blog
Автор: Эльза Раисовна Мифтахутдинова Все записи психолога (54)
Просмотров 1761
Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты. (…) Если есть основания думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна. Он предпочитает чувствовать по-прежнему, в соответствии с этими универсальными образными шаблонами и независимо от их отношения к действительности. Если же ему приходится изменить эти образы, человек становится мрачным и раздражительным, а иногда психически больным. (…) Удачливый человек – это человек, образы которого ближе всего к действительности, поскольку в этом случае действия приводят к задуманным результатам. Неудачником же становится человек, образы которого не соответствуют действительности, о чем бы ни шла речь: о браке, политической деятельности, деловой жизни или лошадиных скачках.
Эрик Берн
Мало что вызывает такое раздражение, как разговор о позитивных и негативных установках (разве что намек на то, что у визави тоже есть бессознательное, встречающий зачастую яростный отпор «нет! я полностью осознан(а)!» или «всё, что угодно, можно объяснить бессознательным»).
Позже я постараюсь обязательно написать о том, почему разговоры о позитивном мышлении и положительных установках вызывают такое раздражение, но в рамках этого текста постараюсь касаться только его основной темы.
Негативные установки – привычки ума. Эти шаблоны, определяющие отношение к себе и миру, бывают более или менее универсальными («к тридцати годам все хорошие мужчины давно женаты, свободны только импотенты и неудачники») и глубоко индивидуальными («стоит только мне расслабиться, как со мной тут же случается какое-то несчастье»).
Это фильтр, не позволяющий видеть реальность и новые возможности. Даже шансы, которые сами идут в руки, человек нередко отвергает под влиянием негативных установок, находя для сохранения не устраивающего его положения вещей какую-нибудь рациональную причину (смехотворную с точки зрения постороннего наблюдателя).
Люди, которым ненавистно само словосочетание «позитивное мышление», нередко говорят «я никогда не поверю, что достаточно просто повторять «у меня всё хорошо» или «я здоров», чтобы получить желаемое». Разумеется, они абсолютно правы.
Просто повторять «я гений», «я выйду замуж за Джонни Деппа» или «я обязательно разбогатею» недостаточно. Нужно верить всей душой, превратить мысль в убеждение (а разница между этими понятиями огромна). Эта разница, кроме прочего, заключается в том, что если мы по-настоящему верим во что-то, то наша вера сопровождается чувствами: если я верю в хорошее, то испытываю радость, подъем. Если я не испытываю положительных чувств, работая с каким-то позитивным убеждением, то я на самом деле не верю. Я хорошо знаю это по себе: несколько раз в жизни мне требовалось похудеть.
Невозможно одновременно верить, что «лишний вес стекает с меня как вода» или «я сбрасываю вес с рекордной быстротой» (это мои любимые установки, когда я хочу похудеть) и постоянно злиться и переживать из-за лишнего веса. Если я недовольна собой, всё время думаю «нет, блин, ну я же очень толстая» или «да ни фига я не худею», то я худею очень медленно, даже при диете и больших физических нагрузках. Так что самое трудное для меня – быть довольной своим телом и быть в хорошем настроении. Тогда я худею легко и быстро с гораздо меньшими усилиями.
Надо учитывать еще и то, что часто наши сознательные желания, наши поверхностные мысли противоречат нашим бессознательным глубинным желаниям и убеждениям: есть вещи, в которые мы – не скажу «верим», но пытаемся верить – осознанно, а есть вещи, в которые мы действительно верим. Можно сказать, бессознательно верим. Потому что когда обращаешь внимание человека на несоответствия между тем, что он исповедует как желаемое и тем, что он делает, человек обычно начинает яростно отрицать свою веру. Однако путем несложных наблюдений со стороны становится заметно, во что человек действительно верит.
К еще большему сожалению, бессознательная вера и бессознательные желания с легкостью одерживают верх над осознанными («бьют их, как стоячих», как сказал один клиент на психологической группе).
Например, сознательно человек хочет быть успешным и разбогатеть (скажем, прекрасно зарабатывать с помощью любимого дела или найти альтернативный источник дохода). А бессознательно этот же человек считает, что желать богатства и благополучия стыдно, что стремящийся к хорошей жизни субъект непременно бездуховен, что богатые и желающие богатства люди ему, мягко говоря, несимпатичны. Чужое стремление к благополучию вызывает у него не уважение и радость за других, а скепсис, зависть, презрение или неприязнь. Неудивительно, что такой человек вряд ли разбогатеет. Ведь к чему бы он ни стремился сознательно, в глубине души он верит, что богатство – это нечто плохое. А плохого мы старательно избегаем. Поэтому человек будет свое попадание в это плохое состояние блокировать, ведь «стать богатым» – это сделаться одним из тех глубоко неприятных ему людей, чьи ценности совершенно не совпадают с его собственными.
