articles Статьи по психологии » 【Важные темы】
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Все мы родом из детства...



      В психотерапевтической работе, мы часто задаемся вопросом, где берет свое начало определенная психическая симптоматика человека.

      На протяжении многих лет, человечество в некоторой степени, осознавая страдания матерей, было не в состоянии понять чувства ребенка. Ведь еще совсем недавно психологическая наука не рассматривала вообще проблемы психической жизни плода и новорожденного, однако для женщины хоть раз выносившей ребенка, наличие у него психики было не оспоримым фактом, который был дан ей через ощущения, по крайней мере, на последних месяцах беременности. Впервые о травме рождения высказался Зигмунд Фрейд, а Отто Ранку принадлежит заслуга ее научного открытия и значения для формирования и функционирования психического аппарата человека.

      На формирование психики человека большое влияние имеет не только перинатальная травма и травма рождения, но и травматические для психики события, происходящие в последующие годы жизни, примерно до двенадцати лет, но до шести лет самая так сказать основа.

      К ранним травмам нужно отнести следующие периоды жизни ребенка:

- перинатальный период: когда есть угроза жизни плода (не желание рожать, по различным причинам; попытка аборта, угроза выкидыша и т. д.); негативные послания матери и ее ближайшего окружения; внутриутробное отвержение.

- период рождения: патологическое течение родов (сюда же кесарево сечение- ребенок не прошедший самостоятельно по родовым путям, в дальнейшей жизни будет надеяться на кого-то извне, кто-то придет и за него все сделает; если тащили, то вытащит; обезболивание, которое ведет к тому, что матка- словно мертвая, мать через матку, не говорит, что она здесь и ждет его, не помогает, ребенок чувствует одиночество), а так же негативные материнские эмоции по отношению к процессу родов и к ребенку.

- период первых лет жизни: отвержение базовых потребностей ребенка. Потребности в еде, тепле, заботе, любви, телесном и эмоциональном комфорте, не удовлетворяются, по каким-то причинам,  сюда же медицинские манипуляции.

      Чувства отвержения, одиночества, телесного и эмоционального холода, беспомощности, ненужности, обиды, злости и так далее, когда-то пережитые ребенком, даже находясь в вытесненном состоянии, составляют ядро представления человека о себе самом. Результаты исследований проведенные в различные годы, доказали непосредственное влияние травматического опыта в раннем периоде жизни ребенка, включая перинатальный период на формирование характера и его психопатологию.

      Взрослый человек боится высоты или паука, боится что-то потерять (предмет), страх, что с кем-то близким, случится что-то плохое. Когда начинаем разбираться, оказывается, что в основе лежит страх смерти, мама думала сделать аборт или при трудных родах была асфиксия, мама часто с раннего возраста оставляла, для маленького ребенка остаться без мамы, равно умереть.

      Человек испытывает потребность в близости, но не может в ней находиться, недоверие к другим людям, недоверие к чувствам (а ты меня любишь?), одиночество среди людей – оставили… мама, которая оставила и ушла, никогда не вернется, даже когда она вернется, остается понимание, что ей верить нельзя, та мама уже ушла…

      Этапы психологического рождения:

      1. Период нормального аутизма (с момента зачатия до трех-четырех недель рождения), на окружающий мир младенец не реагирует, за исключением удовлетворения потребностей. Если что пошло не так, в последующем одиночество и телесный дискомфорт, всегда что- то не так, человек даже не пытается в своей жизни что-то изменить самостоятельно.

      2. Выделение внешнего объекта (до 3-4 месяцев). Понимая, что кто есть, поворачивает туда голову. Ты есть, а я еще нет. Кто-то приходит и делает хорошо. Восприятие переходит в зону контакта. А если не приходит, или не делает хорошо? Например, мама холодная, дистантная, контакта как такового нет.

