blog
Автор: Антонова Юлия Александровна Все записи психолога (10)
Просмотров 1808
Тревога— это неприятное психическое состояние, предчувствие опасности или угрозы, которую человек не способен четко осознать.
Симптомы проявления тревоги могут быть разнообразными:
- ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказанию [Березин Ф.Б., 1988];
- как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания [Poldinger, 1970];
- как неопределенное беспокойство [Кемпински А., 1975];
- как психическое, состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемых возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желательного [Левитов Н.Д., 1969];
- как эмоциональную реакцию предвосхищения врё134едных воздействий [Шехтер С., 1959].
Необходимо проводить различие между нормальной и патологической тревогой.
Нормальная тревога является реакцией, которая
(1) адекватна объективной угрозе,
(2) не запускает механизм вытеснения или другие механизмы, связанные с интрапсихическим конфликтом, а вследствие этого
(3) человек справляется с тревогой без помощи невротических защитных механизмов. Человек может (4) конструктивно обращаться с тревогой на сознательном уровне или же тревога снижается, когда меняется объективная ситуация.
Ховард Лиделл говорил, что тревога сопровождает разум человека, как его тень. Это напоминает слова Лоренса Кьюби о том, что тревога есть мост от реакции испуга к разуму, появляющемуся на более поздних стадиях развития человека.
По мнению Альфреда Адлера, цивилизация появилась потому, что человек обладал способностью сознавать свою неадекватность; последнее выражение также описывает состояние тревоги.
Я привожу эти примеры для того, чтобы показать, сколь важную роль играет нормальная тревога в повседневной жизни.
Существование нормальной тревоги у взрослых людей нередко остается незамеченным, потому что это переживание обычно не столь интенсивно, как тревога невротическая.
Кроме того, поскольку нормальную тревогу можно конструктивно преодолеть, она не проявляется в реакции "паники" или еще в каких-то ярких формах. Но не следует путать между собой количественные и качественные характеристики этой реакции. Интенсивность реакции позволяет нам отличить нормальную тревогу от невротической лишь в том случае, когда мы задаем себе вопрос, адекватна ли реакция объективной опасности. Каждый человек в процессе своей жизни в большей или меньшей степени сталкивается с опасностями, которые ставят под угрозу его существование или жизненно важные для существования ценности. Но в нормальных условиях человек может конструктивно использовать тревогу как "обучающий опыт" (в самом широком и в наиболее глубинном смысле слова), и это не препятствует нормальному развитию.
Чтобы определить невротическую тревогу, можно отталкиваться от нашего определения нормальной тревоги. Это реакция на угрозу, которая
(1) неадекватна объективной опасности,
(2) включает в себя вытеснение (диссоциацию) и другие проявления интрапсихического конфликта и, следовательно,
(3) человек ограничивает какие-то свои действия или сужает поле своего сознания с помощью различных механизмов – подавления, развития симптома и других невротических защитных механизмов. Как правило, когда в научной литературе употребляется слово "тревога", речь идет именно о "невротической тревоге".
Можно заметить, что все ее характерные черты взаимосвязаны: реакция неадекватна объективной опасности по той причине, что тут замешан интрапсихический конфликт. Таким образом, нельзя сказать, что реакция неадекватна субъективной опасности. Кроме того, можно заметить, что все перечисленные выше особенности невротической тревоги относятся к субъективной стороне человека. Поэтому определение невротической тревоге можно дать только при субъективном подходе, когда мы принимаем во внимание интрапсихические процессы.
Главным образом, именно благодаря гению Фрейда внимание исследователей сосредоточилось на внутренних психологических процессах и конфликтах, которые мешают человеку справиться со сравнительно мелкой объективной опасностью.
Если мы говорим невротический, то подразумеваем такое понятие как невроз. Этот термин был введен в медицинскую практику в 18 веке. И со второй половины 19 века неврозы преимущественно оценивают как функциональные расстройства, не имеющие определенной патологоанатомической основы.
Проблема понимания невротической тревоги сводится к пониманию внутренних психологических процессов, которые определяют повышенную чувствительность человека к ситуации опасности. В своих ранних работах Фрейд выделил две формы тревоги (в несколько видоизмененном виде он повторял ту же мысль и позже): это объективная тревога, связанная с "реальной" опасностью во внешнем мире, и невротическая тревога, которая является страхом человека перед инстинктом, перед "требованием импульсов".
Таким образом, невротическая тревога возникает в той ситуации, когда человек неспособен справиться с опасностью не объективно, а субъективно, то есть не из-за объективного недостатка способностей, а из-за внутренних психологических процессов и конфликтов, которые мешают человеку использовать свои способности.
Обычно эти конфликты формируются в прошлом, в раннем детстве.
Итак, мы выяснили, что невротическая тревога неразрывно связана с внутренним конфликтом. Эта взаимосвязь двусторонняя: при постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта (мысль, представление, репрезентация вытесняется), аффект (эмоция) подавляется и тогда появляется невротическая тревога.
В свою очередь, тревога порождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт. Штекель говорил, что "тревога есть психологический конфликт", многие же другие мыслители – среди них, например, Фрейд, Кьеркегор, Хорни – пытались понять природу этого конфликта.
