articles Практикум "Особенности конструктивного общения педагога с дошкольниками"
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Практикум "Особенности конструктивного общения педагога с дошкольниками"



 

Данная тема является очень важной, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.)

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Плодотворную работу с вами мне хочется начать с байки под названием «Чем занимаются люди».

На стройке работали три человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал«Я кладу кирпичи»Другой«Я зарабатываю на жизнь». А третий ответил«Я строю храм»

Мораль: Каждый решает сам, «где делать талию», как говорил один портной.

 И применительно к нашей теме, можно сказать, что каждый решает сам какую занять позицию, и какой выбрать способ общения с детьми.

Игровое упражнение «Вспомним свое детство»

Для начала давайте вспомним свое детство. Я вам задам несколько вопросов и кто хочет высказаться, это сделает.

- Вы были послушным ребенком?

- Вы с удовольствием посещали детский сад?

- Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

- Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

- Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

- Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

- Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

- Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

- Что из детства вам запомнилось больше всего?

Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное – любящие.

А как дело обстоит в нашем детском саду, вы сейчас увидите из результатов проведения беседы с детьми старшей и подготовительной групп с целью изучения личности воспитателя в зеркале детского восприятия.

Были заданы вопросы следующего содержания:

- Хотел бы ты перейти в другой детский сад?

- Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты 
хотел перейти в другой детский сад?

- Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?

- Для подготовительной группы был дополнительный вопрос: хотели бы вы еще на один год остаться в детском саду.

 Результаты:

Абсолютно все дети довольны детским садом, ни один ребенок не высказал мнения, что ему не нравится ходить в детский сад. Если бы в саду случился ремонт – никто бы не хотел перейти в другой сад, но если бы и пришлось, то взяли бы с собой именно воспитателей, которые у них есть. И подготовительная группа отвечала на вопрос - хотели бы еще на один годик остаться в детском саду. 60% детей ответили, что с удовольствием бы остались еще на один годик. С одной стороны это хорошо, т.к. говорит о психоэмоциональном комфорте детей, но с другой стороны, это говорит о низкой учебной мотивации.

А вот на вопрос, кого бы из воспитателей взяли, то здесь мнения делились и это тоже очень хорошо, т.е. одним детям нравится один воспитатель, вторым – другой и не было детей, которым бы не нравился ни один воспитатель.

Мотивы выбора практически у всех детей одинаковые. Воспитателя выделяют либо по нравственным качествам (добрый, веселый), по внешнему виду (Она красивая!). Либо дают недифференцированную оценку (она хорошая).

Существует множество характеристик педагогического общения, но мы остановимся на традиционных стилях:

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Авторитарный - жесткий стиль, который предполагает безропотное исполнение ребенком всех наказов воспитателя, любая инициатива ребенка отвергается, неповиновение заканчивается строгой оценкой и нравоучениями. Такой стиль формирует у одних детей боязнь перед педагогом-воспитателем, дрожь перед любым упоминанием о детском саде и как следствие, полное отсутствие желания посещать его. У других ребят формирует протест: их поведение становится хуже, появляется агрессивность, дерзость, в любом случае – дружественный контакт отсутствует, детский сад воспринимается как непосильная обязанность.

Либеральный  – преобладает вседозволенность, часты случаи отсутствия дисциплины, дети не воспринимают воспитателя как взрослого, душевно-психологическое общение педагога с детьми отсутствует. Воспитатель не вникает в проблемы детей, не разбирается в происходящих конфликтах, при жалобах ребенка лишь отмахивается либо театрально повышает голос. При смене воспитателя (по болезни, во время отпуска) – дети не испытывают никаких сожалений, относятся к этому равнодушно.

Демократический – самый предпочтительный тип общения воспитателя с детьми, который может «заменить» домашнее общение ребенка с родителями. В данном случае педагог-воспитатель налаживает индивидуальный подход к каждому:

 Таким образом, данная классификация раскрывает особенности основных педагогических позиций. Важно, что, как и чистых типов темперамента, «чистых» педагогических позиций не бывает, можно выделить лишь способность к той или иной.

- Как Вы думаете, какая из данных позиций наиболее полно способствует развитию личности ребенка и почему?

 Ознакомление с результатами проведения методик на определение стиля педагогического общения с дошкольниками.

 Упражнение «Первое впечатление»

Каждая подгруппа получит фотографию ребенка и попробует составить о нем первое впечатление, написав на отдельных карточках, черты характера, которыми, по Вашему мнению, обладает данный ребенок. Я понимаю, что задание не из простых, поэтому дам каждой группе подсказку.

(Инструкция первой группе: «Перед вами фотография ребенка из многодетной малообеспеченной семьи.

Инструкция второй группе:  «Перед вами фотография ребенка, единственного в семье, его родители – обеспеченные люди».

Педагог-психолог просит представителей групп зачитать получившиеся у них характеристики, потом демонстрирует фотографии. Все участники видят, что на фотографии один и тот же ребенок.

На самом деле первое впечатление о ребенке складывается в первые одну – две минуты общения с ним на уровне интуиции, затем восприятие начинает искажаться иллюзиями, стереотипами и установками. Первое впечатление помогает лишь ответить на вопрос: нравится нам этот человек или нет. Понравившемуся человеку мы склонны приписывать в основном положительные черты и поступки, а не понравившемуся – отрицательные. На самом деле, на данных фотографиях один и тот же ребенок. Вы попали под влияние эффекта установки – искусственно созданный ореол повлиял на ваше восприятие ребенка и привел к приписыванию ему определенных черт. Таким образом, не следует выстраивать отношение к детям, которые посещают детский сад, в зависимости от того, из какой они семьи, под влиянием установки. Только взаимодействуя длительное время с человеком, в нашем случае с ребенком, можно правильно понять его личность.

 Известный психолог Альфред Адлер в своей теории говорил о том, что «конструктивное взаимодействие между педагогом и ребёнком – есть профилактика возможных нарушений «плохого поведения» в дошкольном возрасте. 

Для того чтобы Я ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия: 1) уважительное внимание; 2) справедливая оценка; 3) признание безусловной ценности его личности. Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.

Следующее упражнение поможет нам в рефлексии и самоанализе взаимодействия с дошколятами.

 Участники делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа пишет, что может препятствовать педагогу выстраиванию конструктивного взаимодействия (стиль воспитания, эмоциональный настрой, возраст, состояние здоровья, уровень профессионализма и т. д.). Вторая группа представляет портрет ребёнка, который так или иначе испытывает педагога на «профессионализм», т. е. мешает «конструктивно взаимодействовать», нарушает дисциплину.

Обсуждение.

Часто педагогу приходится быстро принимать решение, мгновенно реагировать на выходку ребёнка. Для этого необходимо тренироваться быстро и уверенно реагировать на нестандартную ситуацию. И сейчас мы с вами попробуем это сделать. 

Упражнение «Я возьму с собой…»

Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляют (к министру образования, в сказку «Красная шапочка», на необитаемый остров, в космос, на другую планету, на кастинг «Мисс мира»). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать предметы, которые он возьмет с собой туда, куда его направили.

Видеоролик «Случай в детском  саду» с участием детей старшей и подготовительной групп.

В завершении встречи педагог-психолог предлагает описать какой-либо интересный, смешной случай (эпизод), который произошел при общении с воспитанниками.

 






Об авторе статьи

`
Поважная Наталья Анатольевна

Рейтинг психолога: 4 4

Поважная Наталья Анатольевна

Педагог-психолог. Работаю в детском саду.
Город: Зимовники
  •   Дети


Добавить новый Комментарий


Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