      3. Симбиотическая фаза (до 7-8 месяцев). Ты, тот, кто все мои потребности удовлетворяет. Формируется механизм плохо-хорошо. Если мне хорошо, когда мама пришла, то мир хороший, а если нет, то и мир плохой, отвергающий, пугающий. От тебя зависит мое удовольствие, или не удовольствие. Начало формирования телесных следов, телесной памяти. Для формирования нормальной привязанности, объект должен быть один и постоянный.

      4. Стадия дифференциации (от 6-9 месяцев до 1,5 лет). Возникновение ты- не Я. Осознавание себя, как отдельного себя. Дифференциация не происходит, если она не поддерживается мамой. Мама гиперопекаемая. Мама решает какую кашу будет есть ребенок, не зависимо от того хочет он или нет, ей виднее, что ему нужно. В этом случае, человек не мыслит себя как автономное существо. Мы с тобой одно, ты это я, человек не может во взрослом возрасте позаботиться о себе. Не знает, что он любит, а что нет. Часто можно услышать ,что человек любит, тоже что любит его мама, муж… Если Я не образовалось, амнизируется детство. Если нет - Я, то и ты как субъект отсутствуешь, я хочу, чтобы было так, как я хочу. Пока нет - Я, не доступно чувство благодарности. Я еще нет, а ты уже есть, формируется зависть.  У него что-то есть, а у меня нет, он может, а я нет… От 9 месяцев, страх, если он будет не такой, мама может полюбить другого мальчика (девочку). Формируется чувство вины, ощущения собственной плохости. Ребенок под мать подстраивается, чтобы она его не разлюбила. Для маленького ребенка потеря мамы, смерть, во взрослом возрасте женщина думает, что не проживет без мужчины.

      5. Фаза практики (1,5- 2 года). Мама на лавочке, а ребенок в песочнице, периодически он кричит или прибегает, чтобы проверить, что мама рядом. Если мама тревожная, она его парализует. Если мама прячется, то ребенок пугается и не отходит от нее. Во взрослом возрасте человек боится, что другой уйдет сразу, как только он отвернется. Если мама ведет себя спокойно, ребенок привыкает и играет на лавочке без постоянных проверок на месте ли она.

      6. Фаза присоединения (до трех лет). Ребенок прибежал к маме с жалобой на то, что другой ребенок ударил его лопаткой, а мама в ответ, я тебе говорила не отходи от меня, такой ребенок будет бояться мира, бояться за себя постоять, надо сидеть возле мамы (далее мужа или жены) тогда все будет хорошо.

      7. После трех лет сепарация. Я есть автономная база! Если до трех лет, мама говорит мы (например, мы поели), это нормально, если позже, то это уже ее травма дает о себе знать и конечно она не даст пройти сепарацию ребенку.

      Запросы, говорящие о ранней травме: живу словно не своей жизнью, ощущение «запертости», потеря ощущения Я, отсутствие контакта с телом (тело как придаток к голове), не возможность отсоединить свои переживания от переживаний другого, комплекс слияния, сепарационные конфликты, тревога потерять объект влияния, проблемы с границами и так далее.

      Не маловажную роль в процессе психического развития ребенка играет отец и другие близкие люди. Так как они не только влияют на эмоциональный фон матери ребенка, но дают ей поддержку и опору на себя, что очень важно для женщины, особенно в первые месяцы после рождения ребенка. К тому же они являются дополнительным источником получения удовольствия и опоры для ребенка.

      Недостаточно осознать раннюю боль, нужно еще и залечить старую рану.

 

      Всегда рада помочь в столь не простом процессе.






Об авторе статьи

`
Елена Владимировна Денисенко-Бравицкая

Рейтинг психолога: 6 6

Елена Владимировна Денисенко-Бравицкая

Педагог- психолог, клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт, арт- терапевт, НЛП-практик.
Город: Москва Стоимость приема: 5500 рублей
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс


Добавить новый Комментарий


Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