articles Сложное посттравматическое стрессовое расстройство и травма развития
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Сложное посттравматическое стрессовое расстройство и травма развития



У некоторых людей психотравмирующее событие носило хронический характер, в таких случаях его последствия более выражены чем при простом ПТСР. В этих случаях говорят о травме развития, множественной травматизации и сложном ПТСР.  Дополнительными симптомами сложного ПТСР, являются:

- нарушение регуляции эмоций (выраженная дисфория, нарушение контроля гнева, самоповреждающие акты, как способ эмоциональной саморегуляции),

-нарушение сознания (продолжительные  состояния дереализации/деперсонализации),

- сложности самопринятия и самовосприятия  (беспомощность, идентичность жертвы, интенсивный стыд, ощущение собственной ущербности и т.п.),

- выраженные нарушения в сфере социальных отношений (социальная изоляция, выраженное недоверие людям), - нарушение в системе ценностей и другие симптомы   Находясь под воздействием хронической травматизации, у ребенка формируется ощущение перманентной опасности, что переводит его мозг в состояние постоянного ожидания опасности.

В случаях травмы развития источником угрозы для ребенка являются люди, которые должны удовлетворять эмоциональные и биологические потребности, обеспечивать безопасность. Таким образом, естественный источник безопасности (близкие люди) становится одновременно источником опасности, что ведет к формированию дезорганизованного типа привязанности. Психика ребенка дезорганизуется между полярностями: «я ненавижу тебя / я хочу твоей любви », «приди ко мне / уйди от меня » и др. Эти полярности не могут целостно интегрироваться в психике ребенка. Психобиологические системы его мозга дезорганизуются, диссоциируются, в психике начинают сосуществовать отдельные «части» его опыта: часть, которая избегает отношений, и часть, которая к ним стремится, часть, испытывающая  ярость, и часть, которая переживает страх, часть, которая знает о пережитой травме, и часть, которая ничего не помнит и т. п.  

Повторяющийся, характер травматических событий приводит к формированию у ребенка ожидания нападения, соответственно его тело находится постоянно «мобилизованом» состоянии, повышается  концентрация гормонов стресса, что приводит к нейрогормональным нарушениям, происходит угнетение функций иммунной системы, развиваются психосоматические заболеваний. Ожидания нападения ведет к тотальному недоверию, другие люди воспринимаются  как источники опасности. Ребенок приписывает другим людям негативные мотивы, ожидает от них агрессивных  действий, ему сложно поверить, что намерения других людей и их отношение могут быть другими. Дезорганизация психической жизни приводит к нарушениям способности планировать  деятельность, управлять вниманием, осуществлять саморегуляцию, формировать устойчивое самоотношение, контролировать импульсы и т.п. Отделы мозга, отвечающие за реакции бегства/нападения постоянно активированы, что делает реакции ребенка на стимулы внешнего мира не адекватными реальной ситуации (страх, агрессия, бегство, изоляция и т.д.). Ребенок может увидеть опасность в любой нейтральной или даже дружелюбной ситуации.  

В некоторых случаях, когда насилия было слишком много и в отсутствии позитивного опыта, хороших отношений с другими людьми, ребенок усваивает, что в этом мире, кроме насилия, унижения, пренебрежения больше ничего нет. Ребенок может идентифицироваться с агрессорами и пополнить ряды «палачей», или же принять роль жертвы, которая безропотно все сносит и не помышляет о том, что жизнь может содержать в себе что-либо хорошее. В случаях  сексуального характера психотравмы искажение того, что является нормой, переносится в сферу отношений интимного характера. Таким образом, ребенок переносит опыт сексуального насилия в новые отношения в роли жертвы или насильника.

Травма развития нарушает идентичность человека, его самооценку и личность, эмоциональную регуляцию, способность вступать в отношения и формировать близость. Во многих случаях это приводит к отсутствию смыслов и ценностей, постоянной растерянности и предпочтению обреченных на фиаско  жизненных выборов.






Об авторе статьи

`
Макаренко Амалия Алексеевна

Рейтинг психолога: 7 7

Макаренко Амалия Алексеевна

кандидат психологических наук, онлайн-консультант, клиент-центрированная психотерапия
Город: Харьков Стоимость приема: 2400 рублей
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Подгорный Артём Сергеевич
Консультация по Skype

Подгорный Артём

♻️ Современный “Клинический психолог”
Психолог Миловидова Александра Эдуардовна
Консультация по Skype

Миловидова Александра

Психолог, работаю в когнитивно-поведенческом подходе (CBT, АСT)
Психолог Тата Лисен

Тата Лисен

Психотерапия, Гештальт подход. Гештальт-коучинг. Консультирую онлайн.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