужно? И зачем она это заставляла вас делать?

С: Ну, наверное, просто потому, что она такая сама по себе и есть.

К: Думаю, всё не так просто. Да вы и сами наверняка это понимаете. Весьма вероятно, что ваша мать таким образом научилась сохранять хрупкое равновесие в своей нелёгкой жизни. Создавала таким образом островок спокойствия. Ведь ей явно было не просто. Судя по вашему возрасту и тому, сколько сейчас вашей матери, когда вы родились ей только только исполнилось восемнадцать. Представьте себя на её месте! В одиночку, без чьей-либо помощи и поддержки, следить за домом, заботиться и воспитывать маленького ребёнка, зарабатывать деньги.

С: Да, конечно! Даже не знаю, как ей это всё удалось!

К: И, наверняка, когда она приходила домой, она хотела, что б хотя бы там чувствовать себя уверенной и защищённой. А в дальнейшем, когда вы подросли, знать, что даже в её отсутствие всё будет в порядке, и всё будет хорошо, и что у неё будет возможность отдохнуть, хоть немного, будучи уверенной, что дочь сможет и сама проследить за порядком в доме, или, хотя бы уж, помоет за собою посуду. Разве она была не права, и разве она этого не заслужила? Конечно же, её методы воспитания данных навыков, возможно, не самые правильные. Но и это можно легко принять, если вспомнить про то, что в те времена не имелось каких-либо источников информации по воспитанию детей, за исключением советов старших, а так же собственного разумения и интуиции.

Всё это время клиентка молчит и смотрит в пол с отрешённым видом.

К: Вам не нравится всё, что я говорю?... Вы со мною не согласны?

Светлана ничего не говорит, продолжая смотреть в пол, отреагировав лишь опушенными на пару мгновений и вновь вернувшимися на место уголками губ.

К: Вы чувствуете огорчение и всё, что здесь происходит, напоминает вам сцены из вашего детства? Когда вас отчитывала мама вы так же лишь замолкали и смотрели куда-то в сторону или в пол? И через некоторое время мама просто не выдерживала и отставала от вас?... Но я ведь не мама, Светлана? И вы здесь, что бы помочь себе. И я здесь для того же.

С: Я всего лишь сон хотела понять! А вы мне тут лекции читаете! Вам легко рассуждать! Она… она…

В голосе уже явно проступает раздражение. Светлана сжимала кулаки. Она посмотрела на консультанта в упор. Её глаза были влажными и раскрасневшимися ещё больше, чем раньше. Нижняя губа слегка подёргивалась, словно у маленького ребёнка. Бросив этот быстрый, немигающий и выглядящий обвиняющим взгляд, она медленно отводит глаза в сторону, при этом производя единичное еле заметное движение правой рукой.

К: Светлана, повторите, пожалуйста, то движение, которое вы сейчас сделали правой рукой.

С: Какое движение?! О чём вы?!

К: Вы сделали вот так. Показывает. Больше всего жест напоминает сдержанный быстрый удар кулаком по подлокотнику.

С: Да! Странно, я и не заметила… Хотя… да, действительно. Но это как-то на автопилоте было!

К: А теперь сделайте это нарочно!

Светлана с точностью повторяет этот жест.

К: Хорошо. А теперь ещё несколько раз. И при этом с каждым разом усиливайте амплитуду и силу жеста.

Светлана колеблется.

К: Смелее. Не стесняйтесь. Позвольте уже проявиться тому, что у вас внутри. Меньше минуты назад вы были столь злы, что едва сдерживали при себе эти гнев и раздражение. И я прошу вас этого больше не делать. Не сдерживайтесь!

Светлана выполняет просьбу психолога и с силой несколько раз подряд ударяет кулаком по креслу. Консультант в этот момент интересуется, что она при этом испытывает и не хочет ли что-то сказать. Светлана просто кричит. Через некоторое время крики сменяются гневными звуками, похожими на рычание. Психолог настаивает на усилении этих всех проявлений.

К: Это больше всего похоже на злобный крик. На кого направлена эта огромная злоба, которая хранилась всё это время внутри вас?

После некоторого замешательства, во время которого психолог просит не останавливаться и продолжать бить по подлокотнику и не сдерживаться в любых других проявлениях, девушка, наконец, отвечает.

С: Это родители. Я… я… зла на них… это действительно так.

К: Вы никогда не показывали эту злость, и носили в себе. Возможно, из-за страха наказания, или из-за мыслей, что с проявлением гнева ничего не изменится. Но такие сильные эмоции всегда находят выход. Частично или полностью. Или в виде каких-то других эмоций, в которые они могут преобразиться со временем. Например, в чувстве самоуничижения, самокопания и самообвинения. И думаю, что отчасти именно так и произошло. И происходит до сих пор.

