articles Методические рекомендации для преподавателей по взаимодействию с классом или группой учеников
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Методические рекомендации для преподавателей по взаимодействию с классом или группой учеников



Работа преподавателя - это непросто. Большинство преподавателей весьма успешны в управлении группой или классом учеников, даже когда они сталкиваются с трудным, вызывающим или отклоняющимся поведением. И у каждого преподавателя есть свои способы управлять поведением учеников и свои “хитрости”, направленные на улучшение поведения учеников. В большинстве случаев эти способы работают.

Однако, бывают ситуации, связанные с повышенными нагрузками, отсутствием опыта преподавания, присутствием учеников с отклоняющимся поведением и т.д., когда учителю могут понадобиться новые идеи и способы взаимодействия с классом. Если у Вас сложилась трудная ситуация на работе, то, возможно, некоторые из этих рекомендаций будут полезны. Если у вас в преподавании все идет в целом хорошо, то не стоит менять то, что и так работает. Но если Вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, или что вам сложно выполнять свои непосредственные обязанности, связанные с обучением учеников, то попробуйте что-то изменить, либо опираясь на эти рекомендации, либо на какие-то другие идеи.

Идея №1
Четко определите для себя, чего вы ожидаете от класса (группы) в смысле поведения и организационных моментов. Какую картину поведения вы хотите видеть и слышать в классе?

Пример. Вы хотите, чтобы, когда прозвенит звонок, все ученики без исключения были на своих местах.
или Вы ожидаете, что после занятия в классе будет чисто.

Идея № 2
Когда вы сформулируете свои ожидания, сделайте из них правила и сообщите их своим ученикам. Вы можете выписать их или вывесить в письменном виде на видное место. Лучше, если это происходит в самом начале ваших занятий с новым классом/группой. Лучше всего объяснить ученикам, почему важно выполнять каждое правило (или иметь реальное объяснение, если ученик вас спросит, почему важно соблюдать правило).

Пример. Правило - ученики должны быть на своих местах к тому времени, когда звонок закончит звенеть. (Объяснение - поскольку программа предмета сложная и обширная, вам нужно все время урока для того, чтобы успевать ее объяснять и проверять знания. Если студенты начнут занимать свои места после звонка, то это займет слишком много времени).
или Правило: В классе во время уроков и перемен соблюдается чистота. Назначается дежурный класса, который следит за чистотой.(Объяснение - проявление уважения к чужому труду и обучение заботе об окружающей среде).

Идея №3
Четко сформулированных правил не всегда достаточно для того, чтобы у учеников сформировался определенный поведенческий навык. Если у вас есть возможность, лучше всего обучить правилам учеников, показав им желаемое поведение или используя ролевую игру (В отдельных случаях учитель может играть роль ученика, а ученик - учителя). В ходе такого проигрывания важно похвалить правильное поведение учеников.

Идея №4
Обращайте внимание на то поведение учеников, которое является для вас желаемым. Чем больше внимания вы уделяете какому-то определенному поведению, тем чаще ученики будут его демонстрировать. Вы можете обращать внимание разными способами: похвалой, вознаграждениями, удивлением, личным разговором с учеником в перерыве или даже прерыванием занятия с целью обозначения важности момента. Это нужно делать на постоянной основе и стараться замечать позитивные элементы в поведении разных учеников.

Пример.В случае, если правило соблюдается большей часть учеников, можно начать занятие следующим образом: "Я заметил, что сегодня ваш класс был очень пунктуален и большая часть из вас пришла вовремя. Мне кажется, что это большое достижение и повод для гордости. Я обязательно расскажу об этом своим коллегам."
Или В случае, если один из учеников поднял с пола бумажку (даже если он сам ее бросил): "Я заметил, что ты сегодня поднял мусор и заботился о чистоте класса. Это здорово. Думаю, что твоим родителям будет приятно узнать, какой ты молодец. Если ты не против, я запишу тебе в дневник благодарность".

Идея №5
Давайте ученикам короткие, ясные и четкие инструкции. Лучше говорить ученикам, что им необходимо сделать, чем говорить, чего им не стоит делать. Лучше, когда инстукции сформулированны как начало какого-то нового действия, а не как конец. Сформулированные таким образом просьбы и инструкции гораздо эффективнее, особенно если у ребенка есть поведенческие проблемы.

