articles
Как практикующий целитель, я снова и снова сталкиваюсь с вопросом психологических причин заболеваний. И каждый раз убеждаюсь в том, что если мы работаем не только с физическим и энергетическим телами пациента, но и с психикой, - выздоровление происходит увереннее и глубже. Ведь здоровье – это не постоянные визиты кцелителю. Здоровье – это образ мышления, способ соотнесения себя с миром. И,чтобы быть здоровым, нужно не только много двигаться, хорошо питаться иправильно дышать. Необходимо быть уверенным, что ты заслуживаешь здоровья, и твердо знать, что у тебя самого всё для пребывания в состоянии здоровья уже есть!
Такую уверенность в том, что ты имеешь право на здоровье, я называю исцеляющим состоянием. И тогда встает вопрос, как помочь пациенту достичь этогосостояния «включения внутреннего целителя». Ведь если болезнетворные убеждения формировались всю предыдущую жизнь, то,чтобы пробудить у пациента вкус к Жизни, одних бесед может оказаться недостаточно.
Нужны средства помощнее.
Мой опыт проведения психологических тренингов с применением интенсивных интегративных психотехнологий(В.В.Козлов), в том числе дыхательных технологий - холотропное дыхание (С.Гроф), вайвейшн (Дж.Ленард), Дыхание-Музыка-Движение (В.В.Козлов) - показывает, что подобные семинары - очень эффективный инструмент вхождения участников в исцеляющее состояние. Все упомянутые психотехнологии так или иначе базируются на тезисах:
Соответственно,все проблемы человеческого существа суть нарушение характеристик единства (целостности): мышечные напряжения,психологические зависимости, подавленные воспоминания, забытые травмы, - всёэто - заблокированная энергия, которая у человека УЖЕ ЕСТЬ. И нужно просто восстановить целостность этого механизма, чтобы человек вышел на свой внутренний ресурс, позволяющий включить системы саморегуляции.
Важнейшая качественная характеристика интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ) –то, что они делают работу над собой не просто тяжелым трудом, а увлекательным, захватывающим приключением. Психологические тренинги с применением ИИПТ пробуждают у участников упоительный вкус движения к целостности, а значит, к здоровью! По большому счету, это –вкус наслаждения самой Жизнью. Ведь грамотно организованное тренинговое пространство – это мини-модель большого мира. А ведущий помогает участникам напримере тренинговой мини-модели перестроить отношения с большой жизнью.
Но, чтобы эта исцеляющая алхимия произошла, тренинг должен вести такой мастер, который не в теории, а на практике прошел серьезный путь раскрытия собственных ресурсов. Потому что, коль скоро мы говорим об исцеляющих состояниях, тоглавная роль ведущего тренинга – это трансляция этих самых состояний. А это возможно только если тренер сам является их носителем, то есть прошел свой путьк исцелению и является человеком активно здоровым психически и физически!
И еще один важнейший момент в продуцировании исцеляющих состояний – дальнейшее сопровождение пациента, возможность контакта с ведущим его специалистом вплотьдо того момента, когда человек достигнет устойчивого уровня физического и психического здоровья. Динамика исцеления в отдельных случаях может оказаться непростой, иметь взлёты и падения.
И значение поддержки специалиста в кризисные моменты переоценить невозможно.
Пример из практики. Пациентка Наталья Г., 40 лет. Пришла в 2009 г. на тренинг по холотропному дыханию с«букетом» заболеваний, в том числе астма, дерматит, хронические женские инфекции. Проблемы с дыхательными путями, и особенно астма, часто сопряжены с глубинным страхом жизни: «Не хочудышать – не хочу жить». Наталья, действительно, имела очень низкий жизненныйтонус и сильные коммуникативные проблемы, «пряталась от жизни» – не было друзей, мужа, не ходила даже в отпуск, свободное время проводила на работе или дома в одиночестве. На первом тренинге веласебя зажато, сидела в углу и с удивлением наблюдала за тем, как участникиобщаются, обнимают друг друга – но сама так и не решилась войти с кем-то в контакт. На втором тренинге не только успешно работала с дыханием, но и впервые смогла перешагнуть через психологический барьер - обнять постороннего человека.
После прохождения двух 3-х дневных тренингов по холотропному дыханию наступило значительное улучшение в состоянии дыхательных путей («В первый раз в жизни в такой мороз я дышу без ингалятора и лекарств!»). И уже только после этого Наталья прошла лечебный курс в 10 сеансовкосмоэнергетики, и в начале 2010 г. приняла решение начать обучаться космоэнергетике иРэйки, стала сама проводить себе сеансы, продолжала посещать психологические тренинги с использованием ИИПТ. Одновременно с улучшением физического здоровья менялся психоэмоциональный статус и весь образ жизни пациентки: сама записалась в турклуб, начала ездить на отдых, используянакопившиеся отпускные дни, улучшила свой внешний вид, стала активно заводить друзей, решила купить машину. Появился вкуск жизни. Коллеги на работе начали тянуться, спрашивать: «Что с тобойслучилось, ты влюбилась?». Близкие отмечали, что человек изменился до неузнаваемости.
Однако летом 2010 г. динамика выздоровления замедлилась, сеансы космоэнергетики не приносили видимых сдвигов, и мы начали искать еще более глубокую психологическуюпричинузаболевания – вторичную выгоду, которая заставляет организм цепляться за болезнь.После поиска выгод от болезни, с помощью психолога, Наталья признала: «Да, я в глубине души всегда считала,что мои болезни – это плата за то, что мне удалось переехать в Москву и благополучно устроиться». Понятно, что пока глубоко в подсознании пациента гнездится подобное убеждение, полное исцеление не наступит – психика снова иснова будет возвращать болезнь, ведь это «расплата» за материальное благополучие! То, что такое убеждение удалось вытащить на уровень сознания ивербализовать, - огромный шаг. Следующим шагом была направленная работа попереформированию данного убеждения, после чего мы снова наблюдаем всплеск позитивной динамики исцеления. Работа с данной пациенткой продолжается.
Литература:
1.Гроф С. Холотропное дыхание. - М., 2010.
2.Козлов В.В. Психология дыхания, музыки,движения. - М., 2009.
3.Козлов В.В. Интенсивные интегративныепсихотехнологии: Теория. Практика. Эксперимент. - М., 1998.
4.Лебедько В., Баранник О. Механизмычеловеческих зависимостей
и стратегии освобождения от них. – СПб., 1999.
5.Леонард Д., Лаут Ф. Ребефинг, или какпознать и использовать всю полноту жизни. – СПб., 1993.
6.Лоуэн А. Язык тела. – СПб., 1997.
7.Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию:становление человека. – М., 1994.
8.Carl Gustav Jung [https://philemonfoundation.org/projects/red_book/|The Red Book.Liber Novus] / Sonu Shamdasani. — Philemon Series & W.W. Norton & Co, 2009.