articles Психопаты в сказках и литературе
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Психопаты в сказках и литературе



Миф о Тантале

Тантал был царем горы Сипил во Фригии, сыном Зевса от Плуто, дочери фригийского царя Гиманта, а по другим версиям – океаниды Плуто, дочери Океана и Тефиды, сестры многих других речных и морских богов и богинь, «волоокой Плуто». Вторая версия происхождения его матери дает нам намек на стихийную, водную, переменчивую, произвольную в своих желаниях природу Тантала. О детстве, супругах и жизни до и кроме преступлений его известно немного и версии эти весьма противоречивы. Так говорят, что он похитил и совратил Ганимеда, младшего брата Ила Фригийца и что отцом его был вовсе не Зевс, а божество горы или лидийский царь Тмол, когда-то судивший музыкальное состязание между Аполлоном и Паном (тут мы тоже вспоминаем конфликт между упорядоченной гармонией музыки Аполлона и безумным экстазом Пана; позже разрыв будет заполнен Дионисом, двойником Аполлона, чьим спутником станет и Пан). Зевс как отец Тантала объясняет их последующую дружбу; Тмол как его родитель вновь напоминает о столкновении культуры и стихии, сознания и аффектов в споре Аполлона и Пана (впрочем, Тмол посчитал, что выиграл Аполлон).

Супругой Тантала была гиада Диона, дочь Атланта. После гибели брата Гиаса, вместе с другими сестрами она умерла от горя и Зевс превратил их всех в звезды созвездия Тельца; по другой версии так были вознаграждены сестры за то, что вырастили юного Диониса (как раз перед тем, как он сошел с ума); по третьей – гиады были старухами, но Медея превратила их в юных нимф. Выбор такой супруги для Тантала неслучаен: все три истории о гиадах связаны с разрушением идентичности – смерть от горя, воспитание безумца (да, безумие на него якобы наслала Гера, но воспитывали как раз до этого – гиады) и возвращение цветущей юности после опыта старости. Если немного пофантазировать, то можно подумать, что тут Тантал выбирает женщину, которая не в силах справляться со своими эмоциями, плохо знает себя и находится за шаг до безумия. Эта преувеличенная идея нам еще может пригодиться (особенно про «возвращение молодости»). Другой женой Тантала называют Эврианассу, речную нимфу, дочь бога златоносной реки Пактола (и кроме уже отмеченной сильной водной стихии, должно быть это было выгодное супружество).

Известность Танталу принесли его деяния «вдруг и сразу». Он был одним из немногих любимцев богов и, несмотря на то, что был смертным, посещал их пиры на Олимпе, где вкушал божественный нектар и амброзию. Он стал похищать и припрятывать божественную пищу, чтобы похвастаться ею на пирушках со смертными друзьями. Говорят, он украл золотого пса из храма Зевса на Крите и дал ложную клятву, что не имеет отношения к этому, то есть совершил клятвопреступление.

Но совершил он и куда более страшное злодеяние: для того, чтобы проверить узнают ли боги о его проделке, он убил и приготовил в качестве застольного блюда своего сына Пелопса. Боги в ужасе отказались от угощения, и лишь Деметра, горюющая по своей похищенной дочери Коре, случайно съела кусочек. Зевс возродил Пелопса заново, а вместо съеденного кусочка, ему сделали плечо из слоновой кости. За это верховный бог олимпийцев осудил Тантала на наказание в царстве Аида (или в Тартаре). Тот стоит по горло в прозрачной воде, вечно томимый жаждой и голодом, но стоит ему наклониться, как вода превращается в черную грязь. Над его головой свисают сладкие, спелые фрукты, но только он протянет руку, как внезапно налетевший ветер поднимает ветви. По иной версии, он висит в бездне и над ним нависает огромная скала, постоянно угрожая раздавить его.

