blog
Автор: Хуснуллина (Махортова) Гузель Хасановна Все записи психолога (11)
Просмотров 3777
Беременность, роды являются наиважнейшим этапом развития женственности. Зачатие, вынашивание, рождение нового человека то, что делает женщину женщиной. Это наша главная задача с начала мира и по сей день.
Часто ко мне обращаются молодые мамы, которых накрыла послеродовая депрессия . Если беременность ещё как то можно было соотнести с картинками в глянцевых журналах, роды и первый год жизни ухода за малышом далеки от идеальных представлений, которыми пичкает социум девочек чуть ли не с пелёнок. Для некоторых совершенно неожиданными являются чувства раздражения, усталости, апатии, иногда и гнева по отношению новорожденному. «Счастливая « мать начинает изводить себя чувствами вины и стыда.
Эмоции , испытываемые женщинами во время и после родов, могут быть полярно противоположными, и это не связано напрямую с физиологией родов. Вас может разносить как на американских горках от неземного блаженства от мысли о рождении ребёнка, так и от отвращения , глухого раздражения к себе неопрятной, с неприбранными волосами, пересохшими, потрескавшимися губами, абсолютно беспомощной перед таинством вхождения нового человека в мир, требующим стопроцентного смирения перед этой неизбежностью.
Роды – естественная инициация, заложенная в развитии женского начала. Процесс, из которого достижения цивилизации выхолостили естественность, в обмен на медицинскую безопасность и бытовой комфорт роженицы. Психологический аспект родов так же приглажен, причёсан, подогнан под идеальную картинку. А в жизни получается, как в анекдоте: « не путать экскурсию с иммиграцией».
Инициация – это всегда вызов, испытание внутренней готовности справиться с задачами определённого этапа развития. Беременность, роды – тотальное заземление для инфантильных, личностно незрелых женщин. Вспомним метаморфозы, произошедшие с Наташей Ростовой после замужества и рождения ребёнка. Незрелая психика проходит серьёзное испытание на прочность в столкновении с реальностью инстинкта продолжения рода и всего того, что с этим связано.
Можно уйти в страдание, даже ненависть по отношению к мужчинам вообще, и отцу ребёнка в частности. Самая распространённая мысль , озвучиваемая в родах: « Чтобы я ещё кому- нибудь дала!!!» .
Можно остаться в этих мыслях и чувствах, а можно принять своё естество и быть благодарной за великое счастье быть матерью.
С принятием приходит мудрость как внутренняя сила и энергия необходимая для поддержания и развития способности любить не только себя, мужчину, но и плод любви – ребёнка. Любовь к новорожденному не всегда является автоматическим продолжением зачатия, беременности и родов.
Время беременности и родов - время трансформации, в которой мы теряем и обретаем себя заново. Ошибочно полагать, что это одномоментный процесс, завершающийся с рождением ребёнка. С древних времён известно, что роженица восстанавливается и становится матерью во всех смыслах слова в течение шести недель. Если женщина не восстановилась и не почувствовала новое качество женственности спустя сорок дней после родов, то можно говорить, что инициации в полной мере не произошло.
Материнство тесно связано с чувством смирения, признанием материнского долга. Осознанное материнство предполагает готовность женщины отказаться от прежнего образа жизни в обмен на сомнительное удовольствие обслуживать потребности красного, сморщенного человечка. Многие молодые родители пребывают в эмоциональном шоке от перспектив добровольного «рабства».
Вызовы и трудности инициации родов как раз и заключаются в том, чтобы не только дать жизнь ещё одному человечку, но быть с ним рядом физически, психологически в первые годы, особенно первые месяцы жизни. Потому что без мамы младенцы обречены умереть. Так уж распорядилась матушка природа, что венец творенья в отличие от детёнышей животных, физически беспомощен, а потому тотально зависим от матери.
Смирение и служение тобой же сотворённому человечку на данном этапе развития женственности в идеале должно быть очищено от жертвенности. Женщина не должна ощущать себя жертвой мужчины, природы, инстинкта, рабыней ребёнка.
Об осознанном подходе к материнству и родам сейчас много пишут, в том числе и в глянцевых журналах. И это правильно. Но женщине, расщепленной, находящейся под влиянием негативных аспектов материнских и отцовских комплексов, бывает сложно понять, какую часть, психики обслуживает это самое осознание.
Роды, как менархе и дефлорация, являются колоссальной физической и психологической встряской для женщины, в процессе которых выделяется много энергии. Это большая нагрузка для незрелой женственности, испытание, являющееся катализатором для выхода бессознательных программ личного, родового, архетипического бессознательного.
Наше осознанное Я подвергается мощной атаке со стороны бессознательного. Я может не выдержать этого прессинга деструктивного хаотичного, стихийного, столь сильно энергетически заряженного. Для того, чтобы избежать негативных эмоций и послеродовой депрессии, необходимо понимать, что роды – инициация, к которой женщина начинает готовиться с самого рождения, а может быть и раньше.
