blog О природе неврозов (c примером из практики)
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

О природе неврозов (c примером из практики)


О природе неврозов (c примером из практики)

Согласно Фрейду, невроз возникает при столкновении культуры и естественных потребностей человека. Мы нуждаемся в культуре для выживания в обществе и, чтобы сохранить ее, должны подавлять или сублимировать свои инстинкты. А поскольку наше счастье состоит в полном и немедленном удовлетворении инстинктов, мы должны выбирать между счастьем и выживанием, что и порождает внутренний конфликт, то есть невроз.

У Карен Хорни другое представление о природе возникновения неврозов. Она не верит, что это столкновение индивида и общества неизбежно. Оно происходит, по ее мнению, только в том случае, когда неблагоприятное окружение вступает в противоречие с нашими эмоциональными потребностями и тем самым возбуждает страх и враждебность. Фрейд считает человека ненасытным, антисоциальным, движимым одними инстинктами, но по Хорни, все это не так. Деструктивность в поведении человека – это скорее невротические реакции на неблагоприятные условия, чем выражение инстинктов. [К. Хорни, «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление».]

Кроме того, Карен Хорни не отрицает роль детства в эмоциональном развитии человека, но значение придает не фрустрации (торможению) либидо, а патогенным условиям жизни ребенка в семье, где он не чувствует себя в безопасности, любимым и ценным. В первые годы жизни для становления личности особенно важны отношения с матерью. «У каждого ребенка есть естественная потребность быть вместе с матерью, быть понятым ею и воспринятым ею всерьез… Кроме того, он хочет как бы «отражаться» в ней. Это превосходно описано Винникотом: мать держит на руках ребенка, она смотрит на него, он, в свою очередь, пристально вглядывается в ее лицо и обнаруживает там себя самого. Но это возможно лишь при условии, что мать, действительно, видит в нем маленькое, беспомощное, единственное и неповторимое существо, а не собственные ожидания, страхи, планы относительно будущего ребенка, которые она проецирует на него… Иначе тогда сам он остается без зеркала и в дальнейшем будет совершенно напрасно искать его.» [А. Миллер, «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я».] Другими словами, у ребенка не возникает ориентира для формирования собственной личности. Он видит лишь набор предъявляемых к нему требований, которые не в состоянии как-то применять на практике, не ощущая себя отдельной самостоятельной личностью.

«В результате у него развивается "базальная тревога" – чувство своей беспомощности перед враждебным миром, которое он пытается смягчить, вырабатывая такие защитные стратегии, как погоня за любовью, стремление к власти или переживание отчуждения. Поскольку эти стратегии несовместимы друг с другом, они вступают в конфликт, который создает новые трудности.» [К. Хорни, «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление».]

У тех, кого не любили, развивается прочное чувство, что их никто не любит, и они отбрасывают любое свидетельство противоположного, а за любым проявлением симпатии ищут дурные намерения. То, что они были лишены любви, сделало их зависимыми, при этом они боятся зависеть от других, потому что это делает их слишком уязвимыми. Хорни сравнивает эту ситуацию с ситуацией "человека, который умирает от голода, но не осмеливается съесть что-либо из страха, что еда отравлена". [К. Хорни, «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление.»]

Эти невротические стремления являются продуктом тревоги, гнева и чувства неполноценности. Они ненасытны, поскольку невротику никакого успеха не будет достаточно, чтобы он ощутил себя в безопасности, спокойным или довольным своими достижениями, считает Хорни. "Человек ощущает одновременно императивное влечение властвовать над всеми и быть всеми любимым, его влечет уступать каждому и каждому навязывать свою волю, уйти прочь от людей и умолять их о дружбе". В результате "его раздирают неразрешимые конфликты, которые часто и являются динамическим центром невроза". [К. Хорни, «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление».]

