articles Новые принципы воспитания ребенка
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Новые принципы воспитания ребенка



Как поощрить или наказать ребенка(Практические рекомендации)

Существует множество мифов о том, что является наказанием, а что есть поощрение. Родители часто ошибочно используют разнообразные способы наказания или поощрения, которые оказывают равно противоположный эффект. Давайте рассмотрим эти мифы поподробнее.

«Потенциал» ребенка.Самый общий пример — когда указывается на потенциал ребенка. У родителей может существовать привычка говорить в различных ситуациях:



• Почему ты не используешь свои потенциальные возможности?

• Ты можешь это сделать, если только будешь работать!

• «Четверка» вполне хорошая оценка, но если ты будешь работать чуть-чуть больше, то ты сможешь добиться «пятерки».

Эти и подобные комментарии одинаково снижают уверенность ребенка в своих силах. На самом деле они выражают только то, что ребенок не достигает того, что ему следовало бы достичь, что он увиливает от работы и этим разочаровывает родителей.

Награда за успех, наказание за неудачу. Еще один миф, что ободрением служит награждение за достижения и наказание за неудачу. По всей видимости, мы живем в обществе, где это заблуждение, очень распространено. Часто родители и учителя считают, что ошибки детей должны быть определенным образом исправлены для предотвращения их дальнейшего повторения. Если ожидать от ребенка только успеха, то в конце-концов окажется, что ребенок не умеет справляться с неудачами. Даже маленькие неудачи ввергают его в отчаяние и у него опускаются руки. За успех стоит хвалить, а за неудачу не надо ругать и не надо исправлять каждую неудачу. Спокойно относитесь к неудачам вашего ребенка, их еще много будет в его жизни.

Поощрение соревновательности. Наличие соревнования в областях, в которых оно совершенно излишне — это почти бич нашего общества. Практически любой человек может вспомнить как в детстве ему ставили в пример кого-то. Однако, в человеческих отношениях соревновательность почти сразу превращается в соперничество. Где соперничество, там злость, досада, неустойчивая самооценка. Вспомните, как вы относились к тому ребёнку, которого вам ставили в пример родители. Этим, кстати, объясняется тот факт, что часто в современных школах дети не любят отличников. Очень метко, на мой взгляд выразилась на эту тему одна девочка, заявив: «Я просто не могу хорошо учиться, тогда все в моём классе решат, что я – полный отстой». Соревновательность — неотъемлемая часть множества семей и образовательных учреждений, основа стремления к достижениям. И хотя успешность семьи скорее зависит от сотрудничества, а не от соревнования, многие семьи продолжают придерживаться именно этого принципа Следовательно, непродуктивно поощрять соревновательность в семье.

Похвала вместо поощрения. Многие взрослые не видят разницы между похвалой и поощрением. Хотя разница между ними существует и немалая. Похвала в нашем обществе в основном направлена на человека, что-то совершившего: «Ты такой молодец — сумел закончить четверть на одни пятерки». Такие утверждения влекут за собой вывод: «Буду ли я по-прежнему “хорошим”, если мне не удастся получить одни пятерки?» или, возможно более тонкий намек: «Для того, чтобы быть одобренным мне придется быть совершенным». Более уместен комментарий, высказанный в таком сообщении: «Это просто замечательный табель, ты должен быть по-настоящему рад». Или же, в случае табеля с плохими оценками: «Что ты думаешь по поводу своих оценок? Ты хочешь об этом поговорить? Могу ли я чем-нибудь помочь?» Основной принцип заключается в поощрении действия, усилия и в одобрении и поддержке любого результата.

Часто родители, стремясь подбодрить своего ребенка, неправильно используют похвалу. Они могут похвалить ребенка тогда, когда и результат, и усилия незначительны или неудовлетворительны. Обычно ребенок понимает такую неискренность и еще больше укрепляется в чувстве своей неполноценности.



