articles Расплата взрослых детей алкоголиков
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Расплата взрослых детей алкоголиков



 

В экзистенциальной психотерапии есть понятие «платы» - как комплекса последствий, который следует за осуществлением тех или иных действий, или выборов.

Страдания детей зависимых родителей вряд ли можно назвать осознанной платой, так как выбор употреблять был не их собственными актами выбора, и эти страдания предлагаю рассматривать как расплату не за «своё», а за «чужое».

Ребёнок – тотально зависим от родителей, без них его шансы на выживание довольно ничтожны. В этом проявляется уязвимость, хрупкость, ранимость и незащищённость человеческого бытия. Заброшенность ребёнка в семьи пьющих родителей определяет процесс их формирования и развития, и проявляется в ограниченности диапазона вариантов их жизненных выборов.

Так чем же расплачиваются дети алкоголиков? Как в дальнейшем они организовывают свою жизнь?

Выросшие в семьях пьющих родителей либо повторяют жизненный сценарий родителей (выбирают путь зависимости и созависимости), либо идут по пути так называемого контрсценария, сценария от обратного, что, в сущности, является просто другой стороной, но той же самой монеты, исходя из установки «Не хочу так, как было». Главная стратегия людей, выбравших путь контрсценария – защитная.

Полярность проявляется также и в социальных ролях, которые выбирают дети пьющих родителей, и которые являются одной из важных составляющих личностного конструкта (структуры Я) (по Э.Спинелли):

1) ГЕРОИ в своей взрослой жизни такие люди становятся Спасителями, Решалами. Это, так называемые, преждевременно повзрослевшие дети, которым пришлось брать на себя ответственность и выполнять обязанности, не соответствующие задаче их этапа развития. Это дети, которые не наигрались вдоволь. Такие люди гиперотвественны, часто взваливают на свои плечи чужие обязанности, находятся в состоянии тревоги и чрезмерного напряжения, страдают расстройствами невротического спектра и психосоматическими заболеваниями, и в клиентском кресле очень много говорят о своей усталости, о необходимости всё контролировать и о том, что они «живут не своей жизнью». Часто страдают трудоголизмом, иногда становятся зависимыми от снотворных препаратов и медикаментов, а также психоактивных веществ (чтобы расслабиться). Часто выбирают себе в партнёры зависимых личностей.

2) ЖЕРТВЫ. Это люди-неудачники, которые переживают свою беспомощность, неспособность справляться с жизненными трудностями, сложности с концентрацией внимания и деятельностью, связанной с риском и принятием решений, у них слабо развит волевой компонент. Переживая невозможность что-то изменить в детстве, они не находят такой возможности и в своей взрослой жизни. Часто сами становятся зависимыми от психоактивных веществ и характеризуются девиантным или деликвентным поведением и промискуитетом.

Переживание безысходности, беспомощности, тотального одиночества, собственной ненужности детей, выросших в семьях пьющих родителей часто приводит к обесцениванию своей жизни и способствует увеличению вероятности суицида.

Также из опыта своей практики хочу отметить, что в семьях, в которых один или оба родители пьют, часто встречается инцестуозные связи. Последствия травмы инцеста могут оказаться крайне разрушительными для психики.

Длительное пребывание в психотравмирующей ситуации, ограниченная способность, а иногда и  невозможность переварить опыт способствует возникновению симптомов комплексного посттравматического расстройства у таких личностей.

Тяжесть последствий взросления в семье пьющих родителей зависит от степени заболевания, типа родителей – алкоголиков и индивидуальной восприимчивости ребёнка.

Я выделила несколько особенностей, перечень которых далеко не исчерпывающий.

1)    Одна из главных характеристик – это то, что они находятся в поиске ответа на вопрос – что же такое норма? Иными словами, они испытывают трудности в определении меры, и это проявляется во всех измерениях их бытия – биологическом, психологическом, социальном и духовном (мера своих возможностей, мера своей щедрости, мера попустительства себе и другим  так далее). Формируясь в атмосфере неопределённости, небезопасности и «двойных посланий», они вырастают крайне  нечувствительными к себе, им сложно ответить на вопросы: "что для меня возможно, а что нет», «как со мной можно, а как нельзя», им сложно определить приоритеты своих ценностей (отделить «главное» от «второстепенного», «своё от чужого», в том числе своей и чужой ответственности).

