articles Почему психоанализ возник именно в Вене?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Почему психоанализ возник именно в Вене?



Развитие психотерапии определяется прежде всего жизнью общества. Так, психоанализ возник в конце XIX века в декадентской среде распада Австро-Венгерской империи. Почему же психоанализ зародился именно в Вене, а не в Париже, Берлине, Лондоне, Риме или Санкт-Петербурге?

Как никакой другой город Европы Вена жила тогда духом душевных болезней и напряжения между сексуальностью и смертью. Наряду с психоанализом в Вене зародились многие другие современные школы в лечении психозов и психических расстройств. В Вене работал Антон Месмер, создавший терапию «анималистическим магнетизмом». Венский психиатр, профессор Венского университета Рихард Фрайхерр фон Краффт-Эбинг ввел понятие паранои. Им был написан фундаментальный труд по «сексуальным психопатиям», кардинальным образом изменивший представление о сексуальных отклонениях и подготовивший почву для работ Зигмунда Фрейда. Юлиус Вагнер фон Яурегг, сменивший Р.Ф. фон Краффт-Эбинга на посту руководителя отделения психиатрии Венского университета, предложил лечить общие парезы путем привития малярии, за что в 1927 г. он получил нобелевскую премию.

Это была первая нобелевская премия, присужденная за открытия в области психиатрии. Работа Ю.В. фон Яурегг открыла эру медикаментозного лечения психических расстройств. Венский врач Манфред Закель в 1933 г. предложил проводить инсулиношоковую терапию при шизофрении. Таким образом, многие современные методы лечения душевных болезней – психоанализ, фармакотерапия и шоковая терапия – были созданы примерно в одно и то же время в одном и том же городе.

Врач и психоаналитик Альфред Адлер создал в Вене школу индивидуальной психологии. Якоб Леви Морено основал в Вене свой театр импровизаций, из которого потом выросла психодрама. Виктор Франкл, создатель логотерапии, в течение 25 лет руководил поликлиникой в Вене. В 1929 г. Вильгельм Райх основал в Вене «Социалистическое общество консультирования и исследования сексуальности». В Вене жили Август Айххорн, Мелания Кляйн, Бруно Беттельгейм, Ойген Гендлин, Отто Кернберг. Как пишет в своей книге «Вена З. Фрейда» известный психоаналитик и детский психотерапевт Бруно Беттельгейм, в Средней и Восточной Европе все дороги вели в Вену. Сюда, во вторую после Парижа метрополию континента, тянулись музыканты, художники, архитекторы, ученые. Родители надеялись дать здесь детям хорошее образование. Многие выдающиеся люди, внесшие большой вклад в культурную жизнь Вены, не были венцами, а приехали в этот город из далеких и близких провинций. Многих родители привезли в Вену еще в детстве. Так в Вене выросли создатель психоанализа Зигмунд Фрейд и будущий основоположник сионизма Теодор Герцель. Другие приехали в Вену, уже будучи взрослыми людьми, например, композиторы Густав Малер и Иоганнес Брамс.

Вена была столицей Австрии, резиденцией дунайской монархии, правительственным и культурным центром государства.

Б. Беттельгейм считает, что особый интерес к внутренней жизни человека был обусловлен уходом от внешней реальности к внутренним переживаниям, что, в свою очередь, было связано с распадом империи и цепью военных поражений и территориальных потерь сильнейшей мировой державы. Первое такое поражение Австрия потерпела в 1859 г. - через три года после рождения З. Фрейда. В этом году от Австрии отошли наиболее цветущие итальянские провинции: среди них Ломбардия с Миланом, Тоскана с Флоренцией, Пармой и Моденой. Через семь лет в 1866 г. была потеряна Венеция, Австрия потерпела военное поражение от Пруссии. Внешнеполитическому престижу и имиджу Австро-Венгерии был нанесен сокрушительный удар.

Закат империи, внешние поражения стали причиной того, что элита культуры, науки, медицины также обратилась прежде всего к внутренней жизни индивида, а не к внешней реальности, как это было характерно для нового государственного образования в Европе – объединенной Германии и ее столицы Берлина, где гигантская энергия направлялась на утверждение внешних имперских ценностей.

Чтобы поддержать пошатнувшийся престиж мировой державы в 1873 г. была запланирована всемирная выставка, чтобы, теперь уже средствами культуры и науки, вернуть Вене былое величие и восхищение. Подготовительные работы способствовали строительному и архитектурному буму, отразившемуся в знаменитом стиле модерн. Расцветала культурная жизнь. В 1874 г. состоялась премьера «Летучей мыши», затем последовали бесчисленные оперетты Иоганна Штрауса, Ференца Легара, Франца фон Зуппе, превратившие Вену в столицу мировой оперетты. Складывалось впечатление, что в роскошных залах Вены постоянно танцуют. Этот непрерывный праздник закрывал горькую реальность – закат дунайской монархии.

В живописи дух Вены Зигмунда Фрейда, пожалуй, ярче всего отразился в творчестве австрийского художника рубежа веков Густава Климта, «художника бессознательного», как его называли соврменники. Его картины символизирует силу либидо и смерти, слияния эротического и агрессивного начала. Он рисовал обнаженных истерических женщин. Распускающиеся оранжево-рыжие женские волосы - ведущая тема многих картин Г. Климта. Волосы можно рассматривать как сексуальный символ. В картине «Nuda Veritas» - Обнаженная Истина - рыжие распущенные копной волосы опускаются на обнаженные плечи и грудь. О том, что женская чувственность может быть разрушительной силой, говорит картина «Юдифь и Олоферн». Чтобы спасти свой народ от полчищ ассирийского царя Навуходоносора, молодая и красивая еврейская вдова Юдифь вошла во вражеский лагерь и соблазнила ассирийского полководца Олоферна. Тот воспылал к ней любовью, а Юдифь, напоив его вином, отрубила спящему полководцу голову. На картине «Враждебные Силы» Г. Климт изображает сатанинскую сферу, в центре которой огромная обезьяна - гигант Тифей, против которого не могли бороться даже боги; рядом с ним - его дочери (Болезнь, Безумие и Смерть). Посередине картины художник изобразил трех обнаженных женщин - Буйство (распущенные огненно-рыжие волосы, зовущая к страсти поза), Разврат (солнечно-оранжевые волосы, сладостная поза) и Излишество (оранжевые украшения и браслеты, полные формы). Эротическое начало достигает своей кульминации в картинах Г. Климта «Даная» и «Поцелуй». Даная, дочь царя Аргоса, была заперта отцом в недоступной башне, в которую не мог проникнуть ни один мужчина. Лишь Зевс, сладострастный повелитель богов, превратившись в золотой дождь, смог насладиться ею. Распущенные огненно-оранжевые волосы, согнутые колени, вспыхнувшее лицо женщины выражают божественный экстаз. «Поцелуй» - самая известная картина Г. Климта. Она считается апогеем его «золотого» периода, гимном эротизму. Тела мужчины и женщины сплелись в страстном поцелуе.

Благодаря всему, что происходило в это время в Вене, мы располагаем сегодня теорией и методом, открывающими перед нами наиболее темные стороны человеческой души, что позволяет нам даже в окружении внешнего распада быть, говоря словами З. Фрейда, «хозяином в своем доме».







Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