Психологический навигатор
Коронавирус. Горячая линия психологов.
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Развитие чувства целого в терапевтическом фехтовании



Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами новым опытом терапевтической работы с использованием техник терапевтического фехтования. Речь идет о развития чувства целого. Что мы, при этом, мы подразумеваем под целым? Под целым понимакется целостная ситуацию, которая включает в себя субъекта, его контрагента (контрагентов) и все совокупные условия внешней и внутренней среды, иными словами все. Возникает вопрос, а способен ли человек чувствовать и осознавать все разом? Не ставим ли перед собой изначально невыполнимой задачи?

Очевидно, что человек не господь Бог, и все видеть и понимать не способен в принципе. Однако, наше глубокое убеждение заключается в том, что человеку дана от рождения возможность чувства целого, как определенного требования к себе, к своим действиям и поступкам. В разные периоды жизни человека это чувство переживает значительную трансформацию, то обостряясь, то притупляясь. Необходимость развития чувства целого обусловлена стремлением человека к реализации собственного потенциала, который при более глубоком рассмотрении становиться потенциалом не столько самого человека, сколько самого целого, неотъемлемой частью которого человек является. В этом смысле противопоставление человека и целого неправомерно.

Случаи неадекватной центрации на себе (эгоцентризм и эгоизм) или на другом (жертвенность) всегда оборачиваются болезненными ответами мира и приводят к психологическому дискомфорту. Человек начинает обвинять других, оставаясь на эгоцентрической позиции, либо себя, принимая позицию жертвы, и страдает, не находя гармонии с миром. Развитие способности чувствовать целое приводит к мощному терапевтическому эффекту. Вспомним российские корни слова терапия – исцеление. Что есть исцеление как не обретение целостности?

Корни нецелостности как экзистенциально ущербного болезненного состояния многообразны, и отчасти обусловлены самим ходом онтогенетического развития человека: от младенчества к отрочеству, от отрочества к зрелости, с сложными этапами сепарации и интеграции. Не малое влияние на процесс обретения (либо не обретения) человеком целостности оказывают и феномены культуры, влияние которых, увы, далеко не всегда позитивно. Речь идет, прежде всего, об антропоцентрических, скрывающихся за личиной гуманизма («человек – пуп земли») и гедонистических («Не дай себе засуохнуть», «Живи на все сто», «Для тех, кто любит себя» и т.п.) установках, транслируемых нам Западом.

В следствие вышеуказанных культурных феноменов сами терапевты часто центрируются (и застревают) на процессах сепарации, бесспорно важных, но также опасных как и симбиоз (с которым они борются) для дальнейшего целостного развития человека. В американской гуманистической терапии, в рамках все той же гедонистической тенденции акцентируется борьба с чувством вины за повышение самооценки. Подобного рода терапия, конечно же, не помогает, а на оборот осложняет движение человека в сторону целостности, соответственно усиливая его страдания.

В этой связи известный немецкий философ и психолог Карлфрид фон Дюркхайм говорил о двух видах видах терапии: большой и малой. Малая помогает человеку обрести свое Я и избавиться от комплексов, большая помогает ему обрести целостность с миром и осознать свое предназначение. Проблема заключается в том, что малая терапия, зачастую берется решать проблемы большой, и в этой ситуации ее методы оказываются совершенно неадекватны. Говоря о целях и методах большой терапии, Дюркхайм настаивал на необходимости развития так называемого «Органа бытия», что сближает его позицию с Мартином Хайдеггером, который говорил о «Зове бытия», о необходимости для человека слышать этот зов и адекватно на него отвечать. В этой связи вспоминается Авраамово (Библия): «Вот я, Господи».

Конечно, все эти «органы» и «зовы» могут показаться мистическими абстракциями, тем не менее, назначение их вполне конкретно – обрести целостность с миром, понять свое предназначение, действовать адекватно и аутентично. Проблема заключается в том, как все это развить. Одним из способов терапевтической работы, которая помогает продвинуться в этом направлении, является работа с деревянными японскими мечами боккен. Этот вид терапии был разработан Калфридом Дюркхаймом в 50-х годах прошлого века. Я практикую и пытаюсь развивать этот метод уже более 15 лет.

