articles Семь шагов к Инклюзивной школе
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Семь шагов к Инклюзивной школе



Одной из особенностей столичного образования является его открытость. Под открытостью мы понимаем готовность к инновациям, гибкость, прозрачность политики, доступность для всех категорий граждан. Именно доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особыми образовательными потребностями и вызывает в последнее время самое большое количество вопросов. Многие думают, что с приходом такого ребенка в школу и начинается процесс инклюзии. Но на практике это далеко не так. Ведь для того чтобы школа стала по-настоящему инклюзивной требуется огромная и слаженная работа всего педагогического и управленческого коллектива школы. Обязательны и необходимы определенные шаги, которые приблизят образовательную организацию к такому гордому званию – «инклюзивная школа».

Итак, какие шаги необходимо предпринять Школе, чтобы она стала по-настоящему комфортной для всех?

-    Инклюзия начинается со входа в школу. И речь не только о пандусах и специальной разметке для слабовидящих. То, как ребят приветствует охранник, как с детьми взаимодействует технический персонал, работники столовой – уже определяет атмосферу в школе. В некоторых случаях, когда дети вынуждены пользоваться альтернативной коммуникацией (например, карточками), важно, чтобы они могли обратиться к любому взрослому и получить помощь. И часто это имеет большее значение для их успешной адаптации, чем даже знание математики или русского языка. Поэтому, важно подготовить ВСЕХ взрослых к встрече с «особым» ребенком.

 

-    Учителя не могут автоматически научиться работать с любыми категориями детей. В большинстве случаев, отсутствие необходимых компетенций не просто приведет к неэффективности педагогической работы, а нанесет вред. К примеру, чрезмерные требования к письменным работам обучающихся с тяжелыми нарушениями речи могут привести к стойкой учебной неуспешности и, как следствие, дезадаптации. Чтобы адекватно учить и оценивать такого ученика, учителю необходимо знать основы логопедии. То же касается любых других категорий обучающихся.  Здесь на помощь придут практикоориентированные курсы повышения квалификации. Поэтому администрация должна позаботиться о формировании у педагогов новых психолого-педагогических компетенций. И сделать это желательно до того, ка такой ребенок придет в школу.  

 

-    Специалисты психолого-педагогической службы также могут не иметь опыта работы с определенными категориями детей. К примеру, педагог-психолог, успешно помогающий детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, может оказаться неэффективным в работе с ребенком с когнитивными нарушениями. Здесь важна постоянная готовность учиться новому и умение работать в команде специалистов, ведь результаты ребенка – дело командное.  

 

-   Создание инклюзивной среды предполагает работу не только с «особыми» детьми, но и с их нормотипичными сверстниками. Для ребенка принятие в детский коллектив – основа успешной социальной адаптации. Полезными могут быть совместные мероприятия, «уроки доброты», классные часы, подготовленные учителями и специалистами. 

 

 

-   Данный пункт отчасти связан с предыдущим. Когда мы говорим о младших школьниках, необходимо учитывать, что их мнение во многом формируется значимыми взрослыми. Соответственно, если родители переживают по поводу того, что с их детьми в параллели учится мальчик или девочка с особенностями развития, очень вероятно, что тревога и даже страх передадутся детям. И наоборот, если мама и папа донесли до ребенка, что ценность человека не зависит от его особенностей, увеличивается вероятность, что все дети в классе будут в хороших дружеских отношениях. Здесь важен открытый диалог Школы и родителей.

 

-    Администрация любой образовательной организации должна разделять философию инклюзии и понимать, что создание специальных условий требует очень кропотливой работы именно на административном уровне: подготовки локальной нормативно-правовой и методической базы, часто принятия важных кадровых решений, например, укрупнения или оптимизации психолого-педагогической службы, пересмотра форм организации образовательного процесса для выстраивания образовательной траектории каждого обучающегося с особыми образовательными потребностями.

 

-    И одно из важнейших условий инклюзии – командная работа всего школьного коллектива. Создание специальных условий получения образования – это задача, решение которой не может возлагаться лишь на одного или нескольких специалистов. Это ответственность, разделенная на всех.

Егупова Ольга,

Гоман Александра

эксперты Ассоциации инклюзивных школ

 

https://gppc.ru/







Добавить новый Комментарий


Психолог Богомолова Наталья Васильевна

Богомолова Наталья

Специальность: Психологическое консультирование в социальной сфере
Психолог Бабич Дарья Николаевна

Бабич Дарья

Психолог-консультант, семейный психолог. Работаю также с подростками от 10 лет. Кризисное...
Психолог Гаврилова Евгения Валерьевна

Гаврилова Евгения

Дипломированный психолог-сексолог, семейный психолог работаю индивидуально и с парами
Психолог Ильинская Элоиза Игоревна

Ильинская Элоиза

Сертифицированный КПТ психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Зайцева Юлия Борисовна

Зайцева Юлия

Клинический психолог, семейный системный психотерапевт, гипнолог
Психолог Чернявский Александр Александрович

Чернявский Александр

Получить консультацию Практикующий психолог, сертифицированный гештальт-терапевт....




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