articles
Запрос. Многие слышат этот термин впервые на приеме у психолога и, зачастую, он их ставит в тупик. В большинстве случаев к психологу приходят с жалобами, порой разрозненными, но иногда бывают клиенты и с четко сформулированными запросами.
Итак, что такое психологический запрос. Запрос - это жалобы и просьбы клиента к психологу, "опредмеченные" в образе конкретной желаемой цели, желании получения конкретной помощи.
Вы скажете - "а как же человек, далекий от психологии, может это все знать"? Верно, порой клиенты имеют очень поверхностные или вовсе искаженные представления даже о том, кто такой психолог, что он делает и какую роль в этом играет сам клиент. Объяснить и прояснить все эти моменты - задача психолога, как правило, этому посвящается первая встреча.
Зачем нужен психологический запрос? Запрос позволяет определить, сконкретизировать то, к чему хотел бы прийти клиент в результате работы с психологом. Когда ясна цель - ясно как подбирать методы ее достижения (с этим психолог тоже поможет), можно наблюдать динамику продвижения к ней, а также корректировать ее или добавлять сопутствующие цели. Тут важно отметить, что в процессе работы сам запрос может подвергаться корректировке, если это необходимо.
Все запросы можно свести к трем основным группам, в зависимости от локализации проблем. Эти группы могут пересекаться, накладываться друг на друга и т.д.:
1) окружение (семья, друзья, учебный и (или) служебный коллектив, знакомые, родственники, место проживания учебы, работы и т.п.);
2) жизнь человека в целом (такие проблемы, такие как саморазвитие, смысл жизни, самореализация, самооценка, мотивация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность и т.п.);
3) человек (проблемы, связанные с физиологией, психофизиологические проблемы, трудности саморегуляции, , сексуальные проблемы, болезни, зависимости и др.).
Также различают неконструктивные и конструктивные запросы.
Неконструктивные запросы
1. Невыполнимые запросы. Заявление о желании получить то, чего получить невозможно - получение какого-либо идеального состояния, возвращение в прошлое и т.д. Например: "всегда быть счастливым", "никогда не испытывать гнева", "вернуться в детство", "как сделать так, чтобы меня любили все мужчины" и т.п.
На самом деле за заявляемыми проблемами стоят иные желание и стремления, в таком случае, психолог помогает разобраться с истинными целями и переформулировать запрос. (например: "уметь испытывать чувство счастья не ставя его в зависимость от чего-либо", "уметь справляться с гневом", "уметь отдавать и принимать любовь").
2. Неопределенные, размытые запросы. Довольно часто клиент никак не может определить - чего же именно он хочет. Есть смутные и разрозненные пожелания "чтобы чего-то не было" и "что-то было", но в общую картинку они никак не складываются. Например, клиент постоянно рассказывает о людях, которые его расстраивают, говорит много, но не делает выводов или же эти выводы заумны и не приводят к какой-то логической точке.
Такие клиенты обычно либо сами не понимают "от чего плясать" в их ситуации, либо стремятся (неосознанно) переложить ответственность, таким образом, на психолога. Психолог, в таком случае, задает наводящие и уточняющие вопросы, побуждающие клиента к структурированию и концентрации на своих чувствах, мыслях и желаниях.
3. Манипулятивные запросы. Запросы-хитринки. Это запрос клиента не о себе, а о ком-то другом (родственник, друг, коллега) - то есть измениться должен не клиент, а кто-то другой (без согласия, желания этого другого, который вообще может быть не в курсе происходящего). Это также способ снятия ответственности, способ сохранения положительного Я-образа в своих собственных глазах, а главное - это манипуляция другим человеком, желание его изменить, управлять им и т.д. Сюда же относятся ситуации, когда клиент пытается манипулировать самим психологом (например, это ситуации "вы не сможете решить мою проблему").
Тут психолог объясняет, что работать можно только с теми, кто находится внутри терапии, присутствует и желает работать. С проблемами третьих лиц работать невозможно. Фокус внимания клиента переводится на него самого, на то, чего ОН хочет ДЛЯ СЕБЯ.
