blog
Автор: Бескоровайный Александр Анатольевич Все записи психолога (319)
Просмотров 866
Адвайта-веданта постулирует единство мира. Но если все едино, то почему мы видим множественность мира? Как из неизменного Брахмана могут произойти разнообразные вещи?
Существует два уровня реальности: относительный (вьявахарика) и абсолютный (парамартхика).
На уровне относительной реальности присутствуют субъект-объектные отношения, и мир воспринимается как состоящий из множества объектов, в то время как на уровне абсолютной реальности ничего подобного нет. Люди воспринимают мир на относительном уровне, где все обусловлено временем, пространством и причинностью.
Множественность мира — из-за восприятия его через тело, чувства и ум, которые по-разному интерпретируют единую реальность. Уровень относительной реальности — это майя (иллюзия). Майя безначальна, бессознательна, состоит из гун. Майя и Брахман — этоне два начала, так как майя зависит от Брахмана. Майя, в качестве имени и формы, наложенная (адхьяса) на Брахмана, дает видимость множественности мира.
В адвайте постулируется, что всё, связанное временем (кала), пространством (деша) и причинностью (нимитта), находится в майе. Майя — это завеса, через которую просматривается реальность. В адвайта-веданте производится различение реального (сат) от существующего (бхава), и майя относится ко второму, а Брахман к первому.
Цель каждой живой души (дживы) — достичь состояния освобождения (мокша), что значит осознать тождественность своего Атмана (высшее Я, дух) с Брахманом (Бог, абсолютная реальность). Атман — это высшая духовная субъектная сущность человека, которая в итоге должна слиться с абсолютным бытием — Брахманом. Нужно отметить, что у Вивекананды понимание освобождения с личного аспекта перемещается на коллективный. Каждый человек должен не только стремиться к личному освобождению, но и помогать в этом достижении другим.
Рамакришна утверждает, что мирянам необходимо работать, но ровно столько, сколько необходимо для жизни, остальное время надо посвящать Богу. Когда мирской работы слишком много, человек забывает о Боге. Цель жизни — постижение и реализация Бога в себе, значит, основные силы нужно устремить именно по этому пути. Что касается общественно полезной работы и благотворительности, то до этого необходимо утвердиться на Боге, потому как часто бывает, что за благотворительными поступками может скрываться желание общественного признания. Общественная работа должна быть бескорыстна, а это достижимо, если утвердиться на Боге и сделать себя Его слугой.