Тантал очень ярко воплощает отдельный психопатический сценарий. И даже посмертное наказание – недоступность насыщения и постоянная угроза – в чистейшем виде демонстрируют нам фон существования психопата. Эмоционально обделенному психопату не ведомо истинное удовольствие, полное и целостное насыщение и удовлетворение от жизни, его жизнь пропитана вечной тревогой. Потому он всегда будет проверять мир и окружающих на прочность, отсюда будут его постоянные «проверки силы»: так он будет утверждать свою власть над слабыми, и постепенно (и по возможности) уничтожать сильных.

Этот характер предельно точно был описан древними греками. Сменяются культуры и эпохи, развивается, усложняется человеческая личность, но есть почти непостижимые существа, с которыми мы сталкиваемся во все времена.

«Он выберет вас, обезоружит словами и подавит своим присутствием. Он будет радовать вас мудрыми планами. С ним вы хорошо проведете время, правда, вам за все придется платить. Он будет обманывать с улыбкой на лице и приводить в ужас одним лишь взглядом. И когда вы перестанете его интересовать, он опустошит вас и надолго лишит равновесия и чувства собственного достоинства. Вы станете намного печальнее, но не намного умнее, и еще долго будете думать о том, что произошло, и в чем была ваша ошибка…» (Из книги Р. Хаэра «Лишенные совести»)

Сказки представляют собой некие более личные истории, они связаны не с коллективным (как мифы), но с индивидуальным символическим (метафорическим) сознанием и бессознательным. Несомненно «ужасная встреча» с психопатом это один из сюжетов личной истории и в различных сказках мы можем увидеть нечто похожее при встрече с чудищами, разбойниками и злыми волшебниками… Однако в сказке повествование ведется в фокусе на исключительно главного героя, мы не знаем личных историй всех этих чудовищ и злодеев. Потому, мы пойдем от сюжета… В сказках, в отличие от мифов, вообще смысл определяется в сюжете более чем в характере (в мифе характер развивается в сюжете; в сказке характер раскрывается в мифе).

Красная Шапочка как сценарий встречи с психопатом

Наиболее классическим и хрестоматийным вариантом встречи с психопатом для нас оказалась сказка о Красной Шапочке. Разумеется, эту сказку уже препарировали в рамках своих систем и теорий другие авторы (самый известный – Эрик Берн), но мы попробуем взглянуть на нее еще раз. Нас будет волновать лишь «обычный» сценарий встречи с психопатом.

Почему мама отправила девочку в лес одну, где бродят серые волки… почему девочка никогда не снимала красную шапочку, которую связала ей бабушка – мы обсуждать здесь не будем. Нас интересует, что происходит на дороге и при встрече с Волком. Здесь есть несколько особенных моментов:

1. Девочка встречает волка, но ведет себя с ним, как будто он – человек. Видит ли она, что перед ней волк? Или он смог «отвести ей глаза»? Или она не заметила, что это зверь? Или же постаралась не думать о плохом?

При встрече с психопатом случаются каждый из этих вариантов. Некоторые столь наивны, что не замечают чего-то странного. Другие и даже более опытные попадают в лапы мошенников, потому что «на них же не висит колокольчик», как сказал Роберт Хаэр, сам как-то попавший в такую историю и как раз со своим докладом о психопатах. Некоторые психопаты используют свое служебное положение и профессиональные навыки, чтобы отвести жертве глаза (не секрет, что если им позволяет самообладание, они с удовольствием идут в медицину, полицию, психотерапию, политику, религию… ведь это даст им власть). И характерная реакция будущей жертвы – она не заметит или постарается не заметить ничего странного… она утешит себя, что бывают на свете очень волосатые мужчины, и с большими зубами тоже, надо только найти им стоматолога… мальчик на месте Красной Шапочки же мог быть вовсе слишком увлечен своим заданием и собой, да и на него у Волка нашлась бы своя уловка. И вновь мальчик бы подумал, что бывают же на свете волосатые мужчины, а зубы-то у него гораздо красивее чем у этого чувака.