Пример. “Ваня, выключи пожалуйста телефон и сядь на свое место” вместо “Когда ты наконец уже перестанешь разговаривать по телефону и не будешь мне мешать вести урок”.
или “Подними, пожалуйста с пола то, что ты уронил.” вместо “Перстань мусорить! После тебя всегда остается куча мусора. Сколько можно напоминать?”

Идея №6
Определите четкие последствия в случае неприемлемого для вас поведения. Решите, что является для вас неприемлемым, и сформулируйте ваши шаги в таком случае. Последствия учат детей вести себя желаемым вами образом. Последствия могут быть самыми разными: вызов к директору/завучу, информирование родителей, личный выговор и обсуждение ситуации в перерыве или после занятия, публичный выговор/конфронтация перед классом, пересаживание на другое место в классе, дополнительные тренировки желаемого поведения и т.д. Если поведение ученика не изменилось в результате введения последствия, логично предположить, что оно неэффективно и заменить последствие на другое.
Ученики должны знать о возможных последствиях ДО их наступления (тогда у них будет возможность их избежать). Наулучшим способм обучения последствиям будет ролевая игра, когда вы просите кого-то из коллег или учеников разыграть ситуацию неприемлимого поведения и наступления последствий.

Пример. Ученики начинают перебрасывать предметы друг другу, находясь в разных частях класса и громко крича в момент звонка, когда урок должен начаться. После инструкций о том, что им нужно положить предметы и пройти к своим местам и сесть, вы просите их остаться после урока для объяснения того, почему это неприемлимо для вас. В случае, если ученики игнорируют ваши инструкции, возможно другое последствие - вызов к директору/завучу.
или Ученик сделал рисунок маркером на столе или доске. Он смывает рисунок и следующую неделю/месяц отвечает за чистоту доски/класса.

Идея №7
Если неприемлемое поведение отдельного ученика не изменилось после наступления последствий, то преподавателю необходимо изменить что-то, возможно в своем поведении. Если последствие или наказание применяется неоднократно и не меняет поведение ученика или усиливает нежелательное поведение, нужно проанализировать ситуацию. Возможно, последствие каким-то образом нравится ученику или дает ему преимущества.

Пример. Преподаватель просит ученика в случае, когда он перекидывается бумажками с другими учениками, покинуть класс на определенное время. Но ученик повторяет это поведение неоднократно после этого, и даже усиливает нарушение правил. Это может быть выгодно ученику по каким-то причинам - например, его статус в классе растет или может поговорить в это время по телдефону с другом и т.д. Учителю неорбходимо ввести другое последствие, например, вовлечение родителей или личный разговор с учеником с объяснением, почему это поведение неприемлемо.

Использованная литература:
Bateman B.D., Golly A. Why Johnny Doesn't Behave: Twenty Tips and Measurable BIPs. Attainment Company Inc, 2011
Marzano J.R., Marzano J.S., Pickering D.J. Classroom Management That Works: Research-Based Strategies for Every Teacher. 2003.

Источник: Центр поддержки растущего поколения "Перекресток"





Об авторе статьи

`
Богомолов Виктор Александрович

Рейтинг психолога: 7 7

Богомолов Виктор Александрович

Психолог, Семейный психотерапевт
Стоимость приема: 7000 рублей


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Бабковская Ирина Викторовна

Бабковская Ирина

Интегративный подход
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Кравцова Наталья Ивановна

Кравцова Наталья

Психолог, экзистенциальным аналитик. Работаю со взрослыми и подростками.
Психолог Голованова Елена Викторовна

Голованова Елена

Психолог | КПТ | Mindfulness
Психолог Росолова Александра Владимировна

Росолова Александра

Психология семейных отношений. Работаю в методе КПТ.
Психолог Шумилова Елена Валерьевна

Шумилова Елена

Практический психолог. Неопсихолог. Помогаю женщинам улучшить отношения/уровень...
Психолог Монастырская Татьяна Александровна

Монастырская Татьяна

"Практическая психология. Технология оказания психологических услуг населению и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