blog По следам 29-ой конференции «Практики развития»
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

По следам 29-ой конференции «Практики развития»


По следам 29-ой конференции «Практики развития»

Жалобы на сложность не принимаются!

Б.Д. Эльконин



С 21 по 23 апреля была участницей Конференции «Практики развития». Погружение в атмосферу психологии развития, общение и обмен опытом с коллегами наполняло меня в эти дни. Конечно, площадки были посвящены образованию и педагогике, но я нашла моменты, которые можно переложить в практику психологического консультирования.

Заинтересовали практики соучастного проектирования, которые отлично подойдут для работы с подростками в профориентационной работе, да и в любом проекте, предполагающем соучастие.

И ещё я поняла, как сильно скучаю по Борису Иосифовичу. Но учитель продолжается в своём ученике, верно?.. Так что незримо, через своих товарищей, коллег и учеников, Хасан всё же присутствовал на конференции. По крайней мере, хочется в это верить.

Публикую часть заметок с разных площадок конференции. По привычке отмечала именно опоры, а не тезисы, так что заметки довольно отрывочны, и вполне возможно, без контекста не будут особо понятны... В этом случае предлагаю использовать их как отправные точки для размышлений.

По следам 29 ой конференции Практики развития

- У нас событийная педагогика! – возмущаются учителя.
- Это у вас.
(про отсутствие интереса у детей)

Б.Д. Эльконин:

«Найти свой вход в свой мир»

«Присвоить могущество в преобразовании мира»

Площадка «Практики самоопределения подростков в современном мире» (Лукина А.К.)

Преодолеть страх ошибки

Ответить на вопросы: «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?»

Для современного подростка важны опоры – и их ему приходится строить самому! (как барону Мюнхаузену.) При этом самое главное – понимающая и поддерживающая позиция родителей и педагогов.

Вопрос для родителей (для снятия тревожности): «Где и чему учились Вы? Кем работали и работаете?»

Площадка «Соучастное проектирование как условие выращивания субъектной позиции подростка» (Тихомирова А.В.)

Участие ребёнка в принятии решений – это право, и родитель должен обеспечивать его реализацию. И это часть концепции современного детства, см. Конвенцию о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

«Лестница участия» Харта отражает разные степени участия и вовлечённости в принятие решений, которые затрагивают права и интересы группы. Эти ступени лестницы отражают эволюцию уровня вовлечённости, инициатива должна пройти по этим ступенькам (комм. участника площадки: «Ребёнок запрыгивает сразу же на 8-ую, но взрослые искусственно спускают его вниз»).



Ступень 1: Манипуляция
Детей приглашают принять участие в мероприятиях и обсуждениях, однако у них нет реального влияния на решения и результаты. В действительности, их присутствие используется для достижения каких-то других целей, например, для создания более благоприятного впечатления и т.п.
Ступень 2: Декорация
Дети нужны для того, чтобы представить их как группу. Они не играют значительной роли (за исключением присутствия) и выполняют роль декоративного оформления. Их ставят на видное положение в организации, чтобы это было легко заметно для внешних наблюдателей.
Ступень 3: Имитация
Детям предоставляются некоторые роли, но они не имеют реального влияния на какие-либо решения. Создается фальшивое внешнее представление (намеренно или ненамеренно), что они участвуют в принятии решений, но на самом деле они не имеют какого-либо выбора в отношении того, что делается и как это делается.
Ступень 4: Информирование
Взрослые осуществляют руководство и принимают решения; детям предлагается играть определенную роль или выполнять отдельные задачи. При этом детии понимают свое реальное влияние.
Ступень 5: Информирование и консультации
Взрослые осуществляют руководство и принимают решения, при этом дети выдвигают свои идеи и предложения и их информируют о том, как эти предложения учитываются при окончательных решениях или в итоговых результатах.
Ступень 6: Инициатива взрослых и совместные решения
Решения и инициативы выдвигаются взрослыми, но детям предлагается участвовать в принятии решений и в принятии ответственности в качестве равных партнеров.
Ступень 7: Дети все решают и делают сами
Дети сами придумывают, сами делают независимо от взрослых. Они могут обратиться за некоторой поддержкой, но инициативы детей, как правило, воплощаются без вмешательства взрослых.
Ступень 8: Инициатива детей и совместные решения
Решения и идеи выдвигаются детьми, которые предлагают взрослым принять участие в процессе принятия решений в качестве партнеров.

