articles Синдром «детей 90х». Ключевые особенности и подходы к терапии
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Синдром «детей 90х». Ключевые особенности и подходы к терапии



В каждый исторический период на передний план в психотерапии выходит та или иная актуальная проблема.

Так, в конце XIX века «болезнью века» считался истерический невроз, возникающий, как тогда считалось, вследствие подавления врожденных сексуальных влечений со стороны культурных и (или) религиозных установок. Для первой половины XX века актуальной стала тема психотизации масс: ускоренное заражение населения радикальными сверхидеями и их коллективистское культивирование, что, конечно же, приводило к индивидуальному травмированию личности.

К концу XX века на передний план вышла парадигма индивидуалистического потребления материальных и культурных благ, идеология самосовершенствования и развития и, как следствие, манифестация патологий нарциссического спектра.

        Нарциссическая травма укореняется в детстве: когда ребенок не имеет возможности получать родительскую любовь безусловно таким, как он есть, когда ему приходится отказываться от себя настоящего и выстраивать искусственное «Я» для того, чтобы удовлетворять выдвигаемым условиям для любви и принятия.

        Общеизвестно, что личность формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой. Именно влияние внешней среды, накладываясь на врожденные свойства нервной системы организма человека, формирует его характерологический облик. В ходе такого формирования неминуема травматизация, всегда индивидуальная и уникальная для каждого человека.

        Важно учитывать, что речь не идет о психопатологии как таковой, а о индивидуальных и коллективных факторах, влияющих на формирование личности человека.

        Какая же травма присуща для нынешнего времени? Здесь стоит рассматривать не только исторический период, но и этнокультурные и этноконфессиональные особенности территории, на которой проживает человек.

         Если для жителей США и Западной Европы, детство которого пришлось на конец 80х - 90е годы XX века, характерна нарциссическая травма по принципу «будь лучшим и всесторонне развитым, всё остальное, что происходит в тебе - не важно», то для их сверстников-россиян всё выглядит несколько иначе.

         Перечислим некоторые факторы, которые влияли на формирование личности в отношении населения России, детство которых пришлось на конец 80х - 90е годы XX века.

         Первый фактор - изменчивость социально-экономических процессов
в обществе в период 1985 - 2000 годов, что стало стрессогенным обстоятельством для родителей рассматриваемой категории граждан, поскольку создавало атмосферу неопределенности завтрашнего дня и вынуждало мобилизовать все имеющиеся ресурсы и резервы в целях выживания (по принципу «всё можно использовать, чтобы выжить», «всё должно приносить пользу»).

         Адаптация родителей к стрессогенным обстоятельствам осуществлялась в различных формах, не исключая патологических. В частности, широкое распространение тогда получили зависимости: алкоголизм, наркомания, игромания.

         Зависимости родителей провоцировали неблагоприятную обстановку
в семье: скандалы, бытовое насилие. Дети в такой обстановке оказываются лишенными базовой потребности - в безопасности. То есть первой и самой важной потребностью, которая фрустрировалась, у таких детей была потребность в безопасности.

         К чему приводит отсутствие ощущения безопасности и предсказуемости среды для формирующейся личности? Конечно же, к настройке нервной системы таким образом, чтобы максимально охватить и предотвратить возникающие опасности, негативные воздействия. То есть в условиях отсутствия безопасности и предсказуемости среды нервная система «научается» остро реагировать на любые, даже самые минимальные стимулы. Повышается ее чувствительность.

         Забегая вперед: чувствительность нервной системы заключает в себе, помимо функции достижения безопасности и выживания, и инструмент развития. Чем более чувствительна личность, тем более у нее возможностей для развития. Но за это приходится расплачиваться меньшей стрессоустойчивостью и более низким болевым порогом.