В чем суть метода. За основу берется несколько элементарных движений из Кендо, недавно я добавил туда еще несколько приемов из классического европейского фехтования. Ни каких способностей не требуется и никаких целей, в смысле боевых или спортивных не преследуется. Дело в том, что меч является очень хорошим инструментом моделирования отношения человека с человеком и человека с миром. Он усиливает и концентрирует работу в обоих плоскостях, как в диагностической, так и в формирующей. Работа становиться более интенсивной, а еще, в определенном смысле, и более честной. Меч не дает обмануть ни себя, ни партнера, не терапевта.

Работа с мечем многообразна и позволяет работать как в большой терапии, так и в малой, но в данной статье мне хотелось бы заострить внимание на методах работы большой терапии, а именно на развитии органа бытия или чувства целостности, если говорить проще и не так пафосно.

Работать можно индивидуально, в паре и в группе.

Индивидуально. Выполняется любое простое движение с мечем, например, прямой удар сверху вниз. При этом постепенно расширяется сфера чувствования. Сначала развивается целостное ощущение своего тела (в начале работы, человек центрируется, как правило,

на своих руках и траектории движении меча). Затем к ощущению своего тела добавляется ощущение и чувствование окружающего мира, - аудитории, если занятия проходят в зале, других людей, если они присутствуют, далее, - того, что находиться вне помещения: деревьев, воздуха, снега, машин, птиц и т.д. Расширение восприятия себя и окружающего мира становиться хорошей метафорой расширения сознания, в смысле большей открытости к феноменам жизни. Более верно было бы даже говорить не о метафоре, а о модусе. Расширяя сознание и восприятие в модусе работы с мечем, человек расширяет восприятие и сознание в целом, что не может не сказаться на его отношениям с миром в повседневной жизни. Важно при этом отметить, что восприятие себя и мира тренируется не в дихотомии, т.е. без противопоставления, а в качестве восприятия единого целого.

Работа в паре. Работая в паре, партнеры учатся соразмерности. Соразмерности как соответствию своих движений состоянию партнера и его намерениям. Работа в паре может носить контактный и бесконтактный характер. Быть заданной, в смысле отработки конкретного движения или фехтовальной фразы, или же это может быть свободный спарринг, поединок. Работая в паре под руководством терапевта, участники процесса постепенно отходят от стремления обязательно победить или переиграть (центрация на себе), так же как и от установки работы на другого исключительно (жертвенность). Постепенно шаг за шагом они движуться к процессу беседы, со-беседованию, в котором их действия и движения соразмерны друг другу и процессу в целом. Научению соразмерности способствует и смена партнеров.

Работа в группе. Работа в группе позволяет подключить к процессу групповую динамику, групповую рефлексию, и групповую обратную связь, что делает процесс более интенсивным и продуктивным. Наблюдая за действием спарингующихся, другие участники высказывают свое мнение, сложилось ли на их взгляд в данном спарринге взаимодействие или нет, каким оно было, чего не хватило, чтобы оно состоялось. На общем обсуждении, в процессе шеринга, включаются синергетические эффекты, в результате чего вся группа и отдельные ее члены учатся быстрее и интенсивнее.

Таким образом, в развитии чувства целого методы терапевтического фехтования могут послужить мощным терапевтическим инструментом. Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересовавшихся этим методом.

Источник: Персональный сайт В.Летуновского






Об авторе статьи

`
Летуновский Вячеслав Владимирович

Рейтинг психолога: 6 6

Летуновский Вячеслав Владимирович

Экзистенциальный терапевт, работаю со взрослыми индивидуально и в группе
Город: Москва Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Вопросы психологии
  •   Депрессия
  •   Дети


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель...
Психолог Мельник Инна Викторовна
Консультация по Skype

Мельник Инна

Практикующий психолог психоаналитической...
Психолог Самратов Рустем Асылканович

Самратов Рустем

Сертифицированный психолог, работаю...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Харламов Алексей Сергеевич
Консультация по Skype

Харламов Алексей

Сертифицированный логотерапевт и...




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