Слова, которые укрепляют в ребенке уверенность в своих силах и слова, снижающие ее:

Ты хорошо делаешь. Следует поощрять детей тогда, когда они этого не ожидают. Выделяйте какое-то полезное действие, совершенное ребенком или участие ребенка в чем-то полезном.

Ты определенно стал лучше учиться (поддержание порядка в своей комнате, спортивные достижения…). Обычно дети очень стараются, если могут увидеть какие-то улучшения.

Мы любим тебя, но нам не нравится то, что ты делаешь. Ребенок никогда не должен думать, что его не любят родители, даже если он совершил ошибку или повел себя плохо.

Ты можешь мне помочь… ты мне помогаешь… Дети хотят быть полезными, но иногда мы не даем им такой возможности.

Давай попытаемся вместе. Дети, считающие, что они должны все делать идеально, часто боятся попробовать что-то новое из-за страха совершить ошибку.

Итак, ты совершил ошибку! И что ты из этого извлек? С тем, что произошло, уже ничего не поделаешь, но человек всегда может чему-то научиться на своих ошибках.

Продолжай попытки. Не сдавайся. Это может помочь детям, которые готовы сдаться, когда они не добились успеха.

Я думаю, ты сможешь выправить положение дел, но если тебе понадобится моя помощь, я всегда готов это сделать. Взрослым нужно выразить уверенность в том, что дети в состоянии решить свои проблемы, если им предоставить такую возможность.

Я понимаю, что ты чувствуешь (не с сочувствием, а с сопереживанием), но я уверен, что ты с этим справишься. Здесь снова выражается уверенность, что ребенок может справиться со своими проблемами.

Я заметил, как упорно ты над этим трудился. Я по-настоящему восхищаюсь твоим упорством и способностью не сдаваться. Дети испытывают удовлетворение, когда их усилия замечены.

Слова, снижающие уверенность в своих силах:

Ты мог бы сделать лучше.

Давай, я покажу тебе как делать.

Если это могут сделать дети младше тебя, то сможешь и ты.

Не испачкайся.

Будь внимателен.

Я уже говорил тебе тысячу раз.

Когда ты станешь ответственным?

Если бы ты только прислушался ко мне.

Почему ты не используешь свои потенциальные возможности?.

Ты можешь это сделать, если только будешь работать.

«Четверка» вполне хорошая оценка, но если ты будешь работать чуть-чуть больше, то ты сможешь добиться «пятерки»

Ты такой молодец — сумел закончить четверть на одни пятерки.

Я в твои годы учился на одни пятерки.

А вот твой сосед делает это лучше.

Твой брат учился лучше.

Если бы ты постарался, то тоже смог бы учиться (стать таким общительным, спортивным… и проч.) как твоя сестра.

Ты совершил ошибку? Ничего страшного. Это вполне хороший результат для тебя…

Источник: "Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания"

Купить книгу







Наталья |
Моему сыну 6 лет. Он учится в первом классе. Столкнулись с проблемой неуверенности ребёнка в его силах. Ему кажется, что не стоит пробовать делать что-то новое или изменять старое, ведь у него всё равно не получится сделать лучше или просто хорошо. Это касается письма, рисования, аппликаций... да чего угодно. Путём долгих уговоров он начинает что-либо делать. И у него получается выполнить поставленную задачу. Почему же первой реакцией является отказ?
Александр Бескоровайный |
Наталья | 15 марта 2010 г. | 17:42:57: "Почему же первой реакцией является отказ?" Потому, что ему уже привили раньше "выученную беспомощность..." Отличная статья!
Александр Бескоровайный |
"Mы любим тeбя, нo нaм нe нpaвитcя тo, чтo ты дeлaeшь. Peбeнoк никoгдa нe дoлжeн дyмaть, чтo eгo нe любят poдитeли, дaжe ecли oн coвepшил oшибкy или пoвeл ceбя плoхo"... Верно подмечено, поведение и личность нужно разделять, а не за поведение наказывать личность, делая ребёнка невротиком...

Добавить новый Комментарий


Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