articles
Отчаянно решившись изменить свою жизнь, мы также отчаянно боимся предстоящих изменений. Изо всех сил мы пытаемся удержаться от необходимости сталкиваться с тем, что для нас желанно, но непредсказуемо и неизвестно. Страх овладевает нами, когда мы думаем о том, что наша жизнь останется прежней, но и когда мы думаем, что необходимо совершать шаги в направлении изменений. Но наш страх – наш же союзник. Он честно подсказывает нам, сколько сил и мужества потребуется для изменений, он говорит нам о том, что изменения коснутся не только нас, но и всего, что нас окружает, наконец, он дает нам время для принятия решений - оставить все, как есть, или измениться, изменив все вокруг.
На консультацию пришла женщина лет сорока. Назовем ее Мария. Муж дети, хорошая работа, хороший доход. Проблема – ничего не радует. Объективно все хорошо, все живы-здоровы и, кажется, довольны. Вот только жить не хочется. Нет, она не собирается ничего с собой делать. Все-таки муж и дети, родители будут переживать. Но слишком тяжело стало жить без радости.
Анализируя проблему Марии, мы понимаем, что ее желания практически полностью блокированы. И даже сама мысль, что у нее есть желания, а тем более, что эти желания могут быть проявлены, оказывается для нее невозможной.
Делать все правильно, соответствовать, быть удобной – вот чем руководствовалась Мария всю свою жизнь. Установка на удобство позволяла ей избегать конфликтов и столкновений, необходимости отстаивать свою позицию. Даже когда опасность конфронтации явно отсутствовала, она все-равно соблюдала правила удобства.
Мы не будем анализировать, каковы причины возникновения подобной установки. Лишь кратко скажем, что сложилась она под влиянием родителей, которым было удобно с удобным ребенком, и совсем неудобно с ребенком желающим.
Итак, с чем столкнулась Мария? С накопившейся неудовлетворенностью своей жизнью из-за невозможности понимать свои желания и следовать им.
И уже следующий шаг в направлении осознания Марией своих желаний сопровождается не только, и даже не столько, чувством радости, сколько большой тревогой и страхом. Возможность понять и признать свои желания, а тем более, следовать им входит в противоречие с хорошо усвоенной установкой – быть удобной. Более того, эта установка является частью всего, что окружает Марию, задает устойчивый стиль отношений с самыми разными людьми. Мы еще только приближаемся к поиску желаний, когда Мария уже чувствует, что уклад ее жизни оказывается под угрозой. Безрадостный, но хорошо знакомый уклад, который кажется таким ясным, стабильным, определенным.
В этом и в большинстве подобный случаев человек чувствует себя в положении Одиссея, находящегося между Сциллой и Харибдой. С одной стороны – страх не решиться на изменения, с другой – страх решиться на них. Попадая в плен этих страхов, человек будто замирает в точке между двумя альтернативами. Он отчаянно хочет, чтобы кто-то сделал выбор за него, подсказал верный путь, а лучше - гарантировал положительные последствия от принятия решения. Но никто не может стать для человека гарантом счастливой жизни. И терапевт не гарантирует клиенту, что его решения окажутся абсолютно верными.
Обратиться к страху – шаг трудный, но необходимый. Для нас привычнее избегать того, что нас пугает, реже – бороться со страхом. Иная установка – принятие страха, что означает попытку его понять, расшифровать его послание, увидеть его смысл, придать ему большую конкретику. В нашем примере страх проявления Марией своих желаний возникает как реакция на ожидаемое от других отвержение, отвержение иррациональное и генерализованное. Мария считает, что нет ни одного человека из ее окружения, который был бы готов принять ее желания без осуждения. Да и сама Мария осуждает себя за желания.
Придать страху конкретные формы, связать его с конкретными обстоятельствами жизни, понять его значение в настоящий момент – первый фокус исследования, который показывает, от чего бежит человек, с чем не желает встречаться.
Второе направление – исследование смысла настоящей жизни и смысла изменений. Ради чего человек живет так как живет, и ради чего он хочет измениться? Что получает человек, проживая свою жизнь в настоящий момент, что получит от желаемых изменений? Таким образом, второе направление исследования – к чему стремится человек, какой образ желаемых изменений может задать необходимую силу преобразований.
Подобное исследование готовит почву для совершения осознанного конкретизированного и реалистичного выбора.
В нашем случае смысл изменений для Марии оказывается в обнаружении себя в своих желаниях. «Я не знаю себя. Я не понимаю, чего хочу», - говорит Мария. Понимание и принятие Марией своих желаний – огромный прогресс, результат трудной работы с тем, от чего бежит Мария (от отвержения других и самоотвержения) и к чему стремится (к принятию своих желаний). И в своем новом понимании мы встречаемся с измененной Марией, преобразования которой неизбежно влияют на все, что происходит вокруг, на отношения Марии с другими людьми.
Следующий шаг Марии – открытое проявление и следование своим желаниям. Но такой выбор в данный момент Мария не готова совершить, считая его слишком радикальным и угрожающим ее семейной системе. Осознанный выбор Марии - поддерживать сложившуюся систему отношений в своей семье - неизбежно ограничит Марию в реализации своих желаний. Но мы не можем считать вторую альтернативу негодной или неподходящей, если человек, осознанно принимая последствия свободы выражения своих желаний, решается на их ограничение.
Можно подумать, что, выбирая вторую альтернативу, клиент возвращается в точку, из которой пришел. Но это вовсе не так. Сама возможность осознанно выбрать тот способ жить, который в данный момент является посильным, реалистичным, можно считать радикальным поворотом человека в направлении авторства своей жизни. И, как автор, он может принять решение в дальнейшем изменить сюжет своей истории.
Итак, желая изменить свою жизнь, каждый человек боится ее изменить. Но страх остаться прежним и страх изменений требуют не бегства и борьбы, а особого внимания. Внимание это касается всех аспектов жизни человека. В этом исследовании особое значение приобретает представление о смысле изменений – для чего они необходимы. Нам важно ясно увидеть, как складывается наша жизнь, когда мы бежим, гонимые страхом, и какие возможны последствия в процессе наших изменений. Большое значение в этой работе имеет принятие неопределенности жизни – значительно более содержательной, непредсказуемой, разнообразной, по сравнению с нашими представлениями. Жизни, дающей много поводов для тревог, но и много возможностей для радости.