Интересно, что одним из возможных маркеров психопата бывает то, что воспринимается как «невоспитанность». Часто человек не соответствует принятым в обществе стандартам поведения, интуитивно понимаемым правилам приличия, но подает себя совершенно естественным образом, никак (или агрессивно) реагируя на неодобрение окружающих. Эта его животно-естественная «непохожесть» на других людей бросается в глаза достаточно часто; она всегда немного неадекватна более чем просто неприлична.

2. Акт не-узнавания произошел. Это ключевой момент истории. С этого момента Красная Шапочка (и любая другая жертва) уже играет в Игру Волка.

В оригинальной сказке Волк показывает девочке две дороги и говорит: я тоже как раз собирался идти к твоей бабушке; к ее дому ведут две дороги, давай пойдем отдельно и выясним, кто быстрее пришел. В упрощенных вариантах Волк прощается с Красной Шапочкой и сам быстро бежит к Бабушке. Тут нам интереснее первый – потому как именно здесь очевидно, что Волк втягивает Красную Шапочку в свой иллюзорный сценарий.

Так реальные психопаты способны предъявить нам совершенно фантастическую историю, уверяя, что все это правда и что нам необходимо срочно в нее включиться (а) чтобы ему помочь, (б) чтобы получить немерянное количество денег (в) … или по любой другой причине. Штука в том, что в этот момент, будучи уже на крючке психопата (который в значительной степени включает в себя бессознательный компонент), человек верит всему. Даже самым нелепым вещам. И додумывает сам про себя еще большие нелепицы: иногда внутренняя «система безопасности» посылает нам чувство тревоги… но одурманенные, мы принимаем ее за свое личное несоответствие нужному, за личные недостатки и погрешности. Поразительный факт состоит в том, что жертвы психопатов, будучи на крючке, внутри сценария, чаще всего обвиняют в чем-то именно себя. Или ищут причины своей тревоги и общего ухудшения ситуации в чем-то другом… только не в инициаторе.

3. Красная Шапочка как дура бежит к бабушке самой длинной дорогой, пока Волк мчится самой короткой… Пусть не смутит вас грубый стиль: при воспоминании жертвы о том, как она себя вела в период увлеченности (одержимости, поглощенности) сценарием психопата, потом приходят в голову и гораздо более смелые выражения. Вместе с сильнейшим ощущением полнейшего абсурда ситуации. Это период жизни внутри иллюзорного сценария.

4. Волк прибывает к бабушке и тут же ее ест. Это достаточно простой и очевидный шаг для того, кто в курсе, что Волк это волк и зверина. Интересно другое: бабушка тут не отдельный персонаж, а всего лишь разновидность жертвы. После того, как человек начинает играть в игру Волка, у последнего есть лишь простой и приятный выбор – сожрать (использовать) сразу, или немного погодя. Так Бабушка здесь, конечно, может быть случайной посторонней жертвой (так бывает с насильниками и убийцами - психопатами), а может именно той, которая уже завелась и играет в сценарий «зверя – драматурга». Слопает сразу, ага.

5. Но иногда он готов подождать… чтобы продлить удовольствие и получить немножко больше. Есть один критично-любовный вопрос у фанатов фэнтэзи: Почему Темный Властелин, заполучив в руки Главного Героя рассказывает ему о своих тайных замыслах, пытается устроить поединок один на один, похваляется и унижает героя вместо того, чтобы просто убить? (Герой, разумеется, выдерживает все это, после чего с помощью чуда или ловкости приканчивает Темного Властелина.) Это кажется парадоксальным… и вместе с тем совершенно понятным в русле психологии психопата. Ему нравится власть, контроль и насилие, унижение другого и собственная похвальба; да, здравым смыслом здесь и не пахнет, но его никто и не обещал.