2)    У всех моих клиентов, у которых родители были алкоголиками, нарушено чувство безопасности, базового доверия к миру. Они росли в обстановке непредсказуемости, скрытого напряжения, беспокойства, психологического и физического насилия. В результате чего они испытывают трудности в проявлении себя в мире, в построении близких доверительных отношений, отличаются либо крайней степенью подозрительности, настороженности и контроля,  либо детской наивностью, отсутствием чувствительности к опасностям. Эти люди часто испытывают сложности с доверием, отношения строятся не из любви, а из страха отвержения или брошенности. Им свойственна предвосхищающая агрессия, провокационные манипуляции.

3)    Так же им присущи трудности в определении своей собственной ценности. Самооценка таких людей либо занижена, либо завышена, либо крайне неустойчива.

4)    Таким людям очень сложно дифференцировать свои чувства, эмоции и потребности. Они испытывают сложности в ответах на вопрос: «А чего же я хочу?».

5)    ВДА крайне сложно разрешать внутренние конфликты.

6)    Такие люди во взрослой жизни либо излишне лояльны, попустительствуют себе и другим, либо излишне требовательны и категоричны.

7)    В своих проявлениях выросшие дети алкоголиков либо крайне сдержаны (остановленная спонтанность) либо крайне импульсивны, испытывают сложности в управлении своими эмоциями и поведением.

8)     Взрослые дети алкоголиков часто врут из-за чувства страха и стыда, а также вследствие того, что сами росли в атмосфере, в которой ложь была нормой,  склонны к фантазированию, как защите от ужасающей и сложно переносимой реальности.

9)    Большие сложности у таких личностей возникают в поиске  ответов на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?» (проблема с идентичностью, часто диффузная идентичность).  От этого они крайне чувствительны к критике, постоянно ищут одобрения, похвалы, как подтверждения своей значимости. Самоутверждение своей ценности у таких людей часто происходит через заслуживание любви других либо через манипуляции на жалости к себе.

10)  Также они часто склонны к самооправданию своей безответственности безответственностью родителей, застревают в обиде на них и несправедливость мира, имеют много претензий к близким людям и миру в целом.

 

Таким образом, взросление в семье, столкнувшейся с проблемой алкогольной зависимости, часто сопряжено с развитием у ребенка специфических психологических особенностей, препятствующих успешной адаптации и социализации во взрослой жизни.

Одна отмеченная мною особенность взрослых людей, выросших в семьях зависимых от психоактивных веществ родителей – это переживание невозможности жить по-другому, в их картине мира отсутствуют другие варианты выборов, сценариев, своей роли,  они ощущают себя пленниками, заложниками сложившейся ситуации.

 По Э. Спинелли, Я-структура подвижна и может меняться в течение жизни, в результате каких-либо событий или в процессе терапии. Такие изменения происходят в результате рефлексии, или переосмысления своего опыта. Например, рассматривая совместно с терапевтом прошлый опыт, клиент может включить в рефлексию некоторые события из прошлого, которые ранее не были им приняты и осмыслены как принадлежащие его Я или характеризующие его. В результате этого человек может поставить под сомнение существующую Я-структуру как неполную или не отражающую реальность своей жизни, что приведёт к поиску и формированию обновлённой Я-структуры. В случаях, когда происходит значительное изменение Я-структуры, клиент может сказать, что чувствует себя совсем другим человеком, отличающимся от того, который был прежде. 

 

А.Е. Алексейчик определяет психическое здоровье как способность воспринимать и воспроизводить явления внутреннего и внешнего мира каждый раз по-новому. Перечисленные трудности, которые испытывают люди, выросшие в семьях алкоголиков свидетельствуют о значительном нарушении этого здоровья.

Как правило, такие люди обращаются за помощью в кризисные периоды своей жизни, когда как было, уже не устраивает, невозможно, а как по-новому – они не знают.

