blog
Хочу написать о слове «воля». В повседневной речи мы часто используем его. «Проявить волю», «волевой человек», «волевое решение». Думаю, что если опросить 1000 человек, большинство из них отметит волю как положительное качество, как то качество, которое хотелось бы иметь или развивать.
На приеме у психолога люди тоже часто говорят о воле. Просят помочь выработать это качество или жалуются, что оно совершенно отсутствует. Реакция психолога на такой запрос зависит от его «конфессиональной» принадлежности. Думаю, что у бихеовиориста и у гештальт-терапевта она будет разной.
Давайте, не заглядывая в психологический словарь, попробуем определить, что такое воля. Мой вариант такой — воля это способность делать, то, что в данный момент делать не хочется. Выполнять действия, которые не соответствуют сиюминутному желанию и состоянию. Без этой полезной возможности мы не смогли бы получать отсроченное удовольствие. Человек выполняет скучную работу, чтобы получить деньги, а затем купить на них что-то приятное для себя. Или вспахивает землю, чтобы посадить картошку, чтобы потом выкопать ее и съесть.
Воля необходима, но при этом важно учитывать, что воля это насилие. Насилие, которое человек осуществляет сам по отношению к себе. Теперь получается странно — такое «хорошее» слово «воля» и такое неприятное слово «насилие».
«Волевые» люди пугают. Если они могут игнорировать свои желания, потребности, свою боль — вдруг они так же отнесутся к чувствам, желаниям и нежеланиям другого человека. Механизм проекции для них никто не отменял. Чувствительные безвольные гедонисты с большей вероятностью могут сделать другому хорошо.
Что является полярностью к воле? Мне не удается найти для этого одно слово. И это само по себе любопытно. Насилие по отношению к себе имеет название. А как назвать следование только за актуальными желаниями? Гедонизм? Наверное, это не совсем здесь верно. Но за не имением лучшего...
Прислушайтесь к словам — «волевой человек» и «гедонист». В нашей культуре первое словосочетание имеет позитивный оттенок, второе — скорее негативный. Это один из устойчивых интроектов, глубоко укоренных в культуре, с которыми мы много работаем в ходе психотерапии. Насилие над собой возведено в культ, — доблесть, добродетель. Внимание и следование за своими сиюминутными желаниями рассматривается в лучшем случаем как слабость, в худшем как порок.