Конструктивные запросы
1. Потребность в информации. Надо сказать, что представления о психологии и психологах в нашем обществе весьма и весьма скудные, искаженные, культура и экология психологического благополучия, скажем так, оставляет желать лучшего. Так что запросы подобного рода довольно распространены. Клиенты хотят получить психологическую информацию по интересующим вопросам, такие запросы можно разделить на два вида:
- запрос об адекватности, нормальности, особенностях того, что происходит с клиентом или его близкими (поведение, эмоции и т.п.);
- потребность в информировании о способах коррекции, прогнозах, длительности, эффективности и т.д.
Эти запросы относятся к области психологического просвещения, психолог предоставляет клиенту видение проблематики и рассказывает о тех методах, колторыми о н владеет и может предложить в данных условиях.
2. Самопознание. Этот запрос проистекает из предыдущего, но уточняет и углубляет его по следующим направлениям:
- профориентация; в основном тут все ограничивается диагностикой, но иногда требуется и терапевтическая, коррекционная работа;
- исследование и преобразование Я-концепции; в данном случает клиент интересуется особенностями своей личности, в зависимости от того, какие мотивы лежат под этим интересом, строится дальнейшая диагностическая, терапевтическая и коррекционная работа;
- трудности самовосприятия и самопонимания - клиент хочет лучше понимать себя, разрешить внутриличностные конфликты, скорректировать самооценку, поработать с мотивацией, проработать установки, чувство вины и т.д.
Здесь используются диагностические и коррекционные методы работы, требует определенного времени (от 5 до 40, 50 встреч), порой проработка одного запроса порождает следующий запрос, так как под одной проблематикой может лежать другая (например, работа с неуверенностью открывает чувство вины, работа с зависимостью открывает проблему семейных установок и так далее).
3. Запрос о саморазвитии. Довольно распространенная и обширная по вариативности группа запросов, в которой есть три составляющие:
- развитие когнитивных способностей (память, внимание, мышление и т.д.)
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие навыков саморегуляции для стабилизации своих психофизиологических состояний.
Как правило, выясняется что лежит в основе этих запросов, прорабатываются тормозящие развитие моменты и, например, проводится тренинг по развитию искомых качеств.
4. Запрос о трансформации. Обычно клиент не произносит слово "трансформация", но в процессе беседы с психологом он охотно соглашается, что смысл именно в этом: клиент хочет изменить свое состояние или качества. Существуют четыре основные формы этого запроса:
- обретение внутренних ресурсов и целостности личности - проблемы личной идентичности, ответственности, границ личности, разрешение конфликтов между обществом и личностью, обретение внутренней гармонии, умение работать с ресурсами личности и т.д.;
- личностный рост - трансформация личности, ведущая к позитивным изменениям, переходу на новый уровень мышления, восприятия и т.д., расширению и гибкости личности;
- эксзистенциальные вопросы - смысл жизни, самореализации, запросы о том, как жить "здесь и сейчас" и "что делать";
- изменение жизненных сценариев - например, трансформация семейных сценариев (пришедших из родительской семьи), установок и т.д.
Здесь также проводится ка диагностическая, так и коррекционная работа, требующая определенного времени.
5. Нежелательные симптомы и проявления. Запрос об избавлении о неприятных и тревожащих последствиях или проявлениях какой-либо ситуации. Таких симптомов очень много, условно их можно объединить в следующие группы:
- эмоциональные нарушения - стресс, депрессия, тревога, тревожность, страхи, фобии, посттравматический синдром, зависимости, чувство вины, горевание, чувство стыда, неконтролируемые эмоции (гнев, раздражение), навязчивости и т.д.;
- психосоматические нарушения - хронические заболевания (кожные, сердечно-сосудистые и др.), головные боли, нарушения пищевого поведения, сексуальные расстройства;
- трудности коммуникации - отсутствие навыков общения, социофобия, зажатость, неуверенность, чувство отверженности или неполноценности, вспыльчивость, алекситимия (неумение выражать чувства), заикание и т.д.;
- когнитивные нарушения - нарушения памяти, мышления, восприятия, ложные воспоминания, невозможность что-то вспомнить (различные виды амнезии), рассеянность внимания и др.;
- различные нарушения характера - акцентуации характера, то есть ярко выраженные черты характера, приводящие к неадекватным реакциям и поведению, затрудняющие взаимодействие с самим собой и окружающими.
Таким образом, постановка грамотного запроса - во много определяет эффективность дальнейшей психологической работы! Успехов!