Итак, Волк не съедает Красную Шапочку тут же и сразу, как только она войдет в дом (у нас нет сомнений, что взрослый волк вполне бы справился с девочкой, обремененной корзинкой с пирожками и усталой после долгой дороги)… он готовится ее обмануть, для чего притворяется родной бабушкой. В реальности такая буквальность маловероятна, однако в символическом пространстве вполне возможно. Волк (психопат) с готовностью имитирует тех, кому доверять можно: это бывает внешне покровительственная или помогающая модель поведения или же маска статуса, официально или подложно принятая роль полицейского (милиционера), врача, психолога или психотерапевта, учителя. Он надевает фуражку или белый халат, забирается на место около классной доски или на стул тренера в психологической группе… и ждет. Ему слишком нравится контроль и власть, а еще безнаказанность, да.

6. Красная Шапочка входит в домик бабушки, но в ее кровати видит кого-то не того… И у нее начинают возникать вопросы… Иногда мы задаем их напрямую нашему партнеру в ситуации и получаем банальные, простые и как будто что-то объясняющие ответы. Обратим внимание, что девочка спрашивает «Почему у тебя такие большие уши?», подразумевая «Помнится мне, что у тебя, бабушка, они были чуток другие» и «Что с тобой случилось, бабушка?» и даже «А ты вообще, моя бабушка?», а Волк отвечает на более буквальный вопрос - «зачем»: «Чтобы лучше слышать». Он дает формальный ответ, причем совершенно из другой области. Еще раз предадимся тут изумлению, потому что психопатам свойственна отрывочность и разорванности логических связей; их суждения и аргументы достаточно разрозненны, мысль будто скачет из стороны в сторону, часто они противоречат сами себе – и при этом, разумеется, не замечают этого. Почему же мы тоже не обращаем на это внимания? Потому что на этом этапе мы сидим на кровати рядом с кем-то, кто должен быть нашей бабушкой… зачастую сложно, трудно и страшно поверить, что именно здесь, а не в темном лесу мы повстречали Волка.

7. Как только Красная Шапочка оказалась слишком близко к правде (а в детстве я видела именно такую версию истории), но скорее просто потому, что Волку надоело ждать, он девочку съедает вслед за ее бабушкой.

После чего заваливается спать и громко храпит.

Не слишком уместное поведение после совершения преступных деяний… Но Волк беспечен. Исследователи постоянно отмечают неумение прогнозировать последствия у психопатов, у них будто нет (или слабо выражен) сам страх наказания, возмездия, вообще всего того, что будет потом. Зачем им это?.. Они живут настоящим моментом.

8. Храпящего волка замечают дровосеки (или охотники), которые разрубают ему живот, откуда выходит невредимая Красная Шапочка вместе с Бабушкой. Удивительный по своей неправдоподобности момент… Однако мы можем истолковать его как освобождение от Волка, от его сценария и сюжета, от того, чтобы постоянно насыщать и подкармливать его частями своей души.

9. Красная Шапочка настаивает на том, чтобы Волку набили живот камнями и оставили умирать (тогда-то он точно умрет). Можно увидеть в этом месть сильно рассерженной (или даже озлобленной) девочки. Но коль мы вышли с такой охотой в символическую реальность, то попробуем найти иной смысл. Камни – это то, чем не может питаться, не может переварить и что не может насытить Волка. Более того, нести свое тело с громадной грудой камней внутри он тоже не может. Это смертельный голод при абсолютно полном (формальном) насыщении. Камнями оказывается то, что Волку явно не по зубам, что не дает ему ни силы, ни жизни. Красная шапочка не дает ему больше питаться душами людей… Камни здесь – это защита и ограда Волка от живых человеческих существ. В реальности этими камнями оказываются знание о природе психопатов; твердая решимость видеть пусть тяжелую, но правду, а не сладкие сказки; социальные границы, которые мы выстраиваем, дабы не допустить их «по свою душу» и наша индивидуальная человечность.

Психопаты «лишенные Эроса»

Известный юнгианский аналитик Адольф Гугенбюль – Крейг в своей книге «Эрос на костылях» выделяет пять первостепенных признаков психопатии:

1. Неспособность любить, «отсутствие эроса в самом широком смысле этого слова».

