blog
Автор: Тухарели Елена Константиновна Все записи психолога (3)
Просмотров 1554
«Он не умеет ни читать, ни плавать» - так говорили древние греки о не развитом человеке…Наш современный мир компьютерных технологий обязывает владеть гораздо большими умениями, в частности – умение «плавать» на просторах Интернета. Этот «информационный помощник» человека обладает возможностью формировать личностные качества, влиять на его социальное, психическое и культурно-ценностное развитие. А так как человек - существо социальное, то и в виртуальном мире он стремиться не только к поиску различной информации, но и к общению. И запуская Интернет, человек попадает в новый мир, новое жизненное пространство, в котором свои законы, «жители», а, следовательно – свои особенности коммуникативного процесса. Интернет обладает рядом возможностей, которые позволяют использовать его как инструмент для общения.
Каковы же основные особенности такого рода общения?
· Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности.
· Своеобразие протекания процессов восприятия личности вашего собеседника при отсутствии визуального контакта. Вы не можете читать информацию по его жестам, мимике, интонации голоса.
· Добровольность и желательность контактов.
· Затрудненность эмоционального окрашивания общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций (смайлы).
· Стремление к нетипичному, ненормативному поведению.
Исходя из данных особенностей Интернет - общения, можно выделить следующие возможные причины обращения к Интернету как инструменту общения: это может быть как недостаточное насыщение общением в реальных контактах, так и возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам блокируемым в реальной жизни. Участие в Интернет - коммуникации влияет и на реальную личность человека. Во-первых, Интернет благодаря существованию в нем множества различных сообществ (чатов, телеконференций и пр.), а также благодаря тому, что он сам по себе является социальной реальностью, предоставляет новые по сравнению с реальной жизнью возможности принадлежности к определенным социальным категориям. То есть используется для получения социальной поддержки за счет принадлежности к определенной социально группе. Во-вторых, такие особенности Интернет - коммуникации, как анонимность и ограниченная возможность восприятия собеседника, порождают уникальную возможность экспериментирования с самим собой, своими глубинными желаниями и фантазиями, создавая так называемую виртуальную личность. Как же может виртуальная игра в жизнь, самопрезентация пользователя в Сети быть связана с его реальной личностью? Cамопрезентация в Сети представляет собой осуществление желаний - силы и могущества, красоты, принадлежности, и т. п. Поэтому, с одной стороны, презентируя себя в Сети, человек может отражать желания, неудовлетворенные в реальной жизни. И его виртуальная жизнь становится прямым следствием реальных проблем личности. С другой стороны, виртуальная самопрезентация, помимо удовлетворения неосуществленных или неосуществимых по разным причинам в виртуальности желаний, может быть связана с техническими особенностями коммуникации в Интернете.
(Издана в сборнике международной заочной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы науки и образования», Тамбов 2013)