Вообще, это универсальное правило: если мы хотим чего-то, к чему бессознательно испытываем негативные чувства (злость, страх, тревогу, обиду, недоверие, презрение), то нам гораздо труднее это получить. Психологи, занимающиеся преимущественно работой с проблемами личной жизни, часто встречаются с ситуациями, когда женщина сознательно очень хочет встречаться с мужчиной или выйти замуж, а бессознательно верит, что «все мужики козлы», или боится мужчин, или считает, что жизнь с мужчиной очень трудная, а «брак – это такая обуза!» У женщин, работающих с психологами по поводу стойкого бесплодия, не вызванного при этом никакими физиологическими причинами, нередко обнаруживается такие установки, как «дети – это очень тяжело», «вот родишь ребенка и считай, что жизнь кончилась», «быть матерью – это чудовищный крест». Нередко освобождения от подобных установок бывает достаточно, чтобы забеременеть. В других случаях, оно является не единственной, но существенной составляющей терапии.
Человек, «истинная вера» (установки) которого противоречит исповедуемому сознательному желанию, будет стараться оправдать это неразрешимое противоречие (для нас – людей – не только важнее быть правыми, чем счастливыми, но и жить в непротиворечивом мире важнее, чем жить хорошо). Поэтому, например, человек, сознательно стремящийся к материальному благополучию, но плохо относящийся к богатству и богатым, будет заключать невыгодные договора и упускать заработки. Именно когда ему предложат какую-нибудь выгодный платный контракт, он обязательно будет занят какой-нибудь неотложной бесплатной работой, которую ему по сугубо внутренним причинам непременно нужно сделать как можно скорее, хотя ее выполнения никто кроме него не ждет. У такого человека постоянно будет не хватать сил, чтобы выполнять выгодные заказы, он будет ссориться с заказчиками или просто испытывать такую неприязнь к ним, что не сможет с ними работать. Даже если это очень умный человек, прекрасный специалист, он перестает понимать задания, выполняя их неправильно.
Он, вероятно, сможет один или два раза победить установку сознательным желанием, но поставить дело своего финансового благополучия на поток он не сможет до тех пор, пока не изменит ту часть мировоззрения, которая касается богатства.
До этого он будет саботировать приток доходов, а желательно еще и найдет неожиданные большие траты (пусть даже это будет человек, ведущий весьма и весьма экономный образ жизни). Разумеется, это будут расходы, не приносящие удовлетворения (например, на лечение или починку чего-либо), чтобы они ни в коем случае не ассоциировались с благополучием и богатством.
Даже если у такого человека найдется альтернативный источник дохода, он будет верить, что это «ненадолго», «случайные деньги», и бессознательно сделает всё, чтобы аннулировать этот доход.
И, наконец, даже повысив свой доход, человек может продолжать жить как бедный. Недаром говорят, что есть люди бедные и богатые на уровне самосознания. Даже если богатый по своим установкам человек обеднеет, он будет чувствовать себя богатым, но просто на время попавшим в несвойственное ему положение. Бессознательно и осознанно он сделает всё возможное, чтобы вернуться в нормальное для него благополучие. К сожалению, если на человека, бедного по своим установкам, валится нежданное богатство, он всё равно будет ощущать себя бедным (временно разбогатевшим) и сделает всё, что восстановить статус-кво, как та американка, которая дважды выиграла несколько тысяч долларов в лотерею, но, очень быстро истратив эти деньги, живет теперь в старом трейлере в бедности.
Самая мешающая негативная установка – прямой запрет на счастье.
