blog
Автор: Яковлева Наталья Тихоновна Все записи психолога (7)
Просмотров 2518
Фильм «Опасный метод» увлекает возможностью разночтения. Поскольку главными героями являются выдающиеся психиатры Фрейд и Юнг, первично возникает желание исследовать их художественные образы, личную и профессиональную жизнь и взаимоотношения друг с другом. Однако кроме них на арену действий авторы фильма выводят не менее интересные и эмоционально заряженные фигуры Сабины Шпильрейн, сначала пациентки, потом ассистентки, любовницы и в конце состоявшегося психотерапевта, а также Отто Гросса, врача-больного, ученика Фрейда.
Анализу каждой личности в отдельности можно посвятить много времени, но вглядываясь в название фильма, мы обнаружим, что оно ведет нас к еще одному содержанию. Оценке подвергается радикальный психотерапевтический Метод «лечение беседой», являюшийся творческим продуктом З.Фрейда, и используемый Юнгом в исцелении своих больных. Метод состоит в том, что врач предлагает пациенту рассказать о своих переживаниях в форме свободных ассоциаций. Оказывается, если пациенту дать возможность поговорить о своем страдании, то это снимает напряжение и даже устраняет болезненный симптом. Так и происходит у героев фильма. Сабина Шпильрейн, рассказывая о наказании в детстве отцом , обнаруживает истоки болезненного стремления к получению унижения от окружающих людей. В кабинете Юнга она вновь обретает возможность принимать свои чувства и сексуальные импульсы, запрещенные семейным воспитанием и социальными установками. Психотерапия помогает пациентке избавиться от истерических припадков.
Тогда почему метод терапевтической беседы, успешно применяемый последователями Фрейда опасен? Социум ограничивает человека в выражении своей индивидуальности, а психотерапия, напротив, поощряет принятие и выражение чувств и влечений. Тогда могут возникнуть сомнения: не ведет ли психотерапевтический метод к риску безмерного использования личной свободы, нарушению общественных норм?
В фильме показывается, как герои пользуются предоставленной свободой. Фрейд отказывается поведать Юнгу свой сон, боясь излишнего самораскрытия и потери авторитета. Отто Гросс заявляет другую крайность и призывает Юнга максимально воспользоваться свободой, не сдерживать сексуальные импульсы. «Ничего нельзя ограничивать», - говорит он и демонстрирует полную расторможенность поведения в кабинете Юнга, залезая без спроса в ящик его стола, рассматривая фотографии и письма. Юнг спорит с ним: «Не сдерживать себя – значит дать волю опасным и разрушительным силам». Он находится между Фрейдом и Гроссом в понимании свободы. Имея духовные ценности, совесть он сдерживает прорывающиеся инстинкты, умело лавируя между желаниями и необходимостью исполнения жизненных задач. Сабина Щпильрейн, избавившись от болезни, становится успешным психотерапевтом. Пройдя успешный курс лечения, она говорит: «Наша задача – научить пациентов пользоваться свободой».
Зрителю предлагается ответить на вопрос: может ли психотерапевтический метод научить пользоваться свободой так, чтобы человек излечиваясь от симптома, не пришел к вседозволенности?