blog
Автор: Эльза Раисовна Мифтахутдинова Все записи психолога (54)
Просмотров 2287
Далеко не во всех случаях речь идет о жадности, любви к халяве или уровне дохода потенциальных клиентов (об этом я отдельно скажу в той части, где будет про скидки).
Основная, наверное, мысль об оплате психотерапии такова: за деньгами обычно стоят не деньги.
Главная, пожалуй, причина, по которой мысль об оплате будущей (еще не начавшейся) психотерапии вызывает у человека внутренний протест – это страх.
Страх отдать деньги «ни за что», точнее говоря, за «ничто». За шарлатанство, пустую болтовню, в лучшем случае за «просто разговор», в худшем, за манипуляции над собственной уязвимой психикой.
Это не удивительно. Ведь психотерапия – это товар, который нельзя ни попробовать на вкус, ни пощупать руками; это платная услуга, прибегая к которой не будет возможности потребовать бесплатного пробника или возврата.
Тревога быть обманутым, прогадать, промахнуться – тут очень высока. Тем более что такие случаи тоже бывают: есть риск напрасно потратить деньги, попав к некачественному специалисту или к качественному, но такому, который не подходит именно этому клиенту.
Но дело не только в том, что бывают прецеденты.
Что обычно вызывает у нас тревогу? Это малознакомые вещи или процессы, чётких критериев которых мы не знаем. А практическая психология (её правила, критерии, методики, цели и результаты) относится к области неизведанного для большинства наших сограждан.
Это обстоятельство усугубляется тем, что у нас вообще очень низкая культура потребления услуг. В норме продвинутый потребитель готов набрать хотя бы минимальный багаж знаний о том, что он хочет получить (купить). Культура потребления услуг диктует пробы, ориентированность на поиск. А в нашем обществе есть (и это в лучшем случае) готовность выбирать (знакомиться, мереть, менять, собирать информацию о предмете и т.д.) вещи, но не услуги.
Поэтому если человек сразу не находит устраивающего его поставщика услуг, то в существенном проценте случаев он обесценивает данную услугу целиком, услугу как таковую.
Правда в том, что хороших специалистов в любой области меньше, чем плохих. Их – этих хороших специалистов в любой области – надо искать, подбирать. Этот поиск, подбор, выбор требует усилий (как выбор любой необходимой вещи, в которой вы изначально не разбираетесь). А зачастую и материальных вложений: например, сходить на разовую консультацию к нескольким разным специалистам и выбрать того, кто конкретно мне подходит.
Это нормально. Проблема только в том, что наша культура выбора находится в настолько зачаточном состоянии, что у нас эта норма ещё не привита, ещё не осознанна именно как норма.
Страх отдать деньги за нечто вовсе не ценное обусловлен также кажущейся простотой психотерапии (нередко реакция на первую встречу с психотерапевтом или психологом-консультантом выглядит как «и это всё? а где же Великое Чудо?!») и её длительностью (психотерапия разочаровывает, не оправдывая ожиданий незаслуженно и нереально быстрого успеха).
В нашей стране, где с работой психолога знакомятся по комедиям о психоаналитиках (даже не подозревая, что психолог и психоаналитик – это далеко не одно и то же), каждый второй считает, что «и сам отлично разбирается в психологии». Принимая свою сострадательность (или умение манипулировать, или умение дать хороший совет) за прирожденный Дар Психолога, имея полученные из книг или на полугодичных курсах поверхностные знания (но отнюдь не навыки, техники и другую необходимую для психологической практики базу), люди зачастую относятся к психотерапии с установкой «я и сам это могу». А кому же захочется платить другому за то, с чем и сам отлично справишься?
На это заблуждение («я и сам это могу») дополнительно работает тот факт, что у психологов нет атрибутов «особого знания», которые есть, например, у врачей (возможность выписывать лекарства, использование сложных приборов для диагностики и даже пресловутый белый халат, который уже намекает на своего рода кастовую принадлежность). Я думаю, никому не надо объяснять, что я ни в малой степени не пытаюсь принизить высокую ценность профессиональной работы врача, говоря лишь о том, что с точки зрения представительности, авторитетности – врач находится в более выгодном положении. И то далеко не всегда – вспомним о всех многочисленных случаях самолечения…
В то же время у психологов нет внешней эффектности, особых процедур и обещания чуда, которые есть в шарлатанских или заведомо вредных для психики подходах, таких как «Лайф-спринг», например. Именно благодаря тому, что шаманам с удовольствием платят, такие системы как «Лайф-спринг» собирают огромное количество последователей. За чудо готовы платить многие.
Если речь идёт о том, что человеку не хочется платить за психотерапию, которая им уже начата, то здесь возможны варианты:
Человек может не хотеть платить, потому что не получает адекватной помощи от психолога, с которым работает, и чувствует разочарование.
Может быть и такая ситуация, что клиент не удовлетворен результатами психотерапии, но при этом чувствует, что терапия что-то даёт (поддержку, например). Это может произойти потому, что психолог – не достаточно хороший профессионал или по другим причинам: клиента не удовлетворяет метод, нет достаточного контакта или, например, терапевт хорошо работает, но не может достаточно быстро справиться с ожиданиями чуда.
Тот факт, что человек не удовлетворен психотерапевтом может оказаться частью глобальной проблемы клиента, который всегда недоволен, неудовлетворён и\или озлоблен в отношениях с другими людьми. В этом случае недовольство психологом – часть общей по содержанию проблемы клиента.
Возможно, человек не хочет прилагать усилия для изменений в терапии. «Дорого», «жалко», «оно того не стоит» – отличные предлоги для самооправдания.
Бывает и так, что клиент хочет не профессиональной помощи, а принимающей любви и бессознательно оскорбляется, что надо платить за любовь. Такой паттерн очень характерен для клиентов с пограничными расстройствами – именно они делают всё, чтобы не платить и всеми правдами и неправдами пытаются «подружиться» с психологом.
В том случае, если речь идёт именно о выражении сопротивления через деньги, клиент может, например, манипулировать психологом «я вам так много плачу, а вы мне до сих пор не помогли!».
Борьба за деньги может объясняться попыткой выразить агрессию (в том числе, возникшую в терапии на других людей, чаще всего на родителей). К сожалению, наши специалисты по выше упомянутым культурным причинам плохо подготовлены к такому роду сопротивления.
И то, насколько корректно психолог-консультант или психотерапевт способен отреагировать на подобное сопротивление (и вообще на обсуждение денежных вопросов) тоже показатель его профессионализма.