blog Графология - научное обоснование.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Графология - научное обоснование.


Графология - научное обоснование.

В последние полвека современная графология получила признание и широкое распространение в ряде европейских государств - в Германии, Швейцарии, Дании, Франции, Израиле, Италии, Венгрии и других. В России пока эта технология является эксклюзивной. Я не говорю о популярных книжечках по графологии, которые ничего общего с научным подходом в графоанализе не имеют.

В результате десятилетий исследований и взаимодействия графологов разных стран, накоплен богатый теоретический и эмпирический материал по исследованию почерка, определены единые принципы и закономерности графоанализа, разработан свой понятийный аппарат, написано большое количество диссертаций и научных трудов. Многие из которых опубликованы в ведущих научных рецензируемых медицинских и психологических журналах мира.

Графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Она хорошо коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д., - качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков.

Одного дедуктивного подхода в графоанализе недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.
Немного о графологической логике

Вопреки обыденным представлениям об анализе почерка, связывающим отдельный конкретный признак в почерке со специфической чертой характера (признакологический подход), в научной графологии используется синтезный гештальт-подход.
Здесь очень важным и уместным будет упоминание о существовании "графологической логики", без которой в профессиональной графологии не обойтись. Человеческое сознание тяготеет к "линейности", упрощению, стереотипу – и это естественно. Но формальная логика и формальный подход в психодиагностике и, в частности, процессе графологического анализа скорее всего подведет.

Формальная (Булева) логика, основанная на том, что любое утверждение либо 100% истинно, либо 100% ложно (принцип "да-нет"), не подходит для анализа личности (и почерка), поскольку такая логика по определению не в состоянии описывать противоречивую реальность.
Хотим мы этого или нет – но человеческая личность (как и вся природа) построена на противоречиях и основана на сложном переплетении и взаимодействии элементов и факторов. Формальная же логика, являясь важным инструментом в других областях познания (принцип, «да-нет»), сводит картину происходящего к упрощенным формулам, и поэтому не годится в качестве инструмента для профессионального графолога.

Этим и обусловлена живучесть подхода "признак = качество" среди популярных изданий по графологии и любителей-графологов. Интересно, что никого не смущает главное: "признакология" не работает. Разумеется, есть совпадения или близкие попадания, но этот "метод" совершенно ненаучен, на выходе получаются невообразимые длинные списки непонятно как связанных между собой качеств личности, чаще всего просто-напросто несочетаемых.

Но зачастую именно «признакология» принимается за настоящий графологический метод – и именно по этой причине графологический анализ в своем научном изложении пока не очень известное и нераспространенное явление в России, даже среди специалистов – психодиагностов. Кроме того, до недавнего времени негде и не у кого было научиться научному подходу в анализе почерка.
Стоит подробнее остановиться на основных принципах графологического анализа, отражающих комплексный гештальт-подход:

1). Дуализм графических элементов
Каждый элемент почерка имеет как положительную, так и отрицательную, часто даже противоположную, интерпретацию. При выборе интерпретации все решают графологические «обстоятельства» (другие признаки почерка). Более того, каждый признак, как правило, имеет по нескольку как положительных, так и отрицательных значений.
Интерпретация признаков зависит:
а) От их количества
б) От их выраженности
в) От сочетаний и комбинаций с другими различными элементами почерка

2). Закон взаимоподтверждения
Один отдельный признак, как и единственный вид признаков – не могут претендовать на истину. Необходимо «перекрестное» взаимоподтверждение или исключение посредством подтверждающих или опровергающих дополнительных признаков. Должен сложиться «синдром», т.е. специфический набор соответствующих друг другу признаков, - тогда интерпретацию или набор характеристик можно считать обоснованными. И – наоборот: синдром не складывается - вывод неверный.

3). Зависимость количества значений признака от его выраженности
Чем более ярко, заметно, и с большей частотой выражено определенное явление в почерке, тем больше интерпретаций ему соответствует
4). Крайность проявления признака свидетельствует о крайности его значения
Если явление не просто присутствует в почерке, а явно преувеличено, имеет чрезмерные или гипертрофированные формы, не просто выражено – выражено искаженно, чрезвычайно сильно или встречается слишком часто, - этого достаточно, чтобы сразу выбрать наиболее отрицательные характеристики. Крайности свидетельствуют о крайностях.

5). Умеренность явления = «золотая середина»
В противоположность крайностям, если графический признак выражен очень умеренно – настолько, что на первый взгляд кажется неоднозначным, вызывает сомнения и оказывается «пограничным» - берутся значения умеренного, нейтрального содержания, свидетельствующие об умеренной выраженности той или иной личностной тенденции.
В процессе графологического анализа также учитывается:
• Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
• Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ
• Исходные данные, касательно пишущей руки, наличия очков, пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфия, дислексия и т.д.)

- Пол и возраст
На первый взгляд, можно удивиться тому, что при графологическом анализе нужно указать пол и возраст, ведь, казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии. Но это не так.
Дело в том, что у почерка есть "свои" пол и возраст, и хотя статистически, чаще они будут соответствовать биологическим, - они запросто могут и не соответствовать им как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом – субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст, при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.

Список трудов и диссертаций о валидности графоанализа внешних исследователей, официально опубликованных во всемирно известных научных изданиях и журналах. Библиографическая информация, содержащая данные о научных работах, диссертациях и исследованиях, проведенных учеными- графологами и не графологами, а также список авторитетных специализированных научных изданий и журналов, опубликовавших эти работы, начиная с 1950 года. Библиографию можно увидеть на сайте International Graphological Colloquium (IGC)*

* Библиография на английском и других языках.

Научные книги о графологии на английском языке.

По материалам сайта Школы Графоанализа Инессы Гольдберг

Книги Инессы Гольдберг (Эксперт-графолог, руководитель Школы научного графоанализа).

Читайте также по этой теме:

Профессионал или дилетант?

Графология- это сродни эзотерике? Научна ли она?



Дата публикации: 08 апреля 2010 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Мещанова Светлана Николаевна

Мещанова Светлана

Психолог, гештальт-консультант, работаю в интегративном подходе, индивидуально со...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Ребриева Александра Александровна

Ребриева Александра

Гештальт-консультант, Арт-терапевт, семейный психолог
Психолог Турушева Татьяна Сергеевна

Турушева Татьяна

Психолог-консультант, Кризисный психолог
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Максакова Елена Васильевна

Максакова Елена

1 высшее - Психолог-педагог 2 высшее - Консультирующий психолог (заканчиваю обучение в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