blog
Автор: Иорданова Ирина Витальевна Все записи психолога (4)
Просмотров 8453
Мандала ( ударение на первый слог) это — обширное и многогранное понятие. В этой статье и в дальнейших, посвященных этой теме, будет рассматриваться это понятие с разных сторон и позиций, но смысл и суть самого понятия мандала от этого не поменяется. Я уже несколько лет серьезно занимаюсь исследованием этого понятия, и постоянно открываю для себя все больше и больше граней. В последующих статьях на эту тему,я буду рассказывать о мандалах сквозь призму различных направлений и мнений ,также делаю и буду делать обзоры различных видов мандал, особенно рукотворных. Начнем наше путешествие-погружение в мир мандал. Итак, что же такое это загадочное слово «мандала» ?
Существует огромное количество определений того, чем является мандала, и все они верны с разных точек зрения и из различных состояний сознания.
Итак, мандала (в переводе с санскрита-«круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Даже её могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала сделанную мандалу разрушают.
Мандала — это символическое изображение Вселенной или нашего внутреннего мира в форме круга. Часто в мандалу вписан квадрат: четыре направления соответствуют четырём сторонам света. В психотерапии рисование, построение или плетение мандалы не имеет жёстких ограничений и правил, как в религии. Она рождается спонтанно в свободном выражении наших переживаний. Внешняя форма мандалы отражает конкретную ситуацию, но главное заключено не в форме, а в центре — источнике, из которого исходит энергия, это выражение сущности, первоначала. Мандала является энергетической матрицей, которая взаимодействует с человеком и подключает его к целительному источнику, независимо от того, осознает ли человек этот глубинный многомерный процесс.
Это уникальная практика, которая становится всё более популярной.
Мандала – это вселенная в миниатюре.
Мандала — это изображение единства вселенной через символы.
Слово мандала в переводе с санскрита означает «священный круг». Круг символизирует лоно творения, из которого происходят первичные формы.
В древней индийское литературе означало: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, общество, собрание.
В буддийской традиции термин Мандала имеет дополнительный ряд значений: 1) магическая диаграмма, используемая в практике созерцания; 2) филосовская концепция Вселенной, или «карта» космоса; 3) иерархическая лестница, на которой размещен пантеон богов;
Мандала, как система построения всего Сущего построена по определенным формулам и принципам. Как «план, схема, построение» Мандала совпадает с кругом гороскопа, цветком жизни, колесом жизни, циферблатом часов и другими построениями. Мы с вами не будем рассматривать Мандалу как буддийское или индуистское понятие, постараемся прийти к некоему принципу, системе построения и как это может помочь лично человеку, для чего это ему небходимо.
Мандала – символический рисунок, обычно – квадрат внутри круга или круг внутри квадрата, с каким-либо символом в центре. В восточной эзотерической культуре используется для медитаций.
Карл Гюстав Юнг был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных психологов. Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности. По Юнгу, символ мандалы появляется в сновидениях, когда личность находится в поисках гармонии и целостности, что часто происходит во время периодов кризиса и неуверенности. Также К.Г.Юнг обнаружил,что Мандала- терапевтическое,интергрирующее средство,использовавшееся в произведениях ,созданных его пациентами в процессе их поисков собственной индивидуальности. «Каждое утро я набрасывал в записной книжке маленький рисунок круга, мандалу, который отражал мою внутреннюю ситуацию в этот момент… лишь постепенно я обнаружил, что мандала на самом деле это: … Самость, целостность личности, которая обнаруживается, если все происходит гармонично.» (Юнг, 1965: 195-196). Юнг писал, что основной мотив мандалы является предчувствием центра личности, родом центральной точки в душе, с которой все связано, к которой все организовано, и которая сама по себе является источником энергии. Энергия центра проявляется в непреодолимом принуждении и желании стать тем, кем каждый является.