Позвольте же проявиться этому гневу. Ведь он разъедает вас изнутри.

Психолог укладывает на колени девушки подушку, говоря, что эта подушка специальная и примет в себя всё, и предлагает выплеснуть на неё прямо сейчас весь негатив, злость, отчаяние, печаль, в виде криков в неё или избивая её. Когда всё закончилось и Светлана отложила подушку в сторону и смогла вновь слушать, психолог предложил окончательную интерпретацию.

К: Сновидение, которое так вас встревожило, связано с раскрытием вашей женской сексуальности. Оно было спровоцировано вашими отношениями с молодым человеком. Но сновидение не просто рассказывает о страхах связанных с этими отношениями, о проблемах между вами. Оно указывает на первоисточник этих проблем, который лежит гораздо глубже, уходя корнями в ваше далёкое прошлое, в детство, в ваши неразрешённые отношения с родителями.

Каждый ребёнок, на определённом этапе своего развития, непременно влюбляется в родителя противоположного пола. Это естественный процесс. А родитель того же пола, в свою очередь, воспринимается как соперник. По большей части это всё не осознаётся самим ребёнком, как и не замечается, или игнорируется взрослыми. Как бы то ни было, психологическая задача этого периода – научиться любить, а так же сформировать модель идеальных отношений, создать образ идеального партнёра и так далее, и так далее.

При этом, возникает внутренний конфликт и напряжение между зародившимся запретным желанием, с одной стороны, и опасением перед родителем того же пола. И уже на следующем этапе, ребёнку необходимо выйти из этого в большей степени внутреннего, нежели реального внешнего, конфликта. Выйти не проигравшим, но скорее победителем. Примирившись с тем, что объект обожания принадлежит не ему, но другому родителю. Помирившись с родителем своего пола. Не враждуя больше с ним, но встав с ним рука об руку, превратившись из соперников в друзей, из неразумного дитя, в равного и независимого человека. И, конечно же, поняв, что родители могут и должны жить так, как хотят, и вмешиваться в эти отношения глупо.

Поняв, что любого рода любовная связь с родителем не допустима, ребёнок должен отпустить его из своего сердца, для того, что бы туда мог войти кто-то ещё. А вы так и не сумели этого в полной мере сделать! Почему так произошло сейчас уже сказать сложно. Может быть как раз потому, что отец отсутствовал в ранние периоды вашего развития, может ещё в силу каких-либо обстоятельств. В любом случае, из-за данной незавершённости, ситуация детства продолжает влиять на вас по сей день. Даже в случае с выбором профессии. И конечно, вы не можете спокойно, без примеси негатива, вспоминать о матери, и общаться с ней. Ведь в вашем бессознательном она всё ещё воспринимается как соперник. Из-за этого же у вас не возникает новых, полноценных отношений с другими мужчинами, а те, что начинают развиваться, в конце концов, заканчиваются разрывом. Двум мужчинам под одной крышей вашего сердца не ужиться.

Впрочем, как мне кажется, на ваши отношения с мужчинами, влияет не только это. Втайне, вполне возможно, вы боитесь того, что в самый трудный момент мужчина может вас бросить, как это сделал ваш отец по отношению к вам и к матери. Может быть, втайне от себя самой, вы проверяете на прочность каждого мужчину, который оказывается с вами рядом.

С: Как это?

К: Не осознавая того, вы можете требовать, что бы мужчина доказал свою надёжность на деле. Для этого есть множество способов. Постоянно болеть, создавать какие-то проблемные ситуации, требующие его помощи, и так далее. Иногда всё бывает и ещё страннее. Например, когда человек не просто опасается предательства, но подозревает в этом каждого. И если на пути попадается такой мужчина, который выдерживает все испытания, женщина, дабы подтвердить свою внутреннюю правоту, превращает его жизнь в кромешный ад, всевозможными придирками, излишней требовательностью, плаксивостью, воздержанием от секса, и так далее. И, конечно же, в конце концов, ни один мужчина не выдерживает этого, и стремится избавиться от такого предмета своего обожания. Чем только тут же подтверждает, что все мужчины ненадёжны и могут предать в любой момент.

А уж если найдётся такой супермен, способный преодолеть все расставленные ловушки, то его придётся бросить самостоятельно, под любым предлогом. Ведь он не вписывается в концепцию представлений о мире и о том, как всё устроено.

С: И вы считаете, что я так поступаю?

