blog Психология почерка: каллиграфия и графология - идеальное в реальном?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Психология почерка: каллиграфия и графология - идеальное в реальном?


Психология почерка: каллиграфия и графология - идеальное в реальном?

Источник: Школа Графоанализа Инессы Гольдберг

Графологическая наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Нет сомнения, что разновидности занятий, развивающих точность движений рук, распространенные, например, в традиции Японии - развивают мозг человека с детства.

Тысячи иероглифов, оригами, манипуляции палочками для еды, искусство икебана, медитативные и боевые искусства, требующие максимальной сосредоточенности конечностей.. И, конечно же, знаменитая японская каллиграфия, для профессионалов - несущая в себе и философский и медитативный смысл. Интересно взглянуть на каллиграфию (подразумевая аккуратное повторение художественно выполненных форм) не с точки зрения художественного вкуса и искусства, а с точки зрения графологии как психодиагностического инструмента.

Говоря о каллиграфичности обычного почерка как таковой, другими словами - это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью.

Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка - нездорово, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический шрифт самобытным с художественной точки зрения), и во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и о полном замещении им беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности. Поскольку главным становится сознательное внимание, психомоторный и оптический контроль, и они направлено на соответствие Форме в почерке - на оформление букв.

Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика обычного почерка - отрицательно сказывается на психологическом и психосоматическом здоровье.

Однако мы говорили о каллиграфичности почерка человека вообще. Говоря же о каллиграфии как искусстве или художественно-эстетическом самовыражении (когда обычный почерк каллиграфа сохраняет здоровую простоту и спонтанность), проблематичные характеристики становятся нейтральными, при этом для тех, кому это необходимо, периодические тренировки каллиграфией могут быть полезны с точки зрения выработки концентрации, сосредоточенности, волевого контроля, тщательности, терпеливости, педантичности и эстетического чувства.

Для кого-то это занятие может послужить отличной тренировкой мелкой моторики, оптического контроля, аккуратности, усидчивости, - это может быть своего рода медитацией.

Вместе с этим, с точки зрения графотерапии, нельзя рекомендовать каллиграфию в качестве терапии - особенно людям, склонным к перфекционизму, навязчивостям, обсессиям, чрезмерно педантичным, с повышенным уровнем стресса, перенапряжения, мышечно зажатым или скованным психологически и т.д.

Если говорить о японцах или китайцах - а ведь их традиции и ментальность ярко отражают психологическую подоплеку их стремления к каллиграфичности: унификацию(униформа?), одинаковость, послушание, исполнительность, скромность и покорность, ментальность "маленького человека", "одного из тысяч"...

С точки зрения профессиональной графологии и графотерапии, занятие каллиграфией не может, например:

- быть лекарством от многих различных психологических комплексов,

- способствовать развитию спонтанности и внутренней свободы,

- развить активность натуры, внутреннюю мотивацию,

- содействовать появлению или проявлению лидерских или пробивных качеств,

- научить доверять своей интуиции,

- расположить к объективному восприятию жизни,

- привить личностную самостоятельность,

- способствовать уменьшению зависимости от мнения окружающих,

- уменьшить проявления эгоизма, нарцисстичности,

- понизить влияние имиджевости в своей жизни,

- придать умение отделять главное от второстепенного, определять приоритеты, - научить стратегически и нестандартно мыслить и т.д.

Более того, эти и многие другие, не перечисленные здесь качества характера или затруднения могут только усилиться или развиться в процессе каллиграфического воздействия.