2. Отсутствие или недостаток чувства нравственности. (При этом они могут быть склонны к морализаторству.)

3. Отсутствие какого-либо психического развития.

4. Фоновая депрессия от истинной изоляции, в отсутствии Эроса, от других людей.

5. Хронический фоновый страх: психопаты не доверяют миру.

Среди вторичных (необязвательных) признаков автор выделяет:

1. Отсутствие чувства вины. Вместо вины как нравственного внутреннего конфликта, они испытывают ощущение своей неуместности в мире, отвержение окружающими и социальную несостоятельность, что, конечно, способно причинить им определенные страдания.

2. Отсутствие любого реального понимания или инсайта.

3. Способность вызывать к себе жалость; жалость того же рода, которую мы испытываем по отношению к инвалидам, или сопереживание беспомощным и больным детям.

«Как можно помочь еще, как ни проявлением жалости к этим людям, особенно когда ощущаешь их фоновую депрессию и атмосферу отчаяния? Они кажутся совершенно беспомощными, потерянными в мире, которому не принадлежат. Снова и снова они предпринимают попытки приспособиться и справиться в той манере, которая, как правило, чуть-чуть не достигает цели. Они — вечные странники, вызывающие в нас страстное желание помочь, — чувство, испытываемое нами по отношению к беспомощным человеческим созданиям. Нередко такая жалость создает затруднения, и многие становятся ее жертвами. Мы часто пытаемся быть добрыми к этим «бедным» людям — наша жалость вполне оправдана. Однако проблема состоит в том, что психопаты с готовностью манипулируют людьми из своего окружения именно посредством такой жалости к себе. Часто жертвами такой жалости оказываются женщины: возникают материнские инстинкты, или констеллируется архетип кормилицы. Они хотят защищать и заботиться о несчастном, слабом создании, и это объяснимо, ведь психопаты ударяют по защитительным струнам и взывают к желанию помочь и исцелить. Те, кто имеют дело с психопатами, с готовностью уступают фантазиям о спасителе. Столкнувшись с явлением, которое просто не имеет права на существование, которое как-то должно быть изменено, они твердо намереваются спасать этих индивидов» (Гугенбюль-Крейг А., 2002. – с. 98-99).

4. Очарование способное с легкостью обольщать и доставлять удовольствие с изящностью и утонченностью. Так как эрос не вмешивается в их отношения, они могут спокойно пользоваться всем своим арсеналом обманных способов без всяких запретов и угрызений совести.

5. Асоциальное или преступное поведение.

6. Некоторые формы скуки. Монотонность существования.

7. Карьеризм.

Кроме того, автор говорит о том, что у каждого человека есть психопатические лакуны, наполненные исключительно инструментализмом отношений, в полном отсутствии Эроса. И хотя можно согласиться, что опасность инструментального отношения к другим людям, миру и даже себе присутствует в той или иной мере у каждого человека, одной этой версией сложно объяснить существование психопатов.

Психопаты в художественной литературе

Психопатический характер нередко встречается в художественной литературе, составляя некую загадку для обычного человеческого ума и восприятия. Совершенно непонятным, странным и необъяснимо-чужим кажется другому человеку мировосприятие психопата. Мы остановимся на самых ярких художественных примерах, дающих нам новые черты к портрету как психопата, так и интереса к нему эпохи (столь пристальное внимание аудитории это и взгляд всего общества к этой теме).