Как можно помочь таким людям?

В психологической помощи таким людям я опираюсь на ресурсный подход, сначала провожу инвентаризацию внешних и личностных ресурсов, в том числе и экзистенциальных.

Моей знакомой и коллегой, Еленой Юрьевной Рязанцевой, в 2012 году была написана диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук на тему: «Экзистенциальные ресурсы лиц, переживающих кризис». Анализ психологической, философской и духовной литературы позволил автору выделить пять ключевых экзистенциальных ресурсов личности:

1) данность свободы, выбора, ответственности или детерминизма, зависимости «ресурс свободы»;

2)  данность смысловой устремленности, ценностных ориентиров или бессмысленности, экзистенциального вакуума «ресурс смысла»;

3) данность чувства открытости бытию, принятия или отвержения, изоляции – «ресурс принятия»;

4) данность любви, человеческого милосердия или жестокости, бессердечия – «ресурс милосердия»;

 5) данность духовности и веры или нигилизма и деструкции «ресурс веры».

Экзистенциальная психотерапия исходит из понимания сущности человека не как заданной изначально, а как обретаемой в процессе индивидуального поиска собственной индивидуальной идентичности, способности быть в процессе самостановления.

Одна из задач работы  – показать клиенту эти ограничения, вернуть ему его субъектность и активность,  возможность и способность выбирать.

Субъективное ощущение дефицита свободы может быть связано с непониманием воздействующих на него сил, с ограниченностью или отсутствием ценностных ориентиров, ощущением низкой ценности себя и своей жизни, со слабыми опорами решимости.

Э. Фромм рассматривает свободу как акт самоосвобождения в процессе принятия решений на основе ясного осознания ситуации, этических аспектов, альтернатив и их последствий, своих возможностей и истинных мотивов. Считаю одним из основополагающих направлений в работе с ВДА помочь заменить обречённость своего жизненного сценария и играемой  роли обречённостью на свободу.

 В первую очередь, разделить ответственность, взяв только свою часть, присвоить ценность своей жизни и своего места в ней, пересмотреть и сформировать новую систему ценностных координат, увидеть потенциальные возможности реализации других выборов, индивидуальных проектов личности, исходя из присвоения своей свободы и обнаруженных новых смыслов, найти новые ответы на ключевые вызовы времени (по В. Франклу), такие, как:   вызов ответственности, вызов неопределённости, вызов сложности и вызов разнообразия, Открыть для себя возможность другого будущего, другой жизненной перспективы.

 Раскрытие ресурса принятия (как уважительного отношение к многообразию окружающего мира) и ресурса милосердия, как способности к состраданию и эмпатийному переживанию могут помочь в освобождении от обид на родителей и свою Судьбу, от разрушающих эмоций, способствовать формированию позиции открытости новому опыту, близким отношениям.

Ресурс доверия, как феномен взаимодействия человека с собой, миром и Другими – это, прежде всего,  шанс самому себе на другую жизнь.

Таким образом, с помощью экзистенциальных ресурсов клиент обретает возможность не только рассматривать, но и пересматривать свою картину мира, у него возникают новые переживания; он начинает чаще направлять свой взгляд в будущее; он задумывается над тем, как перенести опыт, полученный в терапии, в свою повседневную жизнь.

Также в процессе психотерапии таких клиентов я посвящаю немало времени изучению того, как изменения в клиенте могут повлиять на его жизнь и окружение. Зачастую этот этап становится испытанием для клиента, сталкивающегося с тем, что не все его открытия могут быть безболезненно перенесены в жизнь. И одной из своих задач на этом этапе помочь клиенту лучше понять его близких и помочь найти баланс между старыми ценностями и ценностями, открытыми в ходе терапии.

 

 

 






Об авторе статьи

`
Агапченко Инна Викторовна

Рейтинг психолога: 7 7

Агапченко Инна Викторовна

Психолог, семейный психотерапевт, экзистенциальный консультант, индивидуальное и семейное консультирование и психотерапия
Город: Одесса Стоимость приема: 3000 рублей
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