blog
Автор: Савельева Юлия Николаевна Все записи психолога (4)
Просмотров 659
Задержка психического развития…. Звучит не слишком приятно…
К сожалению, в медицинской карте ребенка очень часто встречается такой диагноз. Познакомимся поближе.
Задержанное психическое развитие (ЗПР) – временное отставание развития психических процессов в целом или отдельных функций. Оно проявляется в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений об окружающем мире, в малой интеллектуальной направленности, слабой мотивационной сфере. Параллельно идет задержка речевого развития.
Специалисты выделяют несколько факторов, приводящих к данному заболеванию:
Неблагоприятное течение беременности:
- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- хронические заболевания матери (пороки сердца);
- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов;
Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода;
- асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком.
Диагноз ЗПР чаще всего появляется в медицинской карте ребенка к 5-6 годам, а то и позднее, когда ребенок сталкивается с проблемами обучения в школе. До 12 лет возможно полное преодоление данного отклонения. Для этого необходим комплексный подход – медикаментозный и немедикаментозный (коррекционная нейропсихологическая работа).
При задержке психического развития у детей наблюдаются различные варианты проявлений:
- дефицит внимания с гиперактивностью;
- энергетическое истощение нервной системы;
- незрелость эмоционально-волевой сферы, когда ребенку сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо;
- проблемы речи (системное недоразвитие речи, нарушение лексико-граматической основы речи);
- нарушения пространственной ориентации и восприятия в построении целостного образа.
На ранних стадиях развития ребенка возможна нейропсихологическая диагностика детей с ЗПР для дальнейшей коррекционной работы.
Самое главное – это не упустить время. Своевременно обратиться к специалистам – неврологу, нейропсихологу или детскому психологу.
Помимо этого, нужно обратить внимание на следующее. Взаимодействие родителей и детей является необходимым условием нормального и полноценного развития ребенка. Составляющие общения с малышом знакомы каждой заботливой маме и настолько просты, что мы даже не задумываемся об их колоссальном влиянии на растущий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Телесный контакт подразумевает под собой любое прикосновение к ребенку, объятия, поцелуй, поглаживание по голове. Так как в первые месяцы после рождения у малыша очень сильно развита тактильная чувствительность, телесный контакт помогает ему ориентироваться в новой для него обстановке, чувствовать себя более уверенно и спокойно. Малыша обязательно нужно брать на руки, ласкать его, гладить не только по головке, но и по всему телу. Прикосновение нежных родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя.
Стоит ли говорить, что малыш с теми или иными нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, ее ласковом голосе, доброте, любви, внимании и понимании в тысячу раз больше своих здоровых сверстников.
Савельева Юлия