Тренировки каллиграфией могут быть использованы теми, чей почерк далек от каллиграфического, для:

- усиления глубины внимания,

- улучшения концентрации (меньше реагировать на внешние и внутренние раздражители),

- развития волевого усилия при его нехватке,

- дисциплинированности,

- образного мышления, художественного воображения,

- для развития формальной социальной расположенности,

- повышения значимости общепринятых норм, правил, консерватизма и законопослушности (при игнорировании всего этого),

- тщательности и исполнительности,

- стремления к ясным и нормативным взаимоотношениям с окружающим миром,

- импульсивных людей (коррекция самообладанием),

- тех, кто рассеян, несобран, неаккуратен,

- тех, чей эстетический вкус страдает,

- кому не хватает внутренней критичности,

- развития терпения, последовательности, предсказуемости,

- коррекции отвлекаемости и возбудимости,

- развития самоорганизованности,

- исправления тенденций к вспыльчивости, истеричности,

- коррекции антисоциальности и так далее.

Считаю, что каллиграфия - это эстетика, искусство, красота, заслуживающая признания, сродни любому другому художественному направлению. Но как профессиональный графолог, считаю, что оно и должно оставаться таковым - не нужно вводить его в повседневную жизнь или школьные прописи: их цель - научить детей ясно писать на основе общепринятого стандарта букв, после чего каждая индивидуальность развивается, проявляет себя (или нет) в соответствии со своим душевным, интеллектуальным и психофизическим состоянием.

В чем же тогда философия и медитативный аспект каллиграфии? В том, что касается, в основном, только японской и китайской техники каллиграфии: к нашему общепринятому представлению о каллиграфии (красивые или сложные шрифты или украшения) добавляются очень важные нюансы. Во-первых, это философия, стоящая за происхождением, истоками каждого иероглифа (такого нет в русском и европейских языках). Во-вторых, в иероглифах акцентируется простота, а не сложные витиеватые украшения, и что самое главное - спонтанное, быстрое выполнение штрихов или мазков, скованное движение напряженного человека портит красоту исполнения. Быстрое восприятие и острый ум стоят (развиваются) только при сочетании утонченной простоты и уравновешенной долей критичности, спонтанности.

Четыре основных элемента формы

Теперь - поговорим об одной из самых очевидных тем, актуальных для нашего почерка вообще, и для каллиграфии в частности: о форме выполнения букв. Существует стандарт, прописи, нормативное написание букв, однако люди часто предпочитают или даже злоупотребляют какими-то из форм, выполняя написание букв и связок между ними несколько непривычным способом. О значении разных форм мы и поговорим.

Говоря о четырех основах формы, важно знать, что они обусловлены ни чем иным, как четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г.Юнга*.

Речь идет о функциях: Логика (рассудочность), Этика (чувства), Интуиция и Сенсорика.

Две рациональные функции: логика и этика. Две иррациональные функции: сенсорика и интуиция.

Две рациональные функции:

1. Аркадическая (выгнутая) форма

Логика – ориентация в жизни посредством понятий, анализа и выводов относительно сути вещей.

Логика рациональна, поскольку основана на системе таких ценностей, как «верно или нет», «подлинный или нет», «целесообразность» и т.д.

Графологически «логика» проявляется предпочтением в почерке выгнутых форм, или аркад.

2. Гирляндическая (вогнутая) форма

Этика – также является рациональной функцией, поскольку основана на системе таких ценностей, как «красиво-некрасиво», «хорошо-плохо», «нравится – не нравится» и т.д.

Графологически «этика» отражается преобладанием в почерке вогнутых форм, или гирлянд.

Две иррациональные функции:

3. Углы и прямая форма

Сенсорика –ориентация ощущением реальности. Суть и возможности вещей воспринимаются такими, какие есть, непосредственно (без предварительной системы), ощущая через себя.

В почерке «сенсорика» отличается преобладанием прямых линий и углов.

4. Нитеобразная форма

Интуиция - ориентация в жизни посредством непосредственного (без системы) проникновения в суть вещей и достижение сути их скрытых возможностей.

В почерке «интуиция» выражается нитеобразными штрихами и формами.

* Более углубленно об определении в почерке психических функций и психотипов Юнга, а также о других типологиях можно прочесть во второй из восьми книг авторской серии Инессы Гольдберг, "Почерк и типы личности".

Ваша, И.Г.



Дата публикации: 13 мая 2010 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