Преследующий иллюзию

Одним из самых известных и классически-совершенных оказывается «Парфюмер» Патрика Зюскинда, произведение и его главный герой, преследующий свою прекрасную идею создать совершенный аромат. Неслучайно равнодушно-протокольное название «Парфюмер: История одного убийцы», безличное и холодное. Оно уже дает нам ощущение безразличия протокола… и психопата. Жан-Батист Гренуй, герой произведения, был гениальным парфюмером и при этом «человеком без запаха». Автор превосходно играет метафорой запаха как эмоциональной сущности человека; потому Жан-Батист Гренуй не пахнет ничем и вызывает отвращение даже у кормилицы, а мадам Гайар, единственная женщина, способная его вырастить – была лишена чувства обоняния. Она «не ждала от него никакого душевного движения, потому что ее собственная душа была запечатана». Впоследствии Жан-Батист Гренуй становится парфюмером, научившись выделять и смешивать нужные запахи… Следуя психопатической природе он был способен к искусственному продуцированию аромата, который в этом произведении идентичен эмоциям. Подобно искусственному выделению запаха, его консервации, смешиванию и презентации психопат демонстрирует свои эмоции… при этом разрушая других людей, чьими эмоциональными силами он пользуется (в романе аналогия этому – убийства прекрасных девушек ради их запаха). Как уже было сказано, психопат «знает ноты, но не знает мелодии», потому идеальный запах Гренуя был составлен, но привел к разрушению самого его «хозяина».

Кроме этой очевидной аналогии между запахом и чувствами, мы можем выделить в этом произведении «преследование иллюзии». Психопат может быть одержим некоей сверхидеей, которая сулит ему совершенное принятие его в обществе (это может быть слава, деньги и остальное). У импульсивного психопата таких «планов» и «задумок» может быть великое множество, или они будут сменять одна другую в зависимости от социального благоприятствования. У заторможенного таковая идея будет не самой яркой и может оставаться в тени.

Убийство мифа

У Терри Пратчетта один из самых откровенных портретов психопатической личности явлен в «Санта Хрякусе». Там действует убийца Тчай-Тчай, человек, которого страшатся в самой Гильдии Убийц. Он действует без всяких правил, без приличия, без законов и без всякой этики. Он убивает ради забавы и просто потому, что так удобнее… или это просто пришло ему в голову. Для интереса он даже придумал, как убить богов и персонификации важнейших законов мироустройства (Смерть и «Новый Год»). Впрочем, не только ради интереса – а из-за власти тоже.

В конце это книги задается вопрос, что будет, если Санта-Хрякус не воскреснет. Ответ на него – Солнце не взойдет. И это оказывается правдой. Взойдет лишь шар светящегося газа, а миф и смысл умрет. Психопат в своей жажде власти, и повинуясь своим мечтам и всесилии, признании и власти, убивает осмысленность и мечту, все возвышенное и творческое, любое единение чувства и формы, эмоции и жеста. Копируя, подражая, нивелируя и обесценивая, психопат убивает миф, надежду, мечту... чувство и смысл.

Это просто, обмануть не сложно,

Даришь звезды, а потом все можно

Просто такая сильная любовь,

Ты еще не знаешь,

Просто такая сильная любовь…


(Песня группы «Звери»)

Жажда власти над миром

Дж. К. Роулинг дает очень яркий пример противостояния психопатической роли и истинно-человеческой, жестокого властного авторитарного и разрушающего подхода против гуманистического и сохраняющего ценность эмоций, чувств и созидания взгляда на мир и жизнь. Это, конечно, противостояние Гарри Поттера (и его истинного воспитателя Дамблдора) и Вольдеморта. Она не просто показывает, какой может быть психопатическая личность, автор противопоставляет психопату (в отличие от П. Зюскинда, например) человеческую зрелость и мудрость, а также осознание выбора своего пути и своих ценностей.

Вольдеморт – мальчик-сирота, ставший темным волшебником и стремившийся подчинить себе весь магический мир, а кроме того, утвердить деспотическую и единоличную власть как над другими магическими существами, так и над немагическим миром обычных людей. Все, что его привлекало – это власть и месть, обожание и преклонение окружения. Дамблдор не один раз говорит Гарри, что Вольдеморт не способен ни любить, ни понять силу любви. В конце концов именно это различие между Вольдемортом и Гарри (и Дамблдором) творит историю мира Поттерианы. Именно выбор предпочтительных человеческих ценностей, которыми оказываются любовь, дружба и героизм (риск ради другого или общего) становится ключом к судьбе мира в этом произведении.

