Психологический
навигатор
Психологическая помощь
Вход для психологов | Регистрация


Выбрать психолога

Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Умное лето: развиваем речь



 

 Наступило долгожданное лето! У родителей закономерно возникает вопрос: чем заняться с ребенком, чтобы закрепить полученные с педагогом навыки и с началом сентября вернуться к учебным занятиям, не растеряв накопленный багаж знаний.

Не секрет, что залогом успеха в развитии множества навыков – в том числе речи – является регулярность и систематичность занятий. Поэтому особенно важно именно в летний период, период отдыха от основных занятий с педагогом, самостоятельно отрабатывать дома упражнения, нацеленные на увеличение словарного запаса, правильное произношение слов и выстраивание грамматических конструкций. Чтобы занятия не утомляли, нужно лишь грамотно их дозировать и выбирать игровую форму.

 

Расширяем словарный запас ребенка

  Если Ваш ребенок только начал осваивать слова (скорее всего имена существительные), то помогите ему сделать это. Подсказывайте названия новых предметов, рассматривайте картинки в книжках и вслух произносите их названия. Задавайте простые вопросы “Кто это?”, “Где котик (Катя, дом, няня и так далее)?” Помогайте на них отвечать. Предпочтение на этом этапе отдаем простым и коротким словам, а также простым, максимально конкретным предложениям.

Когда слов в запасе уже много, но все же недостаточно, то продолжаем обогащать словарь другими частями речи в формате простых игр.  Например, можно хвалить любимую игрушку, соревнуясь, кто больше слов для этого придумает (обогащаем словарь признаков). Можно устраивать шуточные соревнования между игрушками на предмет их “умений”(обогащаем словарь действий). Можно играть с игрушкой в прятки и озвучивать, где спряталась игрушка и откуда ее достали (обогащаем словарь предлогов). Очень интересна игра в загадки, когда нужно отгадать или найти предмет, о котором говорится. Отгадывать можно и по признакам, и по действиям, и по местоположению. Хороша также широко известная игра “Да-нет”, когда один из участников задает вопросы о задуманном или спрятанном предмете, а второй имеет право отвечать только “да” или “нет”.

 

Учимся грамматике

   Как правило, самые распространенные ошибки в речи детей возникают при употреблении предложно-падежных конструкций. Для тренировки грамотного использования этих конструкций можно использовать игру “Иностранец”. По сути, это восстановление деформированной фразы, где слова даны в своей начальной форме. Говорим ребенку: «К нам приехал слон (жираф, кукла - любая игрушка может сыграть эту роль). Он иностранец и по русски говорит еще не очень хорошо. Помоги мне его понять, переведи его слова”. И сообщаем, что сказал слон. А сказать он может, например: “Слон хотеть клубника”. Ребенок исправляет:"Слон хочет клубнику”.  “Мышка ловить кот” - “Мышку ловит кот”, и так далее. Эту игру можно усложнить, произнося слова в неправильной последовательности: “Мама чашка стол поставить на”.

Во всех играх на развитие грамматики следует особое внимание обращать на произнесение окончаний слов, выделяя их голосом и привлекая к ним внимание ребенка.

 

Учимся рассказывать

  В этом деле нам помогут не столько речевые игры, сколько упражнения, потому что умение рассказывать - это в первую очередь умение выстраивать последовательность. Попробуйте, например, делать что-то, следуя указаниям ребенка: строить домик из кубиков, рисовать, лепить, готовить салат - фантазия не ограничена. Условие: ребенок командир. Он говорит, с чего начать, как продолжить, видит, что получается в результате, замечает успехи и недостатки своих указаний, учится корректировать их, то есть использовать связную речь.

  Пробуйте вместе пересказывать знакомые сказки и небольшие рассказы. Очень хороши для этого произведения В.Сутеева. Они красочно и понятно проиллюстрированы автором, доступны и интересны по содержанию. Иллюстрации в них служат опорными картинками для пересказа.

  Еще одна игра хорошо развивает речевую память - “Волшебная цепочка”. Первый игрок произносит предложение из двух слов - основу. Далее игроки по очереди распространяют эту основу, добавляя к ней новые слова в произвольном месте. Важно не сбиться, правильно повторить то, что уже было сказано, добавив что-то своё. Например: “Идет дождь. Идет сильный дождь. Сегодня идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный дождь. Сегодня весь день идет сильный, холодный дождь. И так далее”. Проигравшим считается тот, кто пропустил какое-то слово или не нашел, что добавить.

 

Учимся “выговаривать”

  Здесь мы не обойдемся без физической подготовки мышц артикуляционного аппарата - безусловно, артикуляционную гимнастику в каникулярный период прекращать не стоит. Кроме этого следует продолжать автоматизацию уже поставленных звуков, разучивая, например, скороговорки и соревнуясь в скорости их проговаривания с родителями.

  Для того, чтобы ребенку легче было проговаривать сложные по структуре слова, следует развивать у него чувство ритма и умение запоминать последовательность слогов. Для этого можно повторять друг за другом хлопками различные ритмические рисунки, а также играть в игру “Запомни, повтори”. Правила игры: ребенок должен повторить за взрослым 3,4,5, или больше слогов или слов строго в заданной последовательности. Для повышения интереса к игре ребенку и взрослому стоит меняться ролями.