         Еще одним фактором формирования личности рассматриваемой категории населения, который вытекает из первого, являются транслируемые родительские установки «на выживание». Они могут выглядеть следующим образом:

          «всё должно приносить пользу, в том числе и ты»;

          «мы кормим, обуваем и одеваем тебя, чтобы в будущем ты позаботился (позаботилась) о нас»;

          «мы тебя обеспечиваем, и этого достаточно (=обеспечивать - достаточно)»;

          «неважно, что ты чувствуешь и что хочешь, важно, чтобы ты приносил (приносила) пользу окружению»;

          «будь полезен, эффективен, рационален, и у тебя всё будет хорошо»;

          «эмоции и чувства - слабость, они невыгодны, их на хлеб не намажешь, в карман не положишь», а ещё по ним могут ударить, как по слабому месту, и нанести тебе вред».

          Что в итоге чувствует ребенок в такой среде и с такими родительскими установками:

          чувства и эмоции неполезны и не имеют значения;

          чтобы тебя любили, ты должен быть полезен своими действиями;

          чтобы выжить, ты должен максимально предотвратить наступления негативных последствий (стратегия перестраховки и избегания риска);

          эмоциональная близость не имеет смысла, потому что ее «не намажешь на хлеб», «не положишь в карман», а еще она опасна, потому что это «слабое место»;

          испытывать чувства опасно, потому что тебя могут использовать в своих корыстных целях.

          В итоге, можно говорить о коллективной психологической травме рассматриваемого поколения россиян, которая проявляется в следующем:

  внешний успех и достижения превалируют на эмоционально-чувственной стороной жизни;

          примат «зарабатывания денег» над построением личных отношений;

          стремление максимально обезопасить свое личное пространство, сознательный выбор одиночества или отношений по «гостевому» типу;

          блокировка эмоционально-чувственной сферы как неполезной и потенциально опасной, стремление проявлять преимущественно полезные и одобряемые в социальном плане виды активностей (актуальные на сегодняшний день репрезентации «friendly», экологичность, ЗОЖ, иное);

          постоянные и близкие отношения воспринимаются как угроза безопасности, угроза быть использованным;

          страх быть использованным обусловлен тем, что ребенок не получал отдачи от своей эмоциональной включенности в отношениях со значимыми взрослыми.

          Как правило, люди с такими проблемами обращаются в психотерапию по вопросам утраты смысла, ощущения эмоциональной пустоты («чего-то не хватает»), одиночества и чувства непонимания окружающими. И всё это при внешней успешности, обеспеченности, эффективности и, казалось бы, полной реализованности.

          В психотерапии рассматриваемого синдрома можно выделить следующие подходы к психологическому консультированию и психокоррекции.

          1. Терапия должна фокусироваться на эмоционально-чувственной части психики.

          2. Базовая стратегия - в установлении безопасного доступа человека к своим эмоциям и чувствам, нормализации наличия таких чувств и эмоций и их проживания.

          3. Признание ценности человека как такового безотносительно наличия (отсутствия) достижений и выполнения (невыполнения) им каких-либо функций.

       4. Self-центрирование. Ориентирование человека на свои потребности и желания, на нормальности их удовлетворения здоровыми путём и средствами.

Как это работает: осознание человеком своей ценности безотносительно наличия (отсутствия) достижений и выполнения (невыполнения) им функций открывает возможность для постановки человека в центр своей жизни (self-центрирование), что позволяет человеку признать право на удовлетворение своих желаний, потребностей и достижений своих жизненных целей. 

 

 






Об авторе статьи

`
Мустафин Руслан

Рейтинг психолога: 7 7

Мустафин Руслан

Гуманистический психолог. Клиент-центрированный подход.
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Сновидения


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Хлебникова Алена

Хлебникова Алена

интегративный подход
Психолог Нечаева Лидия Анатольевна

Нечаева Лидия

Психолог-консультант по вопросам семейной и личной терапии, игропрактик,...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гивис Юлия Эдуардовна

Гивис Юлия

Работаю в интегративном подходе, с женщинами и мужчинами 20+. Структурирую и упрощаю...
Психолог Коваленко Александра Ивановна

Коваленко Александра

Клинический психолог
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Дряхлова Екатерина Викторовна

Дряхлова Екатерина

Психолог, специалист по рпп. Работаю онлайн и очно в г. Казань
Психолог Кокорева Анастасия Андреевна
Консультация по Skype

Кокорева Анастасия

Дипломированный психолог-консультант, работаю в когнитивно-поведенческом подходе онлайн




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