Модель Лоры Ланди утверждает, что четыре элемента (пространство, голос, аудитория и влияние), включенные в хронологическом порядке, способствуют обучению и развитию членов сообщества, принимающих решения. Фокус здесь на социальных изменениях, которые должны происходить в результате участия детей. Использование модели Ланди демонстрирует ее эффективность, когда, в частности, детям предоставляются «безопасные, всеобъемлющие возможности для формирования и выражения своих собственных взглядов». Это место для взросления, пространство исследования и проектирования.

1.Пространство участия: у детей должна быть возможность для выражения собственного мнения
2. Голос: взрослые должны оказывать содействие ребёнку в выражении собственного мнения
3. Аудитория: мнение ребёнка должно быть выслушано, должно быть в обязательном порядке озвучено ответственным людям и структурам
4. Влияние: у каждой возможности детского участия должен быть потенциал к социальному изменению

«Ты не имеешь права находится там, где тебе неинтересно»

Самое сложное:

1.Позиция взрослого: делиться ответственностью за процесс;

2. Среда доверия и активности важнее результата.

Площадка «Профессиональный марафон как средство порождения субъектности школьников» (Асташев Б.А., «Красноярский техникум промышленного сервиса»)

Экскурсии на предприятия, но чаще - в образовательные организации – это традиционный подход. Марафон – это «примерка» профессий, рефлексия через рабочую тетрадь (каждого этапа и всего марафона). Профессиональный марафон – мероприятие, в ходе которого учащиеся последовательно проходят ряд этапов-проб, демонстрирующих различные аспекты человеческой деятельности.

- протяженное по времени (от нескольких часов до нескольких дней);

- должно быть событием;

- объединять задания одной идеей;

- возможно соучастие взрослых.

Задание:

- должно быть таким, чтобы его можно было выполнить за отведённое время

- опираться на уже имеющиеся у школьника умения (либо школьникам следует дать предварительную подготовку)

- должно показывать сущность профессии.

Площадка «Предпринимательство в образовании: условия, возможности, перспективы»

Факультет свободных искусств и наук «Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка)» предлагает модель обучения, по которой студенты со второго курса выбирают одно из семи направлений ("Современный медиатекст", "Музыка и музыкальный театр", "Публичная политика и международные проекты", "Кино: кинокритика и кинопроизводство", "Предпринимательство в образовании", "Публичная история", "Философия. Политика. Экономика") и строят свою индивидуальную образовательную траекторию (позднее профилирование).

Учебный план каждого студента выстраивается из трех блоков: обязательные дисциплины (General Education), дисциплины по основному направлению (Major) и элективные курсы (Electives).

БЛОК General Education: Письмо и мышление, Всеобщая история, Иностранный язык, Математика и информатика, Физическая культура и спорт, Философия, Введение в филологию, Введение в социальные науки, Методы принятия эффективных управленческих решений, Педагогика: построение траектории непрерывного образования, Безопасность жизнедеятельности.

Self-skills ― компетентности, связаны с навыками самообразования, самоопределения, понимания своих приоритетов, построения собственных программ развития.

Исследование – разработка – внедрение
(бизнес-процесс)

Площадка «Условия и признаки развития субъектности в образовательном событии» (на материале Сибирской молодежной Ассамблеи «Профессии будущего»)

Субъектность формируется не за счёт «движухи», а благодаря написанию рефлексивного эссе – если автор замечает себя как причину того, что происходит при декомпозиции опыта.

«Что я могу осознать, то могу и сделать»Любое обучение – как личное событие, эффект единства ситуации и позиции

ЧТО ТАКОЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?
Вопрос для родителей (карта смыслов самостоятельности)

Конференции "Практики развития"



Дата публикации: 21 мая 2022 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Зайцева Юлия Борисовна

Зайцева Юлия

Клинический психолог, семейный системный психотерапевт, гипнолог
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром и сэкономить на психологе.
Психолог Уразкина Вера Николаевна

Уразкина Вера

Дипломированный клинический психолог, гештальт специалист.
Психолог Арделян Юлия Вячеславовна

Арделян Юлия

Сертифицированный клинический психолог. На данный момент момент обучаюсь методу работы в...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернявский Александр Александрович

Чернявский Александр

Получить консультацию Практикующий психолог, сертифицированный гештальт-терапевт....
Психолог Кличановская Дарья Александровна
Консультация по Skype

Кличановская Дарья

Практикующий психолог, учусь на гештальт-терапевта




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