blog
Автор: Дрыгваль Лариса Евгеньевна Все записи психолога (14)
Просмотров 1110
Какой почерк должен быть у человека, который живет в ладу с самим собой, с окружающими, получает удовлетворение от жизни и реализует свой потенциал?
Чтобы ответить на эти вопросы и определиться с понятием гармоничности почерка, сначала необходимо разобраться с психологическим понятием «гармоничная
личность».
Психологическая гармония - это комплексная характеристика, проявляющаяся в согласии человека с собой, окружающими людьми и миром в целом. И не секрет, что внутренний мир и покой ведет к душевному и физическому здоровью человека.
Каким образом графология способна на такую диагностику? Почерк - отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента,
отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Не существует одинаковых почерков так же, как и не существует двух одинаковых людей. Каждый
человек уникален по своим особенностям и жизненному опыту, эту уникальность можно увидеть в почерке.
При анализе почерка изучается буквально все: особенности движения, формы, организации текста на бумаге, нажима и его нюансов, величина и ширина букв и
даже незаписанное пространство. Но главное при этом не просто проанализировать каждую черточку или росчерк в отдельности, а собрать все элементы почерка
воедино, в целостную картину личности.
Поэтому главный закон графологического анализа гласит: любая черта характера, особенность человека отражается в почерке только через ряд признаков. Один единственный элемент в почерке сам по себе ни о чем не говорит. Для каждого психологического качества в почерке должен сформироваться целый синдром признаков (как совокупность), причем степень выраженности этого синдрома будет указывать на степень выраженности исследуемого качества.
Итак, графологический синдром, т.е. комплекс признаков относительной (т.к. абсолюта не существует) гармоничности личности в почерке:
1. Однородность почерка. Почерк будет выглядеть равномерным, единообразным, текучим и закономерным. Определяя этот признак нужно учитывать, что полного, идеального постоянства движений не существует ни у одного живого существа, в том числе и человека. Здоровое постоянство и регулярность, о которой мы говорим в почерке, допускает легкие колебания и чуть заметное непостоянство элементов, но подразумевает, тем не менее, некую общую гармонию, единство элементов, их однородность.
В дисгармоничном, нерегулярном, непостоянном почерке – нерегулярность бросается в глаза, вызывая впечатление неупорядоченности и непоследовательности в стиле, в различных элементах.
Наличие однородности в почерке свидетельствует об эмоциональном постоянстве, внутренней стабильности и слаженности психических процессов, устойчивости перед внешними влияниями окружающего мира. Человек спокоен, стабилен, эмоционально уравновешен, в нем нет излишней возбудимости и внутренней тревоги, нервозности, раздражительности.
2. Важное условие: продвижение почерка вперед относительно листа бумаги, его динамизм и активность. Быстрый почерк выглядит прогрессирующим, свободным, спонтанным. Медленным же почерком на графологическом языке называется скованный, зажатый, или пассивно-заторможенный почерк, в котором нет импульса, продвигающего его вперед.
Быстрота в почерке будет свидетельствовать о психической и физической активности человека, целеустремленности, мотивации, наличии желания и интереса к
саморазвитию, достижениям и активной жизненной позиции («движение – жизнь»).
3. Относительная соразмерность трех зон в букве. Средняя, верхняя и нижняя зоны букв соотносятся друг к другу в пропорциях 1:1:1 или 1.5:1:1.5 Верхняя зона-
«хочу» соразмерима с нижней зоной «могу», при этом средняя зона «удовлетворение от происходящего» способна воспринимать и радоваться результатами труда и развития. Надо учитывать и то, что этот параметр необходимо оценивать и с точки зрения качественности написания данных зон (зажатости, угловатости либо раздутости, подвижности, нажима и пр.)
4. Подпись. Соотношение почерка и подписи говорит о соотношении Я- реального и Я- идеального в личности. Совпадение реального образа человека с желаемым имиджем – свидетельствует о внутренней самодостаточности и удовлетворенности своим реальным образом. Крайние расхождения в этих представлениях указывают на внутренний конфликт, диссонанс и неудовлетворенность реальным положением вещей.
Итак, при анализе почерка - помним, что только сочетание (комплекс вышеприведенных признаков) может говорить о наличии в человеке гармоничного
начала, помогающего успешно адаптироваться, преодолевать жизненные трудности и жить в ладу с собой и окружающими.
Примеры и разборы различных видов почерков смотрите в оригинальной статье.
Лариса Дрыгваль, графолог, кандидат психологияеских наук, руководитель Московского филиала Школы Графоанализа Инессы Гольдберг
Статья напечатана в журнале "Научная Графология", 03, 2010 г.
Графология-MSK, http://www.grafologia-msk.ru