blog НОВОЕ СЛОВО
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

НОВОЕ СЛОВО


НОВОЕ СЛОВО

Предлагаем вашему вниманию метод "Сценарные расстановки", как новый способ системной работы при создании художественных форм, который поможет существенно облегчить работу сценаристов в работе над созданием сценария, актеров и режиссеров при нахождении новых форм выражения, продюсеров для системного анализа кассовых сборов.
Системно-феноменологический подход - это вид психологической, помогающей практики, разработанный Б. Хеллингером и названным Расстановкой (авторский термин). Метод расстановки - это синтез более 10 психологических техник для помощи прежде всего в сложных семейных ситуациях, но уникальность метода позволила с успехом использовать его в системно-феноменологическом анализе для нахождении верного образа-решения во множестве сфер жизни.
Метод этой работы можно для упрощения формы назвать научно-чувственным или же разумно-эмоциональным, когда на стыке между законами науки и проживанием наших чувств из глубинной бессознательной памяти не только личностной, но и общечеловеческой рождаются уникальные решения.
Сегодня с успехом проводятся системно-семейные расстановки, бизнес расстановки, организационные расстановки, расстановки внутренних частей, симптомные расстановки, расстановки сказочных сюжетов и др.
Основы сценарных расстановок с 1995 года включены в курс сценарной мастерской Высшей школы кино и телевидения в Мюнхене. Метод сценарных расстановок начал приобретать популярность в Европе на рынке консультационных услуг. В России такие услуги до настоящего времени не предоставлялись.

Я начала работать со сценаристами и авторами книг, исследовать удачные и провальные картины Голливуда, при помощи сценарных расстановок анализировать неудачные пьесы знаменитых авторов.
(Например: х/ф "Остров головорезов" 1995 год. кинокомпании "Carolco Pictures". Фильм вошел в книгу рекордов Гиннесса, как самый провальный фильм Голливуда. Забытые, не пользующиеся успехом у зрителя пьесы: И.А.Крылов "Модная лавка", В.И. Немирович-Данченко "Цена жизни", И.С. Тургенев "Вечер в Сорренте"," Провинциалка", "Где тонко, там и рвется", У. Шекспир "Перикл", Д.Г. Байрон "Манфред", "Каин", А. Дюма (отец) "Генрих 3-й и его двор", " Кин, или беспутство и гениальность", И.В. Гете "Ифигения в Тавриде" и др. Список можно продолжить.)
В то время, когда критики находятся в недоумении относительно провала, забвения или неудачи того или иного произведения, системно-феноменологический подход позволяет дать ответ об очевидных ошибках - это, прежде всего, нарушение базовых ценностей между иерархическими уровнями систем, перегруженность персонажей или же напротив, деление одного аспекта на 2-3 роли, смещение фокуса с темы заявленной важной для зрителя, на тему важную для сценариста, как попытку проработки своей семейной динамики, что "считывается" зрителем, как отсутствие лояльности к нему.
Расстановка сценариев не только упрощает работу сценариста (режиссера) на разных стадиях процесса, но и показывает великое многообразие «правильных» осложнений экспозиции истории, динамики конфликта и драматургии характеров.

Во всех фазах работы над сценарием, особенно на стадии экспозиции, сценарная расстановка хороша, прежде всего, для проверки персонажей.
Вопросы, которые могут звучать, примерно следующие: есть ли в моих персонажах сила, достаточно ли они убедительны? Как мои персонажи относятся друг к другу? Правдоподобно ли показан или развивается их конфликт? В достаточной ли степени прописаны характеры героев?
На стадии подготовки сюжета уместно также задаться вопросом о релевантности материала вообще - это не только оценка степени соответствия, но и степени практической применимости результата, а также степени социальной применимости варианта решения сценария, как задачи. При этом особенно важна фигура зрителя, заместителя которого можно спросить, заинтересовала ли его история, какая из фигур оказалась для него самой привлекательной, какой аспект действия пробудил наибольшее любопытство (что, по большей части, ясно и без опроса «зрителя», а видно уже по его поведению в расстановке). На этой стадии работы над сценариями продюсеры часто просят ввести фигуру "кассовых сборов" или же, фигуру "оптимальная стоимость билетов" на спектакль - все, что так или иначе относиться к финансовой стороне вопроса и коррелирует с бизнес расстановками.

На стадии написания сценария можно подробно рассмотреть «слабые места» развития действия. Например: почему история «зависла» в этом месте? На этой фазе можно проверить соответствует ли поведение персонажей их характеру, важна ли та или иная отдельная сцена для общего развития сюжета, на сколько важны второстепенные роли. То, что работает для общей структуры, применимо также и для драматургии отдельных сцен. Кроме того, на этой стадии написания сценария расстановочная работа дает авторам возможность экспериментальным путем опробовать различные варианты продолжения произведения. Поскольку я многократно прошу авторов попеременно вставать на место их собственного фокуса, на место зрителей и отдельных персонажей пьес, они через собственное телесное восприятие получают живой и неожиданный подход к своему произведению.