В паре с сумасшедшим

Одна из интересных тем это слаженная пара психопата и психопатотропного, а также психопата в паре с настоящим сумасшедшим. Герцог и герцогиня Флем из «Вещих сестричек» Терри Пратчетт являют как раз такую пару. Герцогиня подстроила убийство старого короля и пыталась убить любую неподвластную ей жизнь в королевстве. А своим орудием она избрала сумасшедшего мужа, который и убил короля. Это, конечно, вариация шекспировского «Макбета». Но именно в «Вещих сестричках» на мировосприятие герцогини указано недвусмысленно. Матушка Ветровоск (ведьма) решается показать герцогине, кто она есть на самом деле, по сути, показать «вытесненное» из сознания:

«- Такие, как она, появляются только тогда, когда человек сам выстраивает стенки внутри своей головы, - сказала матушка. – А я их сейчас снесла. Нет больше стенок. Вопли. Мольбы. Угрызения совести. Все навалилось на нее сразу. <…>

- И что мне теперь – расстраиваться из-за этого? <…> - Думала, я рухну на пол без сознания? Что ж, старуха, да, я увидела, кто я есть на самом деле, и теперь горжусь этим, поняла?! Я ни о чем не жалею и готова повторить все сначала! Я нравлюсь сама себе, я люблю себя, я наслаждаюсь тем, что я делаю! – И герцогиня торжествующе поправила свой чудовищный бюст. – А вы просто слабые дуры! – закричала она. – Вы – слабые людишки! Неужели вы действительно считаете, что все люди в глубине души милы и прекрасны?!

Сгрудившаяся на сцене толпа попятилась, освобождая место исступленному ликованию герцогини.

- Так знайте же, я заглянула в эти глубины! – продолжала она. – И теперь знаю, какая сила движет людьми. Ими движет страх. Всесильный, сокрытый от себя и других ужас…» (Пратчетт, Вещие сестрички, с 383-384)

Здесь, кроме использования чужого безумия как орудия своей власти, характерно психопатическим оказывается ясность представлений об отсутствии в себе «хороших устремлений» или о предпочтительности совершенно другого. Как обычно – власти. И, как правило – при идеологии «кто силен – тот и прав». Примечательно, что в этом произведении герцогиня Флем пытается уничтожить ведьм как существ, живущих в гармонии… со страной со всеми ее обитателями (включая птиц, животных и леса). Настоящая гармония с миром и самодостаточность лишают власти психопата, потому это кажется ему опасным. Потому он возведет исключительно искусственную систему, основанную на страхе и зависимости… Любопытно и то, что «движущий всеми страх» герцогиня увидела в «своих глубинах». И это тоже правда про психопатов.

Психопаты в истории

Одиозные и чудовищные личности в истории всегда привлекали к себе внимание, когда исследователи и иные люди, познающие или неравнодушные, пытались понять «как такое было возможно», или «неужели это был человек», или «как он оказался у власти»… Обыкновенно, речь идет о тиранах и жестоких личностях, которые встречались довольно часто на протяжении всего известного нам исторического периода человечества. Объяснения находились в существующем мировоззрении на природу людей и сущность государственной системы в целом. С развитием индивидуалистического и гуманистического подхода, с возникновением психологии и психиатрии большее внимание стало уделяться личности в истории, а следовательно ее недостаткам, порокам или наоборот – достоинствам. Появилось и до сих пор возникает немало спекуляций на тему психиатрических диагнозов известным политикам. Часть из них могут быть верными или отчасти верными, другие – лишь продукт контрпропаганды. И не искушая себя домыслами, мы остановимся лишь на психопатической природе… власти.

