blog Родители развелись. Как часто правильно встречаться с ребенком?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Родители развелись. Как часто правильно встречаться с ребенком?


Родители развелись. Как часто правильно встречаться с ребенком?

Разумеется, чем чаще – тем лучше. Но, в реальной жизни, идеально – хотя бы два раза в неделю. Потому что, только в данном формате удается сохранять актуальность обсуждаемой с ребенком информации и оперативность реакции родителя/папы на события в жизни ребенка, на его мысли и чувства (пока их помнит сам ребенок).

При режиме встреч с ребенком до 14 лет один раз в неделю – один раз в две недели/месяц, ребенок:

- забывает, о чем они с папой говорили в прошлый раз;

- плохо помнит, что они планировали на будущее;

- понимает, что с папой нет смысла делиться теми когда-то важными для ребенка событиями, которые уже состоялись и на которые отец уже не повлияет;

- понимает, что нет смысла обсуждать какие-то свои будущие действия, так как к моменту новой встречи с отцом и это уже потеряет свежесть и новизну;

Подчеркиваю, как психолог:

Причиной охлаждения отношений пап с детьми после развода

обычно является не противодействие матери и не влияние отчима,

а быстрое устаревание информации для общения,

из-за чего снижается его эмоциональность и полезность для ребенка.

Ребенок постепенно просто теряет смысл общения с отцом. Подарок папа подарил, в кино/парк сходили, мороженое съели. Что еще больше делать? Разговаривать попросту бессмысленно: все или уже неактуально, или все равно и к моменту следующей встречи. Яркости эмоций, когда ребенок делится не просто фактами, а болью или радостью, уже нет! Именно отсюда начинается формализация общения, когда встречи становятся ритуальными, видимостью общения, фэйком. Проходят «для галочки»: отец изображает радость при виде ребенка, а ребенок – при виде отца. И все внутренне ждут, чтобы все быстрее закончилось. Затем у всех сторон начинается внутренний дискомфорт, затем – внутренняя обида на недооцененность: детскую и родительскую. Затем обида проявляет себя внешне и стороны ссорятся. Если мужчина самокритичен и терпелив, он может перестроить общение в правильную сторону. Если же он не очень образован, или некритичен к себе, или вспыльчив и обидчив, отношения прерываются на месяцы или годы. Что дальше негативно воздействует на всех.

Именно поэтому, практика моих почти тридцатилетних наблюдений за семьями, с которыми работал, четко показывает: если отец после развода проживает с ребенком в возрасте до 14 лет, в одном населенном пункте, оптимально:

- регулярное личное общение не реже двух раз в неделю (не имеет значение, с совместной ночевкой или же нет). На практике – хоть ежедневно. Например: папа отводит утром ребенка в детский сад/школу или (что гораздо лучше) – забирает из детского сада. Или папа один или два раза забирает ребенка из детского сада/школы и ведет на спортивную секцию/кружок, или вместе делают уроки или просто прогуливаются вместе;

- регулярное личное общение один раз в неделю с ночевкой (по факту – захватывается два дня);

- регулярное цикличное общение по схеме: первая неделя – один раз в неделю, вторая неделя – два раза в неделю, затем новый цикл.

Что важно? Важна стабильность, а не хаотичность встреч! Чтобы ребенок в возрасте до 14 лет мог или четко планировать свою жизнь (учась этому важному навыку с детства), или хотя бы ее прогнозировать. Чтобы скоропалительное решение папы по схеме «Неожиданно появилось время – срочно беру ребенка!» не вступало в конфликт с планами самого ребенка и/или его мамы. Ведь ребенок может быть приглашен к кому-то на День Рождения, могут быть планы на кинотеатр, бассейн, игры с друзьями, шопинг, визит к бабушке и т.д. И ребенок ставится перед дилеммой: «Кого обидеть, отказавшись от предложения: маму, папу, бабушку или друзей?» Отсюда возникает много конфликтов между бывшими супругами, ведь в случае отказа самого ребенка или его матери от неожиданной предложенной встречи с отцом, мужчина, обычно, думает: «Это бывшая жена специально строит мне козни, препятствуя общаться с ребенком!». Такое, конечно, бывает тоже, но чаще всего, отказы вызваны чисто техническими причинами, которые мужчины, обычно, не признают.

Кроме того, в период между встречами, важно поддерживать контакт с ребенком и посредством телефона и социальных сетей, особенно – с использованием системы видео общения.

Ребенку важно знать, что папа помнит о нем всегда,

а не только один-два дня в неделю или в месяц.

Какой пульт от телевизора вы будете считать надежным: который срабатывает всегда, или только раз в несколько дней? Вывод очевиден. Вот и с папами примерно также: «Воскресный папа радует, но только по воскресеньям! В остальные дни его, по сути, не существует. Как персонаж в мозгу ребенка, который оказывает на него личное педагогическое воздействие, его не существует!». Поэтому, чтобы не превращаться только в «воскресного папу», встречающегося с ребенком на полдня с утра-пораньше по схеме «чем раньше выполнил свой отцовский долг, тем быстрее освободился и можно заниматься чем-то более полезным и/или приятным!», важно сохранять дистанционный контакт с ребенком на протяжении всей недели, каждого месяца и года, хотя бы через день! И все социальные сети и мессенджеры папам здесь в помощь. И если для этого нужно приобрести и подарить ребенку в возрасте от 5 лет мобильный телефон и оплачивать его, значит это нужно сделать. В том числе договорившись с ребенком и его мамой хотя бы о примерном времени звонков от папы! Чтобы это не отвлекало ребенка от его ежедневных полезных дел и уроков, а ожидание письма или звонка от папы не становилось прикрытием для постоянных виртуальных игр в телефоне или жизни в социальных сетях.

Если ребенку более 14 лет, его эмоциональные реакции, мышление и память уже приближаются к взрослому, для успешного личностного контакта и педагогического воздействия вполне допускается общаться и один раз в неделю, с сохранением одновременной высокой дистанционной активности по мобильному телефону, социальным сетям и мессенджерам.

При этом, при общении разведенных пап как с детьми в возрасте до 14 лет, так и старше, очень важно иметь хотя бы одну-две постоянные и четко выделенные темы для взаимодействия, интересные для самого ребенка. Это как бы психологические «направляющие», «векторы взаимодействия», которые можно проводить через общение с ребенком на протяжении многих месяцев и даже лет, сохраняя его постоянную заинтересованность в контакте с отцом.

Например:

- Сын в возрасте от 3 до 10 лет коллекционирует игрушечные автомобили, конструкторы или игрушечное вооружение какого-то конкретного вида или производителя. Или играет в персонажей конкретного фильма или мультсериала (от «Звездных войн» до «Фиксиков», «Как приручить дракона», «Черепашки-ниндзя», «Человек-паук» и т.д. Кровная обязанность отца – не просто приобретать и дарить соответствующие игрушки, но и научиться самому разбираться во всем этом; выучить имена героев, знать их в лицо; иметь собственную позицию тем или иным острым моментам игры и вести с ребенком заинтересованный диалог на эту тему.

Механическое дарение ребенку при встрече даже самых дорогих игрушек

не создает его общности с отцом, это дает только обсуждение тех тем,

которыми в данный момент времени живет ребенок.

И если ребенок в данном возрасте живет игрушечными персонажами,

родители должны уметь учить ребенка морали и знаниям о жизни

на понятных для него примерах из игрушечной жизни его кукол.

- Маленькая дочь собирает куклы какого-то конкретного вида, их «домики», аксессуары и т.д. Задача отца – аналогична, как и в пункте выше. Знать в лицо всех кукол «Лол», «Энчантиусов», «Барби», «Сказочный патруль», «Свинку Пеппу» и т.д., их питомцев, детали интерьеров и многочисленные аксессуары.

- Ребенок начал увлекаться каким-то конкретным видом спорта. Папа обязан следить за соответствующими чемпионатами, знать кумиров своего ребенка, уметь поддержать беседу, по возможности самому заняться спортом и ходить с ребенком на соответствующие соревнования.

- Ребенок начал проявлять интерес к какому-то виду научных знаний (физика, химия, биология и т.д.) или практической деятельности (компьютер, электромеханика, радиотехника, робототехника, автотехника и т.д.). Папе важно не только поддержать интерес ребенка, но и проявлять инициативу в приобретении собственной начитанности по данной теме, инициировать проведение совместных опытов, исследований, дискуссий и т.д.

- Ребенок проявил интерес к трудовой деятельности отца или к его спортивным или иным увлечениям (хобби). Папа начинает регулярно брать ребенка к себе на работу, постепенно вводя его в нюансы профессии. Или постепенно втягивает его в свой спорт (велосипед, горные лыжи, сноуборд, альпинизм, дайвинг, марафон, многоборье и т.д.) или увлечения (рыбалка, охота, военно-исторические и археологические истории и реконструкции, общественно-политическая или религиозная деятельность и т.д.).

В данном случае важно обеспечить то, чтобы отцу и его ребенку всегда было о чем поговорить не только при личной встрече, но и при дистанционном общении по телефону! Помните:

Встречи и общение отцов и детей после развода должны иметь

не только внешнюю форму в виде какой-то совместной деятельности,

но и внутреннее содержание, в виде заинтересованного обсуждения

таких тем, которые помогают сформировать личность ребенка.

Чтобы были темы общения, нужна именно не просто совместная деятельность с ребенком, а интересная самому ребенку. И при всем моем не очень позитивном отношении к тем же видеоиграм, особенно онлайн/сетевым, если папе нужно построить отношения с сыном, ему вполне можно стать и участником такой игры. Цель – сохранение и развитие глубокого личного контакта с родным ребенком, оправдывает средства!






Дата публикации: 10 ноября 2021 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