 

  Конечно это далеко не полный перечень возможных речевых игр и упражнений с ребенком, но при регулярном включении их в ваше общение результат не заставит себя ждать. Не прекращайте занятия летом: совместно проведённое время обязательно принесёт результат!

Учитель-логопед ТО Соколиная гора Морозова Е.Г.,

Учитель-логопед ТО Соколиная гора Савостянова Е.В.

 

 

 Городской психолого-педагогический центр

 

Департамента образования города Москвы

 

 

 







Добавить новый Комментарий


Психолог Романова Ирина Михайловна

Романова Ирина

Социология и психология
Психолог Коннова Екатерина Алексеевна

Коннова Екатерина

Психолог, экзистенциальный консультант
Психолог Кирпа Алексей Валерьевич

Кирпа Алексей

Практический психолог. Специалист по личному...
Психолог Мостовская Ирина Соломоновна

Мостовская Ирина

Юнгианский анализ. Казкатерапия....
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт,...
Психолог Флора Мартиросян Гагиковна

Флора Мартиросян

Клиническая психология
Психолог Бондарь Анна Юрьевна

Бондарь Анна

Психоаналитическая психотерапия,...




Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

Выберите ближайший к вам город


Москва
Санкт-Петербург
Аахен
Абакан
Абан
Авимор
Алма-Ата
Алматы
Алушта
Амстердам
Анапа
Анталия
Апшеронск
Армавир
Архангельск
Астана
Астрахань
Афины
Баку
Балаково
Балашиха
Балашов
Бангкок
Барановичи
Барнаул
Барселона
Белгород
Беломбр
Бердск
Бийск
Благовещенск
Благовещенск (Амурская обл.)
Борисоглебск
Братск
Брно
Брянск
Будапешт
Буденновск
Бургас
Буштына
Варна
Вена
Видное
Витебск
Владивосток
Владикавказ
Владимир
Волгоград
Волгодонск
Волжский
Вологда
Волчиха
Воронеж
Воскресенск
Воткинск
Георгиевск
Гомель
Горячий Ключ
Денвер
Джексонвилль
Динская
Дмитров
Днепропетровск
Долгопрудный
Домодедово
Донецк
Дорогобуж
Дрезден
Екатеринбург
Ессентуки
Железногорск
Железнодорожный
Житомир
Жуковский
Запорожье
Звенигородка
Зеленоград
Зимовники
Иваново
Иерусалим
Ижевск
Иркутск
Йошкар-Ола
Казань
Калач-на-Дону
Калининград
Калуга
Каменск-Уральский
Кандалакша
Кемерово
Керчь
Киев
Кинешма
Киров
Кировоград
Кишинев
Климовск
Ковров
Коломна
Комсомольск-на-Амуре
Королев
Костанай
Котка
Красноармейск
Красногорск
Краснодар
Красноярск
Кременчуг
Кривой Рог
Кузнецк
Курган
Курск
Лазаревское
Ленинск-Кузнецкий
Лесной
Лиман
Липецк
Лисичанск
Лиски
Лобня
Лондон
Луганск
Луцк
Львов
Люберцы
Магнитогорск
Манчестер
Марганец
Марокко
Марсель
Махачкала
Мегион
Мелитополь
Мензелинск
Миасс
Миллерово
Минеральные Воды
Минск
Минусинск
Могилев
Можайск
Москва
Мурманск
Мценск
Мытищи
Набережные Челны
Назарово
Нальчик
Нахабино
Находка
Не указано
Нефтеюганск
Нижневартовск
Нижнекамск
Нижний Новгород
Николаев
Ницца
Новокузнецк
Новороссийск
Новосибирск
Новоузенск
Новочеркасск
Новошахтинск
Ногинск
Нью-Йорк
Обнинск
Одесса
Одинцово
Омск
Орел
Оренбург
Орехово-Зуево
Павлоград
Париж
Пенза
Пермь
Петрозаводск
Подольск
Полоцк
Прага
Протвино
Псков
Пушкин
Пушкино
Пятигорск
Раменское
Ревда
Реутов
Рига
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Рязань
Салават
Сальск
Самара
Сан-Матео
Санкт-Петербург
Саранск
Саратов
Сватово
Севастополь
Северодвинск
Семипалатинск
Сергиев Посад
Серпухов
Симферополь
Смела
Смоленск
Солигорск
Сосновый Бор
Сочи
Ставрополь
Старый Оскол
Стерлитамак
Ступино
Сумы
Сыктывкар
Тамбов
Ташкент
Тбилиси
Тверь
Тель-Авив
Тимашевск
Тирасполь
Тихвин
Тихорецк
Тольятти
Томск
Торонто
Туапсе
Туймазы
Тула
Тюмень
Ужгород
Улан-Удэ
Ульяновск
Усолье-Сибирское
Уссурийск
Усть-Кут
Уфа
Ухта
Франкфурт-на-Майне
Фролово
Хабаровск
Хайфа
Харьков
Хельсинки
Херсон
Химки
Хмельницкий
Цюрих
Чара
Чебоксары
Челябинск
Череповец
Чита
Шахты
Шымкент
Щелково
Электросталь
Энгельс
Ялта
ЯНАО Правохеттинский
Ярославль
Ярцево
Ясиноватая