«На Востоке имеется многочисленная литература, объясняющая, как создаются подобные магические изображения. Так, например, бытует легенда о буддистском монахе, который (находясь в состоянии глубокой медитации) нарисовал врата Сукхавати, дверь в восточный рай Амитабхи. Когда шедевр был создан, он повесил эту шелковую картину на стену своей кельи. Впоследствии, опять погрузившись в медитацию, он поднялся на ноги, подошел в картине, прошел ворота, которые сам нарисовал, и исчез навсегда. Так он достиг нирваны.
Как можно интерпретировать эту историю? Если мы не пойдем дальше способностей одного лишь ума, эта история покажется странной и бессмысленной. Если мы все же обладаем даром видеть подлинную тайну легенды, она предстанет перед нами как изысканная аллегория. Медитирующий монах — это Я, заключенное в человеческой форме, которая является ограничением несовершенного ума. Картина представляет собой воплощение срединного пути, или Дао. На картине изображены ворота или дверь, потому что она воистину есть Путь. Визуализировав в ходе созерцания тайну истинного Пути и приобщившись к ней, ученик оказывается в состоянии достичь совершенства, которое, как и Путь, есть Дао. Истина открывается ему в ходе постижения, и он сам становится тем, что постиг. Постижение есть врата к Реальному, мост, возведенный из утонченной субстанции, которая осознается внутри. Тот, кто строит этот мост, может пройти по нему и отождествиться с тем, что он построил.» (Мэнли П. Холл.)
Мне пришлось отказаться от идеи суперположения Эго…. Я видел, что все, все пути, которым я следовал, все шаги, которые я делал, приводили меня обратно к одной единственной точке — а именно, к центральной точке. Мне становилось все более и более ясно что мандала — это центр. Это — представитель всех путей. Это — путь к центру, к индивидуации… Я знал, что в поиске мандалы как выражения себя я достиг того, что было для меня предельным.
К.Г. Юнг интерпретировал мандалу как универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность человеческой души.
Изображения мандал встречаются уже в самых ранних, первобытных культурах. Круг символизирует священную территорию, место силы, поэтому мандала способна оградить от враждебных сил. Кроме того, мандала олицетворяет связь с Абсолютом, с высшими силами. Ее центр – это изображение Солнца, Небесной Двери. Многие индуистские храмы построены в форме мандал – они представляют собой сочетание кругов и квадратов и символизируют различные уровни космоса. Включают в себя мандалы и изображения человеческой личности, которой предстоит пройти путь от своего эго к Абсолюту, постепенно переходя от одного уровня вселенной к другому. Изображения демонов напоминают о низменных страстях, тех частях психики, которые препятствуют пути к просветлению. В эзотерическом плане мандала символизирует целостность, единение духа и материи, мужского и женского начала и т.д. Символика мандал богата и многообразна…
К.Г. Юнг выбрал образ мандалы потому, что считал его одним из самых непосредственных проявлений глубин бессознательного. В этом образе человеческая душа изображает саму себя и тем самым помогает человеку обрести целостность. «Истинная мандала, – писал К.Г. Юнг, – это всегда внутренний образ, который постепенно строится активным воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или когда нужно разобраться в каком-либо положении, не разъясненном в священной доктрине». Мандала – это своеобразный мостик между внутренним и внешним мирами, он позволяет изобразить в виде рисунка самые тонкие и невыразимые обычными средствами переживания. Он же способен перенести человека в «иные миры» при помощи концентрации на многозначных, символических образах.
Изображения мандал используются современными психотерапевтами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта. В различных направлениях юнгианской психологии рисование мандал – это один из способов создать подходящий символ для многоплановых, невыразимых переживаний, связанных с работой в технике активного воображения, или самопроизвольно возникающих в значимых сновидениях. Символика мандал столь глубока и неисчерпаема, что раскрываемые ею возможности по истине бесконечны.
Стаья взята с моего сайта sacrumsense.ru