articles Критика и как с ней бороться
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Критика и как с ней бороться



Критика как средство манипулирования применяется очень часто. Как говаривала моя бабушка: «Если действительно хочешь, всегда найдешь, к чему придраться». Мы легко находим, за что критиковать, используя систему представлений «правильно — неправильно». Мы навязываем свои представления другим, и большинство из нас привыкло автоматически принимать ту систему, которую нам навязывают. Жена отреагирует на неприятное ей поведение мужа, говоря: «Ты только и знаешь, что гробить все выходные на свою машину!». 


Подразумевается, что так проводить свои выходные «неправильно». Но система «правильно — неправильно» на самом деле здесь не при чем. Ей просто не нравится, что муж проводит выходные дни не с ней. Ей было бы лучше сделать что-нибудь другое, чем пользоваться манипуляциями. Она строит общение с мужем на фундаменте критики потому, что не умеет отстаивать свои желания. В данном случае она хочет не сидеть в воскресенье дома, а например, навещать друзей. Если и муж ориентирован на ту же систему «правильно — неправильно», он должен автоматически признать справедливость ее критики. Далее, он должен признать, что ее критика значима, что он не прав и должен изменить то, за что подвергается критике. 


Такого рода отношения движутся по кругу: критика — отрицание вины — следующая критика. 

Способ поведения, который помог бы эффективно, решительно, без манипуляций справляться с критикой, состоит из следующих важных моментов. 


1. Следует делать различие между: (а) правдой, которую говорят о вашем поведении (что вы все время возитесь со своей машиной!) и (б) «правильно» и «неправильно», которыми другие оценивают реальный факт вашего поведения, подразумевая при этом, что вы «ошибаетесь», хотя и не говоря этого открыто . 

2. Вы можете чувствовать себя комфортно, когда вас критикуют или не говорят открыто, но намекают, что вы «неправы» (все, что вы делаете в выходные — это работаете в гараже). Вы не обязаны беспокоиться по поводу критики и не должны оправдываться, вы можете просто сказать: „Да, я это делаю“. („Это правда, я много вожусь с машиной“. ) 

3.
Если ваше поведение открыто называют неправильным (это неправильно, что ты все время в выходные проводишь с машиной), вы все равно можете не волноваться из-за этого. В ответ на обвинения вы можете задать встречный вопрос («Я не понимаю, что неправильного в том, что я забочусь о своей машине?»). Тогда вашему собеседнику придется отказаться от манипуляций и честно сказать, что он (или она) хочет: «Ну хорошо, я хочу сходить в гости, а не торчать все выходные дома». 

4. Следует делать различие между (а) правдой, которую говорят о ваших ошибках или недочетах (вы снова забыли надеть колпачок на тюбик с зубной пастой) и (б) «правильно — неправильно», которые используют другие для характеристики ваших ошибок и недочетов (это «неправильно» — забыть надеть колпачок на тюбик зубной пасты). 

5. Вы можете чувствовать себя комфортно, несмотря на свои ошибки. Просчеты и ошибки обычно, хотя и не всегда, делать расточительно и глупо, и вам нужно задуматься об этом и постараться избавиться от них. Тем не менее, в действительности они не имеют ничего общего с «правильно — неправильно». Вы можете сказать: «Это и вправду глупо, что я забыл закрыть тюбик с пастой». 






Об авторе статьи

`
Андреева Анастасия Владимировна

Рейтинг психолога: 3 3

Андреева Анастасия Владимировна

Специальность: специальный психолог Специализация: клиническая психология
Город: Санкт-Петербург
  •   Вопросы психологии
  •   Вопросы психологии
  •   Детская психология
  •   Отношения
  •   Психология отношений
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Ушакова Наталья Андреевна
Консультация по Skype

Ушакова Наталья

Психоаналитический психотерапевт Бизнес коуч
Психолог Станиславов Максим Валерьевич
Консультация по Skype

Станиславов Максим

Психолог-консультант. Юнгианский анализ. Психоанализ. Медиатор.
Психолог Тренчикова Лилия Александровна

Тренчикова Лилия

Практический психолог, психотерапевт.
Психолог Дионисиади Александра Николаевна

Дионисиади Александра

Психолог, клинический-психолог, клиент-центрированный психотерапевт. Работаю в...
Психолог Дементьева Елена Александровна

Дементьева Елена

Психолог Детский психолог Телесно-ориентированная терапия
Психолог Обыдёнова Александра

Обыдёнова Александра

IFS-терапия (внутренние семейные системы), профессиональный wingwave-коуч (на базе...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