Еще один извечный и трудный вопрос – это концовка произведения, как метафоричное отпускание своего ребенка во взрослую и самостоятельную жизнь.
В нашей работе хороший финал произведения определяется автором, а именно: для кого финал действительно будет хорош - для зрителя, для героев произведения, для самого автора, для кассовых сборов и проч. Часто эти фокусы финала удается объединить. Для его разрешения мы проводим временнУю интервенцию, как бы «перематываем» действие вперед и смотрим, куда тянет фигуры в конце произведения. Обычно каждый персонаж стремится к наиболее выгодному для себя разрешению. И это не обязательно всегда счастливый конец. Особо отягощенный с системной точки зрения персонаж, например, может стремиться в смерть и этот финал оказывается верным как для него, так и для зрителя.
В сценарной расстановке может быть решена также классическая проблема множественного конца. Часто авторы задают вопрос: "возможно ли объединить несколько идей концовки в одной?" В сценарной расстановке есть возможность опробовать все авторские варианты и как правило, становится предельно ясно, какое из окончаний истории, между которыми не может выбрать автор имеет наибольшую силу.
Сам процесс сценарной расстановки, как психотехнический ритуал погружает автора в работу альфа-ритмов головного мозга, что как известно и является ритмами творческого вдохновения, когда мы открыты и восприимчивы, словно дети.
Альфа-ритм 8-12 герц, ему в своей высшей стадии соответствует уровень сверхсознания, соответствующий уровню просветления и внутренней свободы.
Известный нейробиолог Джон Лерер в своей работе "Вообрази" говорит об этом состоянии так: "Источник каждой новой идеи всегда один и тот же. Нейронная сеть мозга вдруг меняется. Ни с того ни с сего электричество начинает течь по незнакомому руслу, вызывая колебание в монтажной плате клеток. Но порой одной лишь сети недостаточно и тогда мы начинаем объединяться и объединять."
После расстановочной работы авторы, с которыми мне довелось работать, говорили о неожиданном для себя результате, который оказался настолько очевидным, логичным и наглядным, что возникло чувство, будто в реальности встретил своих героев, поговорил с ними и получил от них удивительные ответы, до которых не мог добраться сам. У автора после расстановочной работы возвращаются силы, затраченные на творческие муки в поисках ответов.
Еще одна форма, которую можно использовать в сценарной расстановке на стадии, когда идея еще будто "витает в воздухе" и сознательно сложно ее уловить.
В этом случае мы работаем на прямую с бессознательным автора (то, что в классической расстановочной работе называется аутопоэзом или движением духа).
В данном случае я прошу автора выбрать лишь форм, жанр будущего произведения, в рамках которого мы используем основные архитипические модели Драматики (Драматика — ведущая система программного обеспечения для компьютерной разработки сценария). По первым экспериментам расстановок с восемью ролями драматики, как видом сценарной расстановки, данных пока недостаточно. На основе работы с 4-6 архетипами возникло предположение о том, что существуют некие основополагающие формальные модели развития возможных историй, драм и биографий, равно, как и синтез этих моделей, что приводит к созданию новых форм, к которым мы, как воспринимающая система в системной работе методом расстановки, очевидно, имеем прямой доступ.
Если автору удается выдерживать глубокие культуральные слои, на которые попадает его творческое воображение, то это всегда хорошо для произведения, что наглядно демонстрирует метод сценарной расстановки.

Одна из самых смелых и привлекательных новых перспектив, отличающаяся неисчерпаемым полем, которое открылось нам в развитии расстановочной работы - это применение системной работы в творческой сфере, что еще вчера казалось невозможным, сегодня дает удивительные результаты, делая ближе автора с его творением, а сам процесс творчества более осознанным, а следовательно и более ответственным.

Системный семейный психотерапевт, расстановщик
Елена Куликова- Алексеенко.



Дата публикации: 30 сентября 2014 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Максакова Елена Васильевна

Максакова Елена

1 высшее - Психолог-педагог 2 высшее - Консультирующий психолог (заканчиваю обучение в...
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Мещанова Светлана Николаевна

Мещанова Светлана

Психолог, гештальт-консультант, работаю в интегративном подходе, индивидуально со...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Турушева Татьяна Сергеевна

Турушева Татьяна

Психолог-консультант, Кризисный психолог
Психолог Ребриева Александра Александровна

Ребриева Александра

Гештальт-консультант, Арт-терапевт, семейный психолог
Психолог Савельева Дарья Сергеевна
Консультация по Skype

Савельева Дарья

Сертифицированный гештальт-терапевт, работаю с взрослыми в личной формате




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