В матрице родового бессознательного уже заложена информация о том, как рожали женщина рода. Качество родов во многом определяется тем, как рожала девочку её мама. Эмоционально-чувственная ткань родов ткётся из всего того, что помнит тело и душа женщины.
Роды создаются из того, как в детстве мама и папа относились к дочери. Роды творятся из бабушкиного тепла и запаха дома, из первого (и всех последующих) сексуального опыта, из наполненности или опустошённости женского естества, из любви и боли, из радости и печали.
Роды - это часть и продолжение жизни на новом витке развития женственности.
Инициация длится до шести недель, или сорока дней. Наши предки понимали и по достоинству оценивали важность физического и духовного восстановления женщины в этот период. Это время , в которое заживает плацентарная площадка — место прикрепления плода. А до этого организм женщины — почти открытая рана. Понятно, что этот период должен пройти без исполнения супружеских обязанностей во имя здоровья женщины. А уж после шести недель, женщина брала в церкви очистительную молитву, и все запреты с нее снимались. Она полностью восстановилась. Оканчивалось опасное для здоровья время и период нечистоты. С этого дня можно было вести привычную жизнь, только в другом качестве — матери.
В славянской традиции существовал очистительный обряд «шесть бань» сразу после родов. Роженицы очищались от родовой крови , пота, в этой баньке « выправлялся живот», сводились родовые пигментные пятна. Как во время родов, так и после женщину сопровождала бабка – повитуха. После родов и шести бань начинался шестинедельный послеродовый период – отродки в славянской традиции. Бабки туго-натуго перевивали роженицу правки и перекладывали ее в специально отгороженный угол на постель.
О здоровье женщины после родов заботились гораздо больше, чем в период ее беременности. Во многих странах по сей день сохранилось поверье, что болезнь, возникшая сразу после родов, не проходит всю жизнь, только трансформируется в разные формы. Именно поэтому работе бабки в период отродок придавалось самое большое значение. В народе говорили: «Не бойся родов, а бойся отродок». В Польше этот период называли «полог», а женщину — «положница», в Болгарии «кутница», в Италии — «пайола», во Франции — «релевэй» и т.д. Все произошло от слова, которым называли покрывало, занавешивающее угол с роженицей и ребенком в послеродовой период.
Эти шесть недель сейчас выпадают из поля зрения медицины. Тысячелетиями это был главный период, а теперь в это время женщины предоставлены сами себе. Значит, женщина должна взять ответственность за изменения и благополучный исход этого важного периода. Можно обратиться к специалистам психологам, гинекологам, бабушкам - повитухам, свекрови, матери, тётушкам.
В официальных религиях женщина в это время негласно считается нечистой, ей нельзя молиться, брать в руки икону, входить в мечеть, в церковь.
Имелись так же ограничения бытового плана. Эти запреты существовали не только потому, что она несла в себе нечисть, опасную для других, но и потому, что легко сама могла быть подвержена опасности. Поэтому ее никогда не оставляли одну. С ней находились или старшие женщины, или повитуха, они же выполняли за нее работу, которую «кутнице» делать не позволялось. Во многих странах женщина до девятого дня не имела права выходить из своего угла совсем и была на положении лежачей больной.
Ни роженицу, ни ребенка нельзя было никому показывать в первое время. Сохранилась в Болгарии даже пословица: «Покрылась, как роженица». Во всех странах роженицу покрывали платком особым образом, чтобы не было видно лица, использовали только темные одежды и изо всех сил стремились сохранить ее уединение. В России на третий день читалась специальная молитва, в которой просили простить и роженицу и всех, кто к ней в момент родов прикоснулся. Из этого можно сделать вывод, что берегли не роженицу, а прежде всего сами береглись от роженицы.
С позиций психоанализа эти страхи и предубеждения имеют архаичный , архетипический характер, в своей основе несут страх перед кровью и неизвестностью появления нового в жизни семьи, племени. Так же здесь могут иметь место суеверный ужас перед гневом богов и злых духов.
Во время родов выделяется большое количество гормонов и ,сопряжённых с физической болью и усилиями, энергий, это так же могло восприниматься угрожающе людьми из близкого окружения.
Так уж заложено матушкой – природой, что обретение девочкой фертильности с наступлением менархе хронологически совпадает с ослаблением ,либо утратой этой функции у матери. Поэтому многие женщины получают вместо поддержки и любви завистливые атаки со стороны матери.