Фрейд считал, что эти решающие детские переживания сравнительно немногочисленны и носят в основном сексуальный характер, а Хорни была уверена, что за невротическое развитие отвечает вся совокупность детских переживаний. Согласно модели Хорни, ранние переживания так глубоко влияют на нас не потому, что создают фиксации, заставляющие человека воспроизводить инфантильные стереотипы, а потому, что обуславливают наше отношение к миру. Последующие переживания тоже влияют на наше отношение к миру, и оно, в конце концов, выливается в стратегии защиты и черты характера взрослого человека. Ранние переживания могут повлиять сильнее, чем более поздние, поскольку именно они определяют направление развития, но характер взрослого – продукт всех предыдущих взаимодействий его психики и окружающей среды. Когда невроз родителей, считает Хорни, мешает им любить ребенка или хотя бы думать о нем "как об отдельной самобытной личности", у ребенка развивается базальная тревога, которая не дает ему "относиться к другим людям непосредственно, как подсказывают его реальные чувства, и вынуждает его искать иные пути обращения с ними".

Чувства и поведение больше не являются искренним самовыражением ребенка, а диктуются стратегиями защиты. Пытаясь справиться с чувством "меня никто не любит", с ощущениями своей незащищенности и ненужности, порождающими базальную тревогу, человек может принять решение о смирении или соглашательстве и начать движение к людям; может принять агрессивное или экспансивное решение и начать движение против людей; или же принять решение об отчуждении, уходя от людей. Нормальный человек способен проявлять гибкость, подвижность и избирать направление своего движения в зависимости от обстоятельств, но у человека, бежавшего от самого себя, выбор движения становится безальтернативным: ведь знания и, главное, навыков другого поведения у него нет.

Образно это можно представить так: человек стоит в чистом заснеженном поле с одной-единственной прочищенной дорогой. Он уже много раз ходил по этой дороге, и поэтому знает, что она не приведет к желанному результату. Надо прокладывать другую, успешную дорогу, тем более она уже есть, но занесена очень глубоким снегом. В каком направлении расчищать снег, чтобы ее откопать, человеку неведомо.

Цель лечения невроза – "вернуть человеку его самого, помочь ему вновь обрести свою непосредственность и найти свой центр тяжести в себе самом". [Хорни, «Новые пути в психоанализе.»]

Пример из практики.

Женщина 40 лет. Обратилась за помощью успешно адаптироваться на новом месте работы в крупной компании.

Во время нашей долгосрочной работы мы выходим на ее непростые внутрисемейные отношения. Она уже давно замужем, но не чувствует себя любимой женщиной. У нее растут 2 сына, но она не знает, что такое быть матерью. Она даже не понимает, любит ли она своих мужа и детей.

Выясняется, что с ними в одной квартире живет довольно властная мать клиентки, которая фактически играет роль матери всего семейства. С самого детства дочь никогда не получала любви от матери, разве что только массу требований соответствовать какому-то, только ей известному, идеалу. В результате нашей работы, женщина обнаружила, что фактически живет с тремя братьями, а не с мужем и сыновьями. Она изначально лишена возможности быть самой собой, у нее стерты личные границы, в результате чего она не воспринимает себя как отдельную самостоятельную личность. Отсюда и неуверенность в своей компетенции, и чувство собственной неполноценности, и ощущение себя нелюбимой, и даже более того – ненужной никому, даже своим близким. Как со всем этим человек может быть успешным в социуме?

После этого осознавания личная жизнь клиентки стала претерпевать изменения. Женщина вдруг поняла, где в семье ее законное место, и трансформация ее сознания привела к внутрисемейному кризису. Итог всей этой истории: мама клиентки теряет свою безраздельную власть в доме, собирает свои вещи и уезжает жить в загородный дом, свое родовое гнездо. Клиентка вдруг обретает свою семью, наслаждается ролью матери и становится счастливой, любимой и желанной супругой. И как следствие, поднялась самооценка, появилось истинное самоуважение, уверенность в себе, что неизбежно помогло успешно пройти адаптацию в новом рабочем коллективе.



Дата публикации: 29 июня 2019 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