К: Ваш это случай или нет, я доподлинно знать не могу. Это вы, Светлана, решите уже сами. Моя задача описать вам возможные варианты причин тех затруднений, которые вас так волнуют. Зная и помня о них, вы сможете оценивать своё поведение более здраво и самостоятельно скорректируете его, если действительно обнаружите за собой что-то из описанного.

С: Ну а как же быть с родителями?

К: В смысле?

С: Ну, то, о чём вы говорили. Про неразрешённую любовь к отцу и прочее…

К: Ну, для начала, просто подумайте немного над всем этим. Подумайте и проанализируйте своё поведение с мужчинами. Пообщайтесь с родителями и в этом общении понаблюдайте за собой, за своими эмоциональными реакциями, и так далее.

С: Хорошо. Спасибо большое.

К: Могу ли я получить от вас обратную связь относительно всего услышанного. Что вы поняли, с чем согласны или не согласны? Что вы чувствуете?

С: Во-первых, должна сказать, что толкование снов совсем не то, что я ожидала. И если об услышанном, то я в замешательстве. И мне грустно как-то от всего этого. Одна часть меня стремится сейчас больше не слушать ничего, но другая понимает –  что всё сказанное очень похоже на правду. Да! Слушая, я прямо-таки видела себя и понимала, что всё, что вы говорите – это про меня. Мне больно от услышанного, так, что хотелось просто заткнуть уши, или накричать на вас.

К: Вы чувствуете грусть и испытываете жалость к себе?

С: Это так… Всё, что мне остаётся – пожалеть себя. Ведь уже ничего не исправить.

К: Да, прошлое не исправить. Но живёте ли вы полноценной жизнью, или застряли навсегда в прошлом – это тот выбор, который вы действительно можете и должны сделать!... Всё это давно прошло! Вы уже не та маленькая девочка! И то, что вы здесь – доказывает, что вы готовы к изменениям. Так примите решение прямо сейчас!

Светлана молчит. Доставая очередную салфетку, вытирает глаза.

К: Мы достигли хорошего результата в этой встрече. Позвольте вам предложить на последок ещё кое-что.

С: Угу.

К: Тогда вот вам листы бумаги. Вот краски, карандаши, пастель. Простой карандаш. Вы можете использовать всё, что захотите. Ваша задача нарисовать любой момент, какой хотите, из вашего сна.

С: Ой! Я совсем не умею рисовать…

К: Ничего. Вы не для выставки это делаете, а для себя. Я тоже не критик и так же не очень-то художественно одарён. Здесь всё это не важно. Важно, что вы что-то делаете, что вы стараетесь материально передать, материально воплотить какую-то сцену сна, что бы она стала более наполненной.

Это делается для того, что бы какой-то непроявленный смысл, а сновидения в большинстве случаев многогранны и несут в себе сразу несколько самых разных смыслов и значений, всё же проявился. Прорисовывание или какое-то другое материальное воплощение сновидения очень этому способствует. Я уверен, что у этого сна есть ещё и другой смысл, и очень глубокий. Просто он не столь актуален для вас лично и вы менее подготовлены к рассмотрению этого смысла. Потому он пока ещё и не прояснился. В ходе вашей работы над рисунком что-то уже может оказаться для вас открытым. А если даже нет, то этим действием вы прокладываете дорожку, некий мостик, по которому информация непременно пройдёт, как только наступит подходящее время.

С: Хорошо. Я попробую.

К: Прежде чем приступить, закройте на минутку глаза… Расслабьтесь и подумайте о своём сновидении… Подумайте, что именно вы хотели бы нарисовать. Как расположите всё на листе, какие цвета используете, что это будет за картина?... А как она будет выглядеть целиком, если её отодвинуть подальше?... Что вам приходит на ум, когда вы на неё смотрите. Нарисуйте её мысленно, а уже потом, когда будете готовы, перенесите на бумагу.

Для рисунка Светлана избирает неплотную бумагу формата А4 и пастель. Пастель она наносит сразу, не делая предварительно никаких набросков простым карандашом. Цвет выбирает тщательно, подолгу. Рисунок делает быстрыми резкими длинными движениями. На секунду создалось впечатление, что девушка находится в каком-то трансе.

Рисунок получился с одной стороны простой, но с другой он был очень динамичен, интересный и не лишённый определённого вкуса и понимания абстракции.

К: Отлично, Светлана! Пожалуйста, опишите кратко, что вы здесь изобразили?

С: Хм…, ну,… мне захотелось изобразить местность, где всё это было и крупным планом показать морду того самого волка… Вот и всё…Больше сказать ничего не могу, вроде.