По мере развития младенца и ребенка он все больше отделяется от родителей. Если взглянуть на развитие ребенка с индивидуального полюса диалектики взаимоотношений, то рост заключается в уменьшении зависимости от родителей и в развитии способности опираться на свои собственные силы. Если же взглянуть на этот процесс с социального полюса, то рост ребенка есть строительство взаимоотношений с родителями на новом уровне (как я уже рассмотрела выше).
Задержка развития любого полюса этой диалектики приводит к зарождению психологического конфликта, который вызывает тревогу.
Когда существует только "свобода от" без уравновешивающих ее взаимоотношений, возникает тревога одинокого бунтаря.
Когда же есть зависимость от других без свободы, возникает тревога человека, который слишком сильно привязан к другим и не может жить вне этого симбиоза. Когда человек теряет способность полагаться на свои силы, каждая новая ситуация, которая требует от него самостоятельного поступка, несет в себе опасность.
Когда развитие одного из двух диалектических полюсов заблокировано, начинают действовать внутренние механизмы, которые увеличивают конфликт и усиливают тревогу. Если человек развивает только свою независимость, но не взаимоотношения с другими, в нем появляется враждебное отношение к тем людям, которые, по его мнению, являются причиной его одиночества и отчужденности.
Если же человек живет в симбиотической зависимости, в нем появляются враждебные чувства по отношению к тем, кто, как ему кажется, подавляет его способности и ограничивает свободу. В обоих случаях агрессивные чувства усиливают конфликт, а, следовательно, и тревогу.
Тут вступает в действие и еще один механизм – вытеснение. Нереализованные способности и неудовлетворенные потребности не исчезают, но вытесняются из сознания. Этот феномен часто встречается в клинической работе: независимый бунтарь, отчужденный от окружающих, вытесняет потребность и желание установить конструктивные взаимоотношения с другими людьми, а человек, живущий в симбиотической зависимости, вытесняет потребность и желание действовать самостоятельно. Понятно, что само действие механизма вытеснения снижает самостоятельность, увеличивает ощущение беспомощности и усиливает конфликт.
Из этих размышлений не следует, что внутренний конфликт есть конфликт между человеком и обществом, – используем ли мы слово "общество", подобно Фрейду, в негативном смысле или, как Адлер, в позитивном. Суть дела заключается в том, что недостаточное развитие любого из двух полюсов диалектики взаимоотношений порождает конфликт, который затрагивает оба полюса. Так, например, если человек избегает самостоятельных решений, он живет в "замкнутом состоянии" (по выражению Кьеркегора), и от этого страдает не только его самостоятельность, но и способность общаться с другими людьми. "Замкнутое состояние" появляется в результате попытки избежать конфликта, но в конечном итоге оно порождает более серьезный конфликт – невротический конфликт, сопровождающийся невротической тревогой.
Тревога и агрессивные чувства тесно связаны между собой; обычно одно порождает другое.
Во-первых, тревога порождает ненависть. Это легко понять, поскольку тревога, сопровождающаяся ощущением беспомощности, одиночества и конфликта, является крайне мучительным переживанием. Человек склонен чувствовать злость и обиду на тех, кто причиняет ему боль. В клинической практике мы часто встречаемся с такими случаями: зависимый человек, оказавшись в ситуации, где следует отвечать за свои поступки, ощущает, что неспособен выполнить свой долг. Тогда он начинает испытывать злость на тех, кто поставил его в такое положение, и на тех, кто сделал его неспособным (обычно на родителей).
Во-вторых, у тревожащегося человека ненависть усиливает тревогу. Маленький Ганс, описанный Фрейдом, сердился на своего отца, поскольку тот препятствовал удовлетворению сильных либидинозных желаний мальчика, направленных на мать. Но Ганс боялся выразить свою злость, поскольку это вызвало бы наказание со стороны сильного отца, и это усиливало тревогу Ганса.
Напомню, что Ганс – пациент, случай которого изложен З. Фрейдом в 1909 г. Настоящее имя мальчика – Герберт Граф. Он был сыном последователей Фрейда: ученого – музыковеда Макса Графа и Ольги Хенинг (одна из первых пациенток, лечившаяся методом психоанализа у Фрейда). Родители Ганса, приверженцы теории Фрейда, в соответствии с его просьбой записывали все сексуальные проявления их маленького сына и передали результаты Фрейду, который как раз в тот период увлекся изучением вопросов детской сексуальности. Анализ проводился не самим Фрейдом, а отцом ребенка, постоянно консультировавшимся с Фрейдом. Фрейд вмешался в анализ лично только один раз, в ходе решающего разговора между отцом и ребенком.
Если у нас не вызывает сомнений взаимосвязь между чувством ненависти и тревогой, то закономерно задать следующий вопрос: какой из этих аффектов обычно является основным? Нет сомнений, что ненависть – особая эмоция, присутствующая во многих ситуациях, тем не менее, очень часто за нею кроется тревога. Это особенно верно по отношению к вытесненным агрессивным чувствам.