В отдельных случаях, когда наступление психологической зрелости женщины болезненно тормозится негативными аспектами материнского комплекса, описанию которых посвящены первые главы книги, когда сепарация от матери не завершена, или не начиналась вообще, молодая женщина может осознанно, либо бессознательно отказаться от возможности стать матерью. Часто это мотивируется необходимостью ухаживать и заботиться о пожилой матери. В моей практике были случаи, когда женщины делали аборты, потому что беременность пришлась на болезнь матери. И тогда вместе вынашивания собственного ребёнка, молодая женщина пестовала новообразования репродуктивных органов матери. Страшный диагноз у матери со временем снимался, болезнь отступала, но время, в котором женщина могла зачать и выносить своего ребёнка, было безвозвратно упущено. Либо женщина после аборта не могла больше забеременеть.
У одной клиентки начался климакс в сорок лет, в то время, как у семидесятилетней матери опять пришла менструация. Это совпало с началом ежемесячного отправления денег молодой женщиной пожилой матери. Значит ли это, что нужно отказаться от добросовестного исполнения дочернего долга. Конечно, нет. Это проблема психологического отделения от матери. Энергетическая связь дочери и матери должна быть ослаблена, важно вовремя выйти из симбиотического слияния.
Описанные случаи и симптомы лишний раз подчёркивают необходимость своевременной сепарации от матери, исцеления поражённых материнским комплексом частей психики.
Теневой аспект этой инициации в зрелую женственность – аборты. Я не ставлю целью рассматривать это явление с социальной, экономической , морально-нравственных точек зрения. Исследуем аборт с психологической точки зрения, когда женщина, прекрасно осведомлённая о контрацепции, беременеет и делает аборт. Попытаемся исследовать цель, которую женщина бессознательно преследует в этих случаях.
Юнгианский психолог Эва Паттис Зойя считает, что таким образом молодая женщина хочет убедиться в своей способности забеременеть. « Почему эта потребность так сильна, что нужна жесткая проверка практикой, а наличия менструаций и заключения гинеколога недостаточно? Думаю, потому, что в современном цивилизованном обществе отсутствуют обряды инициации молодых женщин, которые существовали в античной и средневековой традиции. На рациональном уровне женщина знает, что она фертильна. Но ей необходимо телесное, физиологическое переживание. В результате беременности и аборта женщина получает окончательный ответ: «Я могу забеременеть и родить».
Кроме проверки фертильности , молодая женщина убеждается в способности контролировать свою жизнь, в том, что её тело принадлежит только ей, не родителям, не партнёру. Таким образом она бессознательно стремится выйти из роли послушной девочки, сразиться с патриархальной системой ценностей. В этом случае душа беременной женщины находится в плену иллюзии того, что она может распоряжаться собой без чьих либо на то указаний.
Аборт может быть следствием садомазохистического сценария, об этом мы говорили раньше на страницах книги. Это драматическое событие через страдания может приблизить женщину к её душе. Заставить задуматься над тем, какой образ жизни она ведёт.
Решаясь на убийство ребёнка в себе, женщина может бессознательно преследовать цель выплеснуть подавленную агрессию против матери, необходимую для сепарации от неё. В этом случае женщина направляет агрессию против себя и своего ребенка.
Аборт может быть выражением агрессии против партнёра, убивая ребёнка , женщина мстить мужчине за что-то. Но, выбирая не того мужчину, не предохраняясь, женщина бессознательно стремиться прожить деструктивный сценарий, демонизирующий мужчину и заставляющий совершить убийство ребёнка.
Ребёнок, зачатый от мужчины, в точности психологически копирующего негативные части личности отца или матери, должен быть принесён в жертву теневой части женского рода. Женщина, избавляясь от такого ребёнка, на символическом уровне стремится избавиться от причин, искажающих гармоничное развитие рода. Для многих женщин аборт был единственной возможностью избавиться от инфантильности и личностной незрелости. Только так она может повзрослеть, освободиться от детских иллюзий и фантазий. Это болезненная инициация перехода на новую ступень развития женственности. Если в случае родов , женщина развивается, дав жизнь новому человеку, то в случае аборта она взрослеет, убивая ребёнка в себе. Роды – полная инициация, аборт – лишь частичная. Но даже, будучи частичной инициацией, он меняет жизнь и личность женщины, позволяет ей войти в новую жизнь другой.
После аборта, как и после родов, женщины часто переживают депрессию. Но если в случае родов, это депрессия , оплакивающая прежнюю себя, то в случае аборта, это встреча со своим истинным Я через оплакивание ребёнка в себе . Многие, таким образом, пытаются понять, кто же они на самом деле, кроме, как жена, мать, дочь.
Конечно, аборт как трагическая инициация крайняя мера, осуждается всеми официальными религиями. Для того, чтобы избежать аборта , важно вовремя обратиться к самой себе. Не позволять внешней жизни захватывать внутреннюю настолько, что телу и душе остаётся только через нежелательную беременность заявить о своём существовании. Но если аборт – единственно возможный выход , нужно тысячу раз подумать о последствиях. Многие женщины оплакивают не рождённого, зачатого по неосторожности ребёнка всю оставшуюся жизнь, из-за чувства вины , отказываясь от новой беременности.