К: Ну, хорошо. Сохраните этот рисунок. Храните его в течение некоторого времени. Может быть, его значение откроется в новом свете спустя несколько дней, или одной-двух недель. Уделите рисунку ещё немного внимания спустя это время.

С: Спасибо!

К: А теперь, в завершение нашей работы, нужно проделать символический ритуал…

 

Анализ

Рассмотрим детально ход и внутреннюю логику работы со сновидением в приведённом примере.

Почти сразу при появлении, в одежде и в особенностях поведения, Светлана создаёт впечатление личности несколько демонстративной. В ходе беседы мы узнаём и дополнительные важные детали, которые так же подсказывают об особенностях личности и развития девушки.

Из предварительного разговора по телефону, консультант заранее знал, что девушка пришла, что бы понять свой сон, который её очень встревожил. И прежде всего консультант проясняет для клиента, что же такое на самом деле психологическое толкование сновидений, после чего обговаривает все этические и профессиональные моменты. Задавая вопросы относительно автобиографии, психолог выясняет возраст, особенности воспитания, актуальные трудности. Отдельно обязательно выясняются моменты связанные с возможными психическими и соматическими патологиями, так как это может сказаться как на сновидениях, так и на методах, которыми может воспользоваться специалист.

Прежде, чем переходить непосредственно к сновидению, с которым клиент обратился, психолог уточняет, не было ли какого-либо сновидения накануне. Поскольку деаушка не могла вспомнить ничего конкретного, психолог решает перейти к рассмотрению сновидения, с которым она пришла. Выслушав сон в произвольном пересказе клиента, психолог предлагает проделать это ещё раз, но только так, словно всё происходит прямо сейчас. Эта техника позволяет услышать сновидение в более развёрнутой форме, одновременно заставляя клиента перепрожить всё заново, вернуть все чувства, которые заложены в сновидении и продемонстрировать их толкователю. Иногда одной этой техники уже бывает достаточно для прояснения скрытого значения сна. После такого пересказа психолог задаёт дополнительные уточняющие вопросы про тех, кто снился в сновидении. При этом мы быстро обнаруживаем противоречие между фактом отсутствия у девушек, работающих со Светланой, каких-либо отношений с мужчинами и отстаиванием самой Светланой мнения, что это не так.

Психолог выясняет, что клиентка делала накануне. Здесь очень важным для нас оказывается то, что девушка смогла вспомнить, очень похожее, как ей самой кажется, сновидение, приснившееся за несколько месяцев до этого. Не комментируя его, психолог соглашается с клиенткой о необходимости продолжить работу над интересующим её моментом сновидения. Он предлагает применить методику свободных ассоциаций. Среди полученного ряда слов-ассоциаций выделяются, являясь, как думается, наиболее отдалёнными от первоначального образа, слова «вина» и «беспомощность». Они так же отличаются тем, что рассказывают не о внешнем, явном, но о чувствах, то есть о внутреннем, скрытом. По этой причине психолог обращает внимание именно на них. Наличие противоречий в суждениях о девушках из коллектива, проблемы с молодым человеком и некоторые другие, не столь явные аспекты наводят психолога на мысль о некой связи этих ассоциаций с взаимоотношениями с мужским полом, чем и продиктован следующий вопрос, в результате которого вскрываются болезненные детские переживания. При этом психолог старается провести прямую интервенцию, встречая недовольство со стороны клиентки. Это происходит из-за накопившейся злобы и обиды на родителей. Психолог, увидев подходящую возможность, решает применить гештальт-терапевтическую технику «усиление», посредством которой Светлана оказывается способна избавиться от переполнявших её столь долгое время чувств. Вслед за этим специалист, посчитав, что клиентка готова, высказывает основную, полностью оформленную интерпретацию, которая увязывает всё то, что сейчас происходит в её жизни, с её далёким прошлым, с глубинными психологическими причинами. Здесь же психолог делает ещё ряд допущений, на первый взгляд граничащих с абсолютными фантазиями, относительно причин именно так складывающихся на данный момент отношений Светланы с молодыми людьми. Но мы видим, что данные интерпретации так же оказываются верными, и, попадая прямо в цель, заставляют девушку всерьёз задуматься над собственными сложившимися поведенческими стереотипами. За всем этим, опять же, последовали коррекция, интервенции психолога. В этот раз Светлана спокойно принимает их. Можно наверняка утверждать, что они оказывают на неё положительное воздействие.

