blog
Автор: Гожий Игорь Владимирович Все записи психолога (5)
Просмотров 2585
Многие из нас склонны испытывать тревогу, когда возникает необходимость встретиться с руководителем. Эта тревога была бы очень понятна, если бы мы не выполнили какое-то задание, если в нашей работе есть очевидные недочеты, и нас «вызывают на ковер», чтобы «пропесочить». Но ведь тревога может быть и без реальной причины. Как часто бывает так, когда мы знаем, что никто не будет нам говорить «Товарищ Новосельцев, это ваш отчет? Работой надо заниматься хорошо или не заниматься ей вообще!» и т. д. по тексту «Служебного романа», а вместе с тем напрягаемся перед кабинетом начальника или просто в его присутствии. Давайте посмотрим, что происходит в нас при этом, какая причина внутри нас может вызывать эту избирательную тревогу. Правда, в данном материале нам удастся воспользоваться только одной из психологических теорий вследствие ограничений формата. В следующем материале мы, я думаю, вернемся к этой теме и рассмотрим ее через призму других теоретических взглядов.
В этом материале я использую слова тревога и страх как синонимы, чтобы не перегружать текст описанием их отличий.
Теория условного рефлекса.
Несмотря на то, что в психологии после работ И. Павлова появилось много чего интересного, старый добрый условный рефлекс никто не отменял.
Напомню о нем в двух словах.
У нас (и у людей, и у животных) есть ряд врожденных форм поведения или безусловных рефлексов. Например, запах и вид пищи вызывает слюнотечение. Вид пищи в данном случае — это безусловный стимул (раздражитель). Можно создать такие условия, Когда безусловный рефлекс будет совпадать по времени с неким другим событием, например, вид пищи и слюноотделение будут сопровождаться звуком звонка (как в экспериментах Павлова). Звон звонка в данном случае становится условным стимулом (раздражителем). Если условный стимул и безусловный появляются вместе несколько раз, формируется условный рефлекс — условный стимул (который ранее был нейтральным) начинает вызывать сам то поведение, которое вызывалось безусловным стимулом. В нашем примере звук звонка начнет вызывать слюноотделение.
Еще в 20-е годы прошлого века Джон Уотсон исследовал возможность формирования страха через механизм условного рефлекса. Задача стояла — сформировать страх белых мышей у ребенка 11 месяцев. В качестве безусловного рефлекса был взят страх неожиданного громкого звука — за спиной ребенка стучали молотком по железной полосе. Ребенок, естественно, плакал и демонстрировал страх. В этот момент ему демонстрировали белую мышь. Через некоторое время сформировался условный рефлекс — ребенок стал испытывать страх при виде мышей.
Как может данный механизм влиять на наше восприятие тех или иных людей? Представьте, что разгневанный родитель кричит и трясет (бьет) малыша. Страх перед криком (на неожиданный громкий звук все малыши реагируют страхом) и перед болью может связаться с образом родителя. Ребенок, чей родитель (не важно какого пола) может неожиданно впадать в чрезмерный гнев, в котором с трудом сдерживает себя, боится уже не только этих вспышек гнева, но и самого родителя. Далее, страх распространяется на различные авторитетные фигуры: учителей, представителей власти и т. д. В результате вырастает взрослый человек, который при разговоре с начальством испытывает страх непонятно по какому поводу.
Еще в экспериментах Уотсона было замечено, что страх склонен распространяться на все похожие объекты. В данном эксперименте он начинал связываться с различными белыми предметами. Кроме того, такой условно-рефлекторный страх (или как говорят «обусловленный», так как формирование условного рефлекса называют классическим обусловливанием) сохраняется на всю жизнь, в то время как условные рефлексы у собак Павлова постепенно угасали, если их не поддерживали. Такова особенность страхов, видимо, связанная с механизмом выживания. Кроме того, социальные страхи самоподкрепляются: человек боится начальства, что мешаем ему адекватно разговаривать с руководителем, а это в свою очередь пугает еще больше.
Так как беспричинная тревога перед начальником очень мучительна, мы пытаемся найти для нее причину, пытаемся ее объяснить, а значит, ищем, в чем мы недостаточно хороши, какие сделали ошибки. И, конечно, можем причину для такой тревоги на самом деле отыскать.
Как же лечится подобный обусловленный страх?
Еще немного истории. В 1924 году Мэри Джонс пыталась устранить страх белого кролика, который уже был у ребенка. Она обнаружила, что страх постепенно исчезает, когда кролика заносят в помещение, в котором ребенок находится в спокойном состоянии и делает что-то приятное (играет или ест). Здесь имело значение расстояние, на которое подносили кролика — его уменьшали постепенно, начиная с совершенно безопасного А также состояние самого ребенка во время эксперимента — удовольствие, которое ребенок испытывал во время еды или игры погашало страх. Так возник метод систематической десенсибилизации.
В поведенческой психотерапии (а это направление, которое родилось благодаря именно работам И. Павлова) метод систематической десенсибилизации широко используют с 1952 года, после работ Джозефа Вольпе. Наиболее часто используется классический метод десенсибилизации, во время которого то, что вызывало страх (в нашем случае — начальник), связывают с реакцией, несовместимой со страхом. Как правило, для этого используется состояние релаксации. Если коротко, то процесс заключается в том, что вначале человек обучается глубокой мышечной релаксации, а за тем на фоне расслабления представляет те или иные ситуации с начальником (или какие-либо другие ситуации, вызывающие тревогу). Естественно, вначале представляются ситуации менее волнующие, а затем все более тревожные. Метод прост и может использоваться и для самопомощи без участия психотерапевта.
К сожалению, бывает так, что одного данного метода оказывается недостаточно. Тот же Джозеф Вольпе выделил отдельные социальные страхи: страх критики, страх предъявлять претензии, страх отказа, страх отказать, страх отвержения. Социальные страхи не бывают монофобиями, они обычно множественные, то есть страх начальника сочетается со страхом критики, страхом отвержения и т. д. Вольпе предложил метод, позволяющий замещать тревогу и страх новым поведением, которое со страхом несовместимо. Результатом перетренировки становится формирование новой реакции. Вольпе предложил тренировать ассертивное поведение, то есть поведение, позволяющее человеку отстаивать свои интересы, причем быть в этом настойчивым. Его «Тренинг самоутверждения» дал начало многочисленным ассертивным тренингам, которые в последнее время в нашей стране называют тренингами уверенности.
Обычно поведенческий тренинг уверенности представляет собой обсуждение в группе ассертивных форм поведения, речевых оборотов, а затем тренировку их в ролевых играх. Хороший пример подобного тренинга можно найти в книге Мануэля Дж. Смита «Тренинг уверенности в себе», в которой содержится и комплекс упражнений для развития уверенного поведения.
Психотерапевт, трансактный аналитик Гожий Игорь Владимирович.