articles Как быстро летает родитель-вертолет?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Как быстро летает родитель-вертолет?



Год назад, 25 августа, американский толковый словарь Мерриама-Вебстера был пополнен новой порцией слов. Среди них – «ребенок-бумеранг», что означает взрослого ребенка, вернувшегося в родительский дом (преимущественно из-за финансовых сложностей).

Симметричное ему понятие «родитель-вертолет» применяется по отношению к матери или отцу, принимающим в жизни детей избыточное участие, стараясь устранить все возможные препятствия и трудности на пути детей, понять и выполнить их желания и уберечь от разочарований.

Родительство – одна из самых трудных задач в жизни человека. И в то же время – один из важнейших источников счастливых переживаний. Большинство из нас хотели бы, чтоб ребенок рос здоровым, морально и физически сильным, умным, успешным. Мы стараемся с самого рождения научить его всему тому лучшему, что умеем сами. И тем не менее наряду с радостью, удовлетворением и гордостью все родители эпизодически чувствуют усталость, неуверенность, раздражение, которые не всегда позволяют действовать так хорошо, как хотелось бы.

В России раньше существовала народная педагогика (в том числе и советская), и всему обществу было понятно, что считать хорошим воспитанием, а что – плохим. В процессе социальной перестройки прежние ориентиры и традиции воспитания разрушились и обесценились, теперь вместо них в семьях иногда складываются довольно хаотичные или непродуманные педагогические подходы.

Так называемый «родитель-вертолет» – один из таких вариантов, и его можно рассматривать как разновидность гиперопеки. Он характеризуется стремлением родителей окружить ребенка повышенным вниманием, оградить от возможных проблем и трудностей, предотвратить появление у него негативных переживаний – огорчений, обид, злости. Иногда такое воспитание называют еще тепличным и при этом рисуют такую картинку: заботливая мама, сидя на корточках, завязывает шнурки своему сыну-третьекласснику. И это понятно: сердце какой матери не дрогнет, когда она услышит в голосе своего ребенка нотки плача или увидит кислое выражение лица, когда чаду напоминают о необходимости убрать постель, или заметит, как напрягается его спина от школьного рюкзака.

Стоит отметить, что в своем крайнем проявлении такое отношение может иметь массу негативных последствий для ребенка. Он может стать чрезмерно зависимым от родителей и превратиться в того самого ребенка-бумеранга, о котором мы упомянули в начале статьи. Такому человеку очень трудно трезво оценивать особенности ситуации, принимать ответственные решения и рисковать, если этого предполагают новые обстоятельства и задачи. У него низкая стрессоустойчивость и энергетика. Такой человек зачастую не готов столкнуться с превратностями несовершенного мира и преодолеть преграды на пути к своим целям. И в этом смысле справедливо замечание Роберта Энтони: «Спасибо тем, кто отказал мне в помощи. Именно благодаря им я справился сам».

Любопытна в этом отношении переиначенная, до боли знакомая сказка о мачехе, дочери и падчерице.

Жил да был в одной деревне старик со своей дочерью Машей. Любил он ее безмерно и вот решил, что ей нужна мать. Старик женился и привёл в дом старуху, мачеху, у которой была своя любимая дочь, Глаша. Старуха, ясное дело, сразу невзлюбила падчерицу и решила её извести. Но мачеха-то была начитанной и сказки хорошо

знала, поэтому поступила по-своему.

Поднимала она утром свою дочь Глашу, заставляла её убирать, готовить, вязать и прясть. А Машеньке говорила, чтоб та все больше на перинах лежала, не марала свои белые ручки на тяжёлой работе. Соседи не могла надивиться: «Ах, как же она любит свою падчерицу, холит, лелеет, бережет».

Выросли девушки. Проезжал раз через деревню принц, влюбился в работящую Глашу и взял её в жёны. А Маша так и осталась ни с чем, никто не захотел жениться на ленивой и сварливой девушке
.

В такой опекающей позиции родителей, однако, есть и свой позитив. Подобно тому, как цветок, которому созданы благоприятные условия, растет быстрее, ярче, свободнее, так и ребенок, чье развитие стимулируют и поощряют, может добиться большего прогресса. Поэтому в какой-то степени и такой стиль может быть оправдан. К тому же сильно опекающих родителей отличает теплое, исключительно терпеливое и внимательное отношение к ребенку, что само по себе ценно.

При этом, конечно, не стоит брать в расчет совсем патологические варианты развития событий, обыгранные в многочисленных российских фильмах, когда сверхобеспеченные родители, день-деньской поглощенные развитием бизнеса, в порядке компенсации недополученного ребенком родительского внимания и заботы потакают своему ребенку-подростку буквально во всем. Такая полная вседозволенность подростка нередко приводит его к пагубным последствиям.

Причиной такой потворствующей гиперопеки может быть, в первую очередь, тревога за ребенка, за его будущее (чтоб не упал, не простудился, не попал в плохую компанию), желание видеть ребенка успешным (чтоб поступил в университет, быстро нашел работу, был востребованным, чтоб вообще все легко давалось и жилось безбедно). Такая тревога родителя может быть связана с неким случаем реальной опасности (серьезная болезнь, травма) для жизни ребенка или какого-то другого родственника. И, даже когда опасность миновала, в матери еще долго может жить страх за ребенка и диктовать свои, уже не соответствующие ситуации требования.

Другой причиной может быть тот факт, что ребенок очень долгожданный, поздний или единственный. Или если, например, мама с неудавшейся личной жизнью передает весь пыл своей души ребенку по принципу «не сложилось у меня судьба счастливо, так пусть хоть у тебя все будет как надо».

Иногда цель такого родителя – быть идеальной мамой или идеальным папой. Чтоб потом упреки ребенка или чувство вины не омрачили и без того не очень радостные будни. Чтобы потом, когда ребенок встанет на ноги, можно было расслабиться и сказать себе: «Я сделал все, что мог. Теперь ты действуй сам».

Только вот это «сам» не получается ни у родителя, ни у выросшего ребенка: привыкли жить заботами о другом и себя не понимают.

В основе гиперпротекции – бессознательное желание взрослого оградить малыша или подростка от таких же негативных переживаний, какие были в детстве или юности у мамы (для пап это вообще свойственно меньше). И если это не всегда удается, то маму может мучить ощущения безмерной жалости к ребенку, острой вины и беспомощности. Поэтому в некоторым смысле чрезмерная опека является попыткой мамы избежать этих своих тягостных чувств.

Стоит помнить, что противоречия и неприятности так же естественны в жизни ребенка, как радости и победы. Фокус не в том, чтобы их избежать, а чтобы учиться умело находить компромиссы и преодолевать трудности.



Статья впервые опубликована автором на сайте Школа жизни

Психолог Анна Сидельникова





Об авторе статьи

`
Сидельникова Анна Азарьевна

Рейтинг психолога: 4 4

Сидельникова Анна Азарьевна

психолог, сертифицированный психотерапевт, юнгианский аналитик. Работаю со взрослыми, детьми и парами.
Город: Хельсинки
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