Власть манит психопатов. И на пути к вершине политической карьерной лестницы у психопата достаточно много шансов выиграть и победить своих соперников. Он будет лицемерен и безжалостен без особых усилий. Кроме того, характерные подозреваемые в психопатии (а также иных душевных расстройствах) приходят к власти в эпоху перемен и особенно жесткой борьбы за власть, когда быстрота, мощь и жестокость решают основные задачи, и когда нет, практически нет времени у окружающих людей разобраться в том, что происходит на самом деле.

У психопата очень часто есть свита обожателей и восторженных поклонников. Впоследствии он, как правило, только пестует эту традицию «культа личности». Двадцатый век дал не так мало примеров, как громких, так и малоизвестных, психопатических личностей на арене истории и судьбы человечества. Часто это «харизматические» лидеры, которые выходят на публику с популистскими и зачастую невыполнимыми лозунгами. Но наибольшую опасность они приносят в тиранических, единовластных режимах или в политике «сильной руки». Уже традиционно психопатами считают Иосифа Сталина и Мао Дзе Дуна. Чем больше власти сосредоточено в руках психопата, тем большей угрозе подвергается человечество.

Использованная литература:

1. Бедненко Г. Лапшина Т. Сказка о Красной Шапочке и Сером Волке: Полезный определитель // http://mythodrama.indeep.ru/theory/red_hood/red_hood.html

2. Гугенбюль-Крэйг А. Эрос на костылях. – СПб.: БСК. – 2002.

3. Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы. – СПб.: Азбука – классика. - 2006.

4. Пратчетт Т. Вещие сестрички. – М.: Эксмо. – 2001.

5. Роулинг Дж. Гарри Поттер: в 7 книгах. – М.: Росмэн. – 2002-2007.

6. Сага об Эгиле//Исландские саги. – М.: 1953

7. Старшая Эдда: Эпос/Пер. с др.-исл. А. Корсуна. – СПб.: Азбука – классика. – 2001.

8. Хаэр Р. Лишенные совести: Пугающий мир психопатов. – М.: Вильямс. – 2007.







цветок |
очень точно и это правда про моих двух мужей вопрос один как избавиться от влечения к таким личчностям
юрий |
как психопат могу сказать, что описание точное но взгляд на проблему другой
1. я не считаю это проблемой
2. если бы не психопаты вы бы в пещерах с палками сидели
3. вы сами не знаете что для себя хотите(не можете расставить приоритет целей) мечетесь между разумом инстинктами и их рудиментарным отростком- эмоциями
4. психопат подавляет инстинкты и эмоции(лишь изредка выпуская их наружу) и в полной мере на порядки выше пользуется разумом и в этом превосходит обычных людей
5. не знаю как для остальных а для меня вы недоразвитые зверушки я много экспериментировал посещал йоги и т.д. в результате развил способность переживать эмоции и даже развил творческие способности, так вот вы и в этом примитивны и не развиваетесь дальше социальных инстинктов и инстинктивной опять же когнитивности.
6. я нашёл психопатов и предложил развить эмоциональность. в результате и они превзошли обычных людей
7. проблема не в нас, а в вас, я думаю ещё в детстве многие из нас закрываются эмоционально(кроме тех кто в принципе не способен на эмоции по физиологическим причинам) по причине сверх развитого восприятия и способности к более высоким гармониям(интеллектуальным и эмоциональным) из-за диссонансных резко негативных переживаний. Это вы калечите нас.
8. Мы следующий этап развития человечества проблема в том, что по множеству причин мы не можем консолидироваться и среди нас много, откровенно говоря, подлежащего утилизации хлама.
Johnny |

Хищники и жертвы среди нас. Психология психопатов и других представителей тёмной триады.

http://freak.sytes.net
Торсон |
юрий, Психопату было бы наплевать на эту статью,список героев мифов с осью психопатии- безграничен,а вы,любезный,просто дятел.
Alexey |
Торсон, задело? )) Почему, собственно, он кому-то должен? Имеет мнение - и высказал его. Ничем не хуже других (мнений), разве что, менее популярное.
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