Чаще всего она бывает либо у людей, которых с детства запугивали («Если будешь радоваться – потом случиться что-нибудь очень плохое»), либо у людей, обремененных невротическим чувством вины («Как ты смеешь хотеть хорошего для себя, когда всем вокруг так плохо?», «Ты этого не заслуживаешь!»), либо у тех, кому с детства внушили, что счастье это ненормальное состояние. В последнем случае довольно часто речь идет об установке, что жить хорошо – это бездуховно. Что желание (а главное, умение) жить хорошо – признак внутренней ущербности: «Жить хорошо – и всё?! Это всё, к чему стоит стремиться?!». Нет, конечно, не всё. Но почему бы для начала не стать и счастливым тоже? Почему счастье и духовность должны противопоставляться? Почему хорошее должно исключать духовность, а не быть ее частью. Почему люди считают, что Тот, Кто их создал, желает им чего-то иного, кроме как хорошего?
На самом деле, можно быть счастливым и при этом посвящать себя богоискательству, добрым делам или служению ближнему. А можно быть глубоко несчастным и при этом вести «теплохладную» эгоцентрическую жизнь, в которой очень немного места для той же духовности. В таких случаях тоже можно воскликнуть «И это всё?! Так может быть, стоит для начала добавить в это хотя бы счастье?!».
Когда мы находимся во власти негативных установок, нам просто не приходит в голову, что можно жить по-другому.
Осознав силу влияния негативных установок, люди часто спрашивают: «почему же я держусь за них, даже когда точно знаю, что они не соответствуют действительности? Почему сохраняю их, когда это вредит мне?»
У негативных установок (как и у привычки быть несчастным) есть серьезные вторичные выгоды. Они позволяют человеку подкреплять привычное видение себя и жизни. Да, в этой картине он может выглядеть плохим, несчастным, неустроенным, страдающим и одиноким. Зато его мир сохраняет стабильность. Разрушение привычной картины мира это стресс, которого психика старается избежать. Хотя и платит за это дорогую цену: гнусное самовосприятие и уныние вместо радости жизни.
Кроме того, запас негативных установок позволяет не думать самому, не реагировать спонтанно, пользуясь готовыми стереотипами.
Ну и наконец, образ страдающего, печального, одинокого главного героя (или всегда рвущейся на части ради чужого блага главной героини) имеет немало бонусов: тебя жалеют, тобой восхищаются, о тебе говорят «надо же, какой умный, талантливый, добрый (…нужное вставить), а как ему не везет в личной жизни, карьере, заработках (… нужное вставить)» (а это показатель особенной, значительной судьбы).
Работа с позитивными установками – это большой труд. Он индивидуален: в каждом случае нужны будут свои открытия и меры.
Негативные установки (особенно запрет на счастье) бывают настолько глубокими, эмоционально заряженными и травматичными, что не со всеми из них может получиться работать самостоятельно. В этом случае лучше всего менять их в рамках психодрамы или групповой психотерапии.
Там, где возможна самостоятельная работа, она нередко бывает сложной и… достаточно нудной и кропотливой.
Я скажу сейчас о некоторых (только некоторых ее аспектах), и может быть, однажды напишу более подробную статью именно на эту тему.
Для начала их нужно несколько недель отслеживать свои негативные установки, кропотливо наблюдая за собственными мыслями и чувствами. Это редко бывает непрерывным процессом (хотя и хорошо бы сделать его именно таким): вам может надоесть, вы можете забыть или решить, что «это не помогает» (хотя наблюдение – только первая часть процесса). Результаты наблюдений лучше фиксировать: записывать или делиться с кем-то (а еще лучше делать и то, и другое). Стоит возвращаться к такой работе несколько раз: через месяц, через два или три месяца, а потом через полгода.
Затем нужно выработать привычку относиться критически к каждой мысли, рисующей самого себя или важную часть жизни в черном свете. Это время анализировать установки, воспоминать об их происхождении и спрашивать себя «из-за чего я так думаю? Что на это работает? Что было бы с моей жизнью, если бы я думал об этом по-другому?». Спрашивать обычно приходится не по одному разу: часто не удается сразу вспомнить «откуда я знаю, что я неудачник?» или вспоминаются далеко не все «источники информации».
После этого следует заменять негативную установку положительной (её необходимо тщательно сформулировать, и она должна звучать так, чтобы «цеплять» вас, отзываться, а не просто быть набором слов), которую придется повторять. Я могла бы предложить, записывать 10 раз подряд в течение 2 недель. Но говоря по правде, положительные установки нужно повторять до тех пор, пока они не подействуют, а на это иногда нужны месяцы.
Быстрых изменений не будет: большинству из нас требуется от полутора до трех месяцев, чтобы привыкнуть к новому образу мыслей.
И, повторюсь, часто нужна более глубокая работа в терапии.