Легко заметить, что многие элементы сновидения не нашли своего раскрытия в ходе толкования. Например, периодически всплывал сексуальный подтекст скрытых мыслей сновидения: жаркий секс с молодым человеком накануне увиденного сна, голые сосны с пышными верхушками, и, в конце концов, вспомнившееся девушке сновидение, приснившееся за несколько месяцев до того[1]. Прозрачные кубы так же могут быть символами матки. Тогда то, что девушки в них спрятались, символически указывает на инфантилизм, на желание вернуть доэдипальную симбиотическую связь с матерью, фактически, то есть, вернуться в лоно матери и тем самым получить защиту от всех невзгод. Они словно отгородились от внешнего мира невидимой прочной оболочкой, где и им самим тесно. То, что сновидица так же пытается там укрыться от опасности, но понимает, что это не возможно, вероятно, указывает на некий шаблон поведения в трудных ситуациях, который теперь уже не может быть использован. И тогда девушке видится лишь одно спасение – взобраться на сосну. Можно с уверенностью утверждать, что сосна здесь символ фаллический, а потому, «залезть на сосну, что бы спрятаться», в данном сновидении может значить «возлагать надежды на своего мужчину в трудную минуту». Симбиотическая связь с матерью более не возможна, и для того, что бы оказаться защищённой и невредимой в этом мире, полном чудовищ, необходим, в качестве альтернативы,  мужчина, который смог бы выполнять эти функции.

Сновидения про монстра-пня и про волков, как вариант, могут рассказывать о динамике восприятия Светланой своего молодого человека.

Кстати, во многих древних культурах изображение фаллоса использовалось как оберег и защита от злых сил. Задумываясь в этой связи более серьёзно над тем, возможно ли было применение метода амплификации к данному сновидению, уместно вспомнить о Красной Шапочке и некоторых других сказках и легендах мира. Плюс, три женщины – участницы сновидения, могут намекать на очередной этап становления Самости, женственности, а так же могут быть как-то связаны с Анимусом. То есть сновидение Светланы, одновременно, содержит в себе и некоторую долю архаического, общечеловеческого опыта.

Важно отметить, что поскольку и Светлана, и её начальница только лишь вдвоём взбираются наверх, то это говорит о том, что девушка бессознательно сравнивает себя с ней, и желает быть равной или даже превзойти эту женщину, которая вызывает у Светланы скрытое восхищение, а может быть даже и зависть. Но пока девушка не находит никакой иной возможности превзойти свою начальницу, кроме как сравнивая своего мужчину с её. Одновременно принижаются другие девушки.

Такая трактовка может намекать на тайное соперничество, которое, очень может быть, относится не столько к реальной ситуации в коллективе, сколько к проекциям девушки, берущим свое начало из неразрешённых эдипальных конфликтов. Страх и тревога могут проистекать и из этого. Ведь если и правда в бессознательном имеется желание превосходства над начальницей, то это, по понятным причинам, опасная мысль, которая не допустима, и требует того, что бы её сдерживали. Тем более, если это перекликается с аналогичными детскими страхами относительно превосходства над матерью.

Имея столь большой спектр не озвученных тем скрытых в сновидении, нам полезно будет понять, почему психолог столь избирательно подошёл к информации, предъявляемой клиенту для совместного рассмотрения. В качестве главной цели психолог видит помощь, коррекцию обнаруженных актуальных трудностей. Это, в частности, отношения Светланы с молодым человеком и с родителями. Не оставлены без внимания психологом и личностные особенности девушки. Всем этим и объясняется выбранный специалистом путь работы, с предпочтением одного, и отсеиванием другого, с ориентированием на готовность клиентки к принятию той или иной части информации. Тем более, некоторая часть, например, касающаяся скрытого соперничества с руководителем, с одной стороны, вряд ли будет полезной для практической работы, и к тому же, наверняка, окажется со временем скорректированной самостоятельно, благодаря уже проделанной психологом работе. Однако, подозревая в дальнейшем снижение силы сопротивления и самостоятельного прояснения Светланой некоторых других аспектов сновидения, в завершение работы консультант предлагает прорисовывание сцены сновидения. Это закрепляет всю предыдущую проделанную работу и обеспечивает пролонгированное действие.

В данном примере сочетаются многие аспекты психологической работы со сновидениями. Он достаточно яркий и полноценный, а приведённый после этого анализ  ясно вскрывает внутреннюю логику самого специалиста.

 



[1] Монстр-пень, фактически, открытое указание на мужской половой орган. Здесь можно подозревать работу сновидения в использовании пластичности языка. «Пень», словно бы производная от слова «пенис». 







Добавить новый Комментарий


Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