blog
Автор: Зберовский Андрей Викторович Все записи психолога (1192)
Просмотров 549
Фейк. Многие уже слышали слово – «фейк». Это – «заведомо ложная, но очень правдоподобная информация, специально распространяемая для достижения какого-то эффекта». Для создания и распространения фейков на различные темы тратятся огромные деньги, враги России этим занимаются даже на государственном уровне. Люди часто не понимают: Зачем нужен фейк? Как работает фейка? Как защитить свою психологию от фейка? Отвечу на эти вопросы.
Само явление фэйка вызвано достигнутой к 2010-х году легкостью обработки и передачи видео контента в смартфонах. Плюс, отсутствием оперативной цензуры в Интернете и мессенджерах. Дело в том, что печатное слово или аудио текст по радио не дают такого пропагандистского эффекта, так как не создают полной визуализации события. В телевидении же, с учетом того, что его могут смотреть дети, крайне жесткие сюжеты не приняты. Между тем обусловленный психо-физиологией восприятия и мышления человека принцип «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!», никто не отменял. Поэтому фейки, преимущественно – видео материалы или фото скриншоты постановочного видео.
Причем, иллюзия якобы внешней «необработанность» видео материала, подкупающее своей достоверностью его низкое качество, как раз является верхом мастерства фейк-режиссеров. Это и создает у зрителей как чувство сопричастности к происходящему, так и полное доверие к исходному источнику фейк информации, будь то спам-рассылка от неизвестных вам лиц или часто пересылаемое сообщение от знакомых в мессенджерах. А еще возникает эффект «подглядывания в замочную скважину», когда вы якобы узнаете что-то тайное для остальных, что пробуждает особый интерес к фейк материалам.
Фейк отличается от вранья, клеветы или просто непроверенной и неточной информации пятью важными диагностическими признаками:
1.Фейк – не столько информация о каком-то факте или событии, сколько – яркое, эмоционально окрашенное впечатление о нем, которое поражает воображение, повергает в шок. И не может оставить равнодушным даже в том случае, если к вам лично оно не имеет ровно никакого отношения. Фейк, в отличии от просто информации, работает не на уровне логики человека и его анализа окружающего мира. Фейк – это сообщение, которое вызывает настолько бурную эмоциональную реакцию, что до логических операций анализа и синтеза, до формирования своего личного объективного мнения, мозг не доходит. Задача фейка – потрясти эмоциональную сферу человека, ввергнуть его в шок, отключив его функции разумного осмысления происходящего. Мозг как бы застревает в первичном впечатлении, зацикливается в нем, крутится как белка в колесе, не может продвинуться дальше. Это достигается за счет того, что фейк строится на самых сильных для человека эмоциях, имеющих значение для самосохранения и выживания: боль, страх, вина, стыд, зависть, возмущение несправедливостью, гнев, ненависть, потрясение, смятение, ужас, паника и т.д. Кровь, крики, огонь, смерть, мотивация к защите кого-то или фрустрирующее чувство личной беспомощности – фундамент фэйка.
2.Фейк не столько притягивает к чему-то, сколько отталкивает от чего-то. Вызывает, как я называю, «психологический рвотный рефлекс». Этот эффект повышает доверие человека к фейку, так как кажется, что он не навязывает какую-то явную точку зрения; просто, якобы, объективно информирует о чем-то. На самом деле, отталкивая от чего-то, что вызывает шок, фейкоделы, одновременно, аккуратно и незаметно подталкивают человека в другую сторону, наводят на нужные им мысли. В этом и состоит суть фейк-манипуляции:
Так как мышление человека стремится всегда иметь под собой основу,
какую-то базовую мировоззренческую позицию,
явно отталкивая от чего-то, фейк как само собой разумеющееся
предлагает зрителю принять другую сторону,
даже если сам человек до какого-то момента это не осознает.
И даже уже осознав это, останется на новой для себя позиции, так как она уже будет укреплена множеством фейков, личным участием в их распространении и мнением других людей, также обработанных фейками.
3.Фейк – такая информация, которая вызывает сильнейшую потребность поделиться ей, распространить ее по как можно большему числу людей. Причем, распространить именно в исходном первичном виде, без собственной авторской корректировки и обработки. Что позволяет фейку довольно долго сохранять свой потенциал, не ослабляясь, не теряя той изначальной концентрации эмоций, что обеспечивает уже описанный эффект фейка – восприятие и передачу информации без личного рационального анализа.
Чтобы было понятнее, приведу аналогию. Вы спокойно идете по улице, вдруг из подворотни выбегает окровавленный человек и громко кричит вам в лицо: «Медведи!!! Они сбежали из зоопарка и едят нас заживо!!! Троих уже съели!!! Беги!!! Предупреди всех!!!» От неожиданности и комплексности воздействия (кровь, крик, действие) Вы впадаете в шок. Ваш мозг не успевает обработать информацию, но ввиду ее крайней важности, он уже вовлекается в действие. И вот вы, вместо того чтобы помочь раненому человеку и позвонить в полицию, сами, сломя голову, уже несетесь по улице и кричите «Медведи!!! Бегите!!!», вовлекаясь в фейк, становясь его соучастником. И только потом осознаете, что в городе вообще нет зоопарка…
Сама эта схема работает именно потому, что сильные эмоции, завязанные на страхе и ужасе, как раз и придуманы, чтобы ввиду их важности для выживания, как можно быстрее, не теряя время на собственное обдумывание, люди распространяли вокруг, тем самым, спасая членов своей семьи или племени от опасности. Именно эту биологически заданную особенность нашей психики эксплуатируют профессиональные фейкоделы, погружая человека в пучину первичных панических эмоций, делая его соучастником распространения фейка, укрепляя фейк самим вашим вовлечением. Ведь тут все просто:
Чем больше людей громко кричит в ужасе – тем правдоподобнее фейк,
тем больше людей он охватит, надежнее сохранится в их памяти,
тем дольше просуществует и сильнее повлияет на человека и общество.
Поэтому, получив фейковую информацию из разряда шок-контента, мы тут же передаем ее дальше как бы на автопилоте, не раздумывая. Как сейчас многие делают с информацией, получаемой ими якобы от украинских граждан (реально от спецслужб других стран). Обрекая тех своих родных, близких, коллег по работе или подписчиков в своих социальных сетях и мессенджерах на получение ровно такого же эмоционального удара, что получили мы сами.
Передавая фейк дальше, мы оказывается не только его получателем,
но и проводником фейка, посредником в его передаче,
укрепляя доверие ему собственным авторитетом в глазах
того человека, кому бездумно пересылаем.
Если же у нас это вызвало сильную эмоцию, то своим комментарием мы еще и усиливаем эффект фейка, являясь как бы его мегафоном. Это если бы вы услышали в своем подъезде чей-то сдавленный крик «Пожар!», а своим более зычным голосом разнесли эту информацию в разы сильнее. Пожар, в итоге, может не подтвердиться, но виновником паники окажется не тот, кто первично что-то неуверенно заподозрил, а именно вы, ввиду силы своего голоса и широте охвата аудитории.
4.Ввиду примитивности тех эмоций, на которые рассчитан фейк, но одновременной их жизненной важности для выживания, фейк вызывает у человека только односложные, черно-белые, так называемые адреналиновые реакции вовлечения, по типу «бей/беги/кричи». Подвергнувшись воздействию шок-контента, поддавшись ему и начав механически, бездумно транслировать его и продвигать дальше, человек инстинктивно рассчитывает на то, что и окружающие его люди также попадут под очарование фейка; у них будет аналогичная реакция, в результате чего будет сформирована единая общая позиция по данному факту/событию. Причем, реакция односложная, однобокая, черно-белая по своей контрастности. Имеющая ту направленность, на которую программирует человека фейкодел: вызвать страх, отвращение, возмущение, чувство вины и т.д.
5.У человека, которому неведомый ему фейкодел сформировал плановую реакцию, появляется сильное желание почувствовать «чувство локтя», увидеть аналогичную же реакцию у тех, кому он эту информацию передаст. Это ожидание проистекает из самой исходной простоты адреналиновых реакций и имеет своей целью разделение тех людей, что окружают того, кто начал копировать и распространять фейк на своих-чужих, что соответствует так называемой бинарной, черно-белой первобытной психологии «друзья-враги».
Если все вокруг в ответ на передачу фейка выдают одинаковую реакцию поддержки фейка, они автоматически становятся «своими», сплачиваются в некую общность («племя своих») и далее распространяют фейк уже общими усилиями. Причем, пересказывая содержание фейка другим людям, просматривая видеоматериал вместе с ними, обсуждая с ними фейк, человек не просто озвучивает фейк своими словами, адаптируя его к специфике аудитории, но и многократно прослушивает самого себя, копируя информацию в собственной памяти, зомбируя себя еще глубже; доводя себя до уровня эксперта в теме, самоубеждаясь на все 100%, гася в себе любые возможности аналитического критического изучения вопроса. Так, в горячке адреналиновой реакции, несколько раз передав фейк дальше, нередко, обманывают сами себя, не видят откровенных нестыковок и явной лжи даже очень взрослые, образованные и умные люди.
Сплетня или клевета могут остановиться на ком-то,
кто их осмыслил, включил фильтр разума,
тем самым оборвав цепочку передачи.
Фейк легко передается от человека к человеку,
так как передача производится в основном на эмоциях.
Если в ответ на ретрансляцию фейка тот человек, что попал под его психологическое воздействие, вдруг встречает сопротивление окружающих, они автоматические становятся для него «чужими». В семье, трудовом коллективе или компании друзей закономерно возникает конфликтная ситуация и перепалка на глубоко личные, мировоззренческие или даже обще идеологические темы.
При этом, если вокруг фейка уже образовалась сплоченная группа с «промытыми мозгами», то либо она организовано вступает в конфликт с другими группами, либо психологически давит кого-то одного несогласного. Если же человек попавший под воздействие фейка не находит вокруг себя понимание, то он ощущает себя изгоем, впадает в депрессию или в агрессию. В любом случае, конфликт или хотя бы напряжение вокруг материалов фейка будет обеспечен, а психологический диссонанс гарантирован.
Подведем итоги. Фейк имеет под собой следующие задачи:
1. Эмоциональным шок-контентом произвести неизгладимое впечатление, тем самым временно парализовав индивидуальное критическое мышление человека.
2.Замотивировать человека принять участие в мгновенном распространении фейка, чтобы сформировать однородное эмоционально возбужденное состояние у максимального числа окружающих.
3.В процессе передачи дополнительно «добить», доубедить самого человека в истинности фейка, сделать адептом позиции фейкоделов.
4.Вызывая инстинктивное отторжение от того, что человек визуализировал благодаря фейку, навести мысли, направить мировоззрение человека в нужную сторону.
5.Поссорив человека с теми людьми, кто не поддержит его позицию (искусно созданную фейкоделами), вызвать конфликты в социуме, разделив его на ссорящихся «своих» и «чужих», ослабив его перед лицом внешних врагов.
6.Приучив человека к фейкам, вызвать его недоверие и неприятие официальным средствам массовой информации, поссорить его с собственным народом и государством;
7.В максимальном варианте идеологически подготовить человека для вхождения в «пятую колонну», в минимальном – сделать его оппозиционером или пассивным саботажником.
Если объяснения механизма работы фейка, построенные на психологии, оказались сложными, поясню проще: Фейк – информационный вирус, который попадая в мозг человека, стремится подчинить его себе и использовать его ресурсы для дальнейшего само копирования (репликации) и распространения дальше, при этом отравляя организм человека и выводя его из строя как члена общества, превращая в скрытого «троянского коня». Как видите, при умелом использовании, фейк – это серьезное орудие чужой пропаганды, с которым необходимо серьезно бороться.
Так как фейки создают серьезные профессионалы, в том числе с солидной журналисткой и психологической подготовкой, отличить фейк от истинной информации в короткие срока практически невозможно. Поэтому лучше всего никак не обсуждать фейк с близкими людьми и, тем более, не рассылать его дальше, пока не появится возможность проверить точность впечатлившей вас информации по надежным альтернативным источникам. Более того: чтобы погасить силу фейка, лучше всего приучить себя вообще принципиально не читать и не смотреть сообщения, приходящие к вам в мессенджеры или социальные сети с неизвестных вам номеров. Чтобы убить фейк, нужно сразу блокировать все те адреса, откуда вам спамят фейками, никому ничего не пересылать и не вступать в переписку с теми, кто вам их шлет. Помните:
Фейк умирает только от полного отсутствия вашей реакции на него!
Поэтому, даже не участвуя в идеологической борьбе и тем более, в реальных боевых столкновениях, мы все можем быть полезны своей Родине и своей армии тем, что сделаем себя неуязвимым к вирусу фейков. И пусть миллионы долларов и евро наших противников, ежедневно затрачиваемых на работу фабрику фейков, превратятся просто в бесполезные фантики. Не так давно мы всем миром победили ковид; эпидемию вирусного распространения фейков мы также успешно преодолеем!
С уважением, психолог, доктор культурологии, Андрей Викторович Зберовский.