Цель - понять, что происходит с клиентом и найти выход.
Инструкция. Сядьте поудобнее, обратите внимание на свое дыхание… оно становится ровнее, глубже… вы чувствуете, как веки тяжелеют… глаза закрываются, а все тело расслабляется… Можно приступать к «рисованию» различных картин. Перед вами лес, тропинка ведет вглубь, по ней можно идти дальше и дальше… посмотрите какие там деревья, какое время года и время суток. Что это за тропа. Она началась где-то далеко, и вы шли по ней давно и долго? Внезапно тропа немного поворачивает и вы видите, что она перегорожена стеной. Какая это стена, из чего она? Что вы чувствуете при виде ее? Вы начинаете идти вдоль стены…где-то в ней есть ворота. Как далеко до них идти и какие они? Хочется ли в них войти, что находится за ними… Посмотрите внимательно на тот вид, который за ними и запомните его. Путешествие заканчивается, возвращайтесь назад.
После того как клиент возвращается из своего путешествия можно предложит ь ему нарисовать наиболее значимый фрагмент этого путешествия. С какими реальными жизненными обстоятельствами ассоциируется данный фрагмент? Как выглядят ворота кризиса и действительно ли так страшно в них заглянуть?
Примеры из практики (фрагмента диалогов приводятся с согласия клиентов).
Светлана, 34 года.
С. Я давно иду этой тропой. Тропинка узкая. Лес красивый, деревья высокие, было утро, часов 11, весна. Стена бетонная и очень высокая. Я почувствовала отчаяние. Слишком высокая стена, слишком крепкая. Я обрадовалась, когда услышала, что в ней есть ворота. Я начала бежать, искать ворота. Бежать оказалось не долго, они были очень близко. Тогда я увидела, что к этим воротам из леса шла широкая тропа. Я подумала: «В эти ворота входят те, кто шел этой дорогой». Я шла другой тропой, я даже не знала, что есть эта дорога. И теперь я стою перед этими воротами. Ворота красивые, кованные, через них виден сад, очень красивый, там зеленая аккуратно постриженная трава и также аккуратно постриженные кусты, дальше видны лавочки и фонтан. Там прекрасно. Мне кажется, что там даже воздух другой. Я держалась руками за ворота, уткнувшись лбом в их просвет и рассматривая эту красоту…. Сейчас я понимаю, что уже не смогу повернуть вспять обратно на ту тропу. Я очень хочу войти в те ворота. В ту жизнь за ними. Я не шла той широкой дорогой, которая ведет прямо к воротам и, возможно, «открывающая» их легким касанием, мне, возможно, придется приложить усилие, но обратной дороги нет.
Т: Закройте глаза. Представьте себя у тех ворот. Возможно, что-то претерпело изменений. Попробуйте открыть ворота. Как они открываются? Легко, тяжело? Получилось ли их открыть? Если да, то что за ними, что Вы делаете?
С: Они открылись очень легко. Неожиданно легко. Я попала на эту территорию, первое, что я подумала: «Я помну эту траву». Это меня испугало. Я знаю это чувство. Оно мне хорошо знакомо. Сделать что-то неуклюжее, неловкое, что-то испортить. Я всю жизнь себя ограничиваю той тропинкой. Широкая дорога была не меня. Я даже не имела претензий. Но я дошла до этих ворот. И мне предстоит пойти по этой траве, пусть она и помнется. Мне будет очень дискомфортно от того, что я мну траву, что я делаю как будто, что-то слишком. Но я пойду. Я тоже имею право.
Елена, 36 лет
Е: Тропинка узкая, вся усыпана иголками, старыми иголками. Сумерки, вечереет, лето. Птицы издают угрожающие звуки. Немного страшновато. Стена высокая и на ней написано: «Цой - жив». Запах мочи и фекалий. Отвратительно. Я искала ворота долго. Долго шла вдоль стены. Иногда на ней были приклеены объявления. Она очень страшная. Наконец я увидела ворота. Ворота очень красивые. На них весит замок. Сквозь них все видно. За ними город. Очень большой. В этом месте он начинается. Там ездят красивые автобусы. Еще там дерево. Очень большое. Под деревом сидят люди. В автобусах тоже люди. Меня никто не видит. Я наблюдаю за ними. И завидую им.
Т: Вы хотите попасть в этот город?
Е: Да, но на воротах замок.
Т: Что можно предпринять?
Е: Можно перелезть через ворота.
Т: Можете себе это представить? Можете закрыть глаза.
Е: Я перелезла. Но тут же, появились полицейские. Они попросили показать паспорт. А его у меня нет. Мне сказали уйти. Я упала на колени и стала просить не выгонять меня.
Николай 36 лет.
Н : Тропинка началась вот только что. Я шел очень быстро. Деревья как после пожар. Было утро, лето. Стена деревянная и хилая. Ворота оказались очень близко. Такие же деревянные. Я открыл их, но мне стало тревожно. Я вышел обратно. Тревога ушла, но мне в лесу не нравится.
Т: Что было за воротами?
Н: Это был Сингапур.
Т: В Сингапуре тревожно, в лесу не нравится.
Н: Да, в сожженном лесу не очень приятно. Я похожу еще немного у ворот.
Данная техника относится к классу активного воображения и позволяет клиенту увидеть, как свою текущую жизненную ситуацию, так и увидеть перспективы развития, оценить свои ресурсы, прочувствовать ограничивающие убеждения и степень их влияния на прохождение кризиса.